Статья: «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
статья (старшая группа)

Воробьева Елизавета Павловна

Материал полезен для педагогов и родителей по развитию у детей диалогичесой речи с помощью дидактичесих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие диалогической  речи у детей  дошкольного возраста  с помощью дидактической игры».

Что такое диалогическая речь? Это умение  слушать и слышать собеседника, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и самому задавать вопросы. Уровень диалогической  речи зависит от объема словаря и от уровня  овладения грамматическим строем речи. Я работаю по методике развития речи Валентины Викторовны Гербовой, которая предлагает использовать в работе с детьми наглядно  - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми .

В пособии 8 карточек-картинок, есть описание заданий  по каждой картинке отдельно как дополнительный материал, способствующий диалогическому развитию речи  вне занятий. Мне это пособие понравилось тем, что здесь предоставляется ребенку ситуация выбора с опорой на свой личный опыт. Я хочу вам рассказать, как я использую это пособие  в своей работе с детьми и как я его разнообразила.

Итак, цель пособия: Способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе диалога.

Задачи, которые можно решить с помощью этого пособия:

  1. С помощью картинок-подсказок учить делиться своими представлениями об окружающем его мире: своим личным опытом о событии из жизни.
  2. Продолжать учить детей в произвольной форме высказывать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу.
  3. Продолжать развивать умения участвовать в беседе, отвечая на вопросы и задавать их.

Например, я напомню пример диалога  по картинке «Головные уборы», как  это предлагает делать  автор.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).

«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.

Я решила модернизировать это пособие, добавив к нему сюжетные картинки, чтобы замотивировать детей на беседу и использовать в диалоге не одну, а сразу две  картинки или три из пособия. Получается сюжетная линия в разговоре. Благодаря этому варианту индивидуальный разговор воспитателя и ребенка превращается в беседу воспитателя и подгруппы детей. Это интереснее для самих детей и эффективнее для развития диалогической речи.

Беседа происходит за столом по картинкам с подгруппой из 3-4 детей. Предлагаю вариант беседы:

Сейчас мы с вами побеседуем с помощью трех картинок:

  1. Скажите, пожалуйста, какое интересное событие изображено на картинке? (день рождения)
  2. Как вы догадались? (торт, много детей, все улыбаются)
  3. Вы тоже ходите на день рождения? (да)
  4. Как вы - гости к нему готовитесь? (идем в магазин и покупаем подарок)
  5. Да, вот сейчас вы  и расскажите, как вы выбираете подарок имениннику, а помогут вам в этом картинки – подсказки. В магазин вы пойдете с сумкой, да? Какую возьмете?

Опишите свою сумку. Дети описывают.  Хорошо, а теперь мы пришли в магазин игрушек, выбираем подарок другу

Только определимся, кто именинник - мальчик или девочка? Мальчик.

Что выберет Света? Я хочу купить другу полицейскую машину.

Что подарит другу Максим ? Я подарю строительный конструктор. Я сам тоже в него люблю играть.

Во время игры дети добавляют свои комментарии из личного опыта, делятся впечатлениями из личной жизни. Такие беседы позволяют мне как воспитателю лучше узнавать своих детей.

Я задаю вопросы лично про детей: что вам  дарят  на день рождения? Кто приходит в гости на ваш праздник?

Это вариант диалога с общими картинками и только с воспитателем. Необходимо закреплять полученные умения в самостоятельной деятельности, чтобы дети без воспитателя смогли поговорить на понятные и интересные им темы. Для этого я изготовила дидактическую игру,  в которой дополнительно к сюжетным картинкам и к  картинкам – подсказкам  добавляются предметные -  индивидуальные. Темы разные, согласно тематическому плану или по желанию детей.

Чтобы дети умели общаться, мы – воспитатели создаем условия для возникновения разговора, вызываем желание рассказать.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря:

  1. Игра «Кто или что может это делать?» 

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

2  Игра «Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

3. «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игры на речевые обобщения:

  1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

  1. Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

  1.  «Придумай слово»

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи:

  1. Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

  1. Игра «Подружи слова» 

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

  1. Игра «Все сделал» 

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

  1. Игра « Ты идешь, и я иду» 

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

  1. «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

  1. «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

  1.  «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

Игры на развитие связной речи:

  1. Игра «Что на что похоже» 

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

  1. Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем удачи!

О чем говорить с ребенком в семье.

Уважаемые родители!

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   На 4-м году у детей отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными и весёлыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь. 

Предлагаю вам несколько игр, в которые вы можете поиграть с ребенком:

«Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково, н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Назови, какой…». 

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель называет животное, ребёнок отвечает, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит ,тигр рычит ,змея шипит ,комар пищит ,собака лает ,волк воет ,утка крякает ,свинья хрюкает.

Вариант 2. Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
Можно играть с мячом.

«Что где лежит?»
Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить.
- Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).
- Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»
Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет.

«Чем отличаются предметы?»
Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый.
- Назови, кто это и чем они отличаются.
- Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Какой, какая, какое»
Цель: расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.
- Я назову предмет, а ты скажи какой он.
- Яблоко какое?
- Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.

Надеюсь, что предложенные мною игры для развития речи  будут вам полезны! 

Сначала подбирайте задания, с которыми дети справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным.      

Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. Помните, играя, дети обучаются, развиваются и повышают собственную самооценку.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....

Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"

А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...

Статья "развитие мелкой моторики дошкольников с помощью упражнений и игры"

Как можно развить мелкую моторику ребенка и для чего это нужно...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"...