Долгосрочный проект "Скоро в школу мы пойдём" в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)

Шалунова Нина Николаевна

Долгосрочный проект "Скоро  в школу мы пойдём" в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   МБДОУ детский сад «Планета детства» комбинированного вида «Колокольчик»

                               

                    Долгосрочный проект

                         

             «Скоро в школу мы пойдем»

                                                     

                      (подготовительная группа)

                                                                                                                                                   Авторы проекта:

                                                                                                                           Шалунова Н.Н.

                                                                                                                           Тимербулатова З.Х.

                                                        2019-2020 уч год

                                                                 Паспорт проекта.

Тема:

«Скоро в школу мы пойдем»

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед,

Вид проекта:

Долгосрочный.

Тип проекта:

Познавательно - творческий

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2019г. – май 2020г.

Разработчики:

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

База реализации проекта:

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

Формы организации деятельности:

1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивная работа с родителями.

Цель:

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.

Задачи:

формирование положительной учебной мотивации;

- формировать представления детей о школе и её значении;

-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

- активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

- повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки

- предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Предполагаемый результат:

- Сформированность у детей подготовительной группы«внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

- Накопление большого багажа знаний о школе;

- Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;

- Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей;

- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

- У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения.

- Подготовка руки к письму;

- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

                                                                     Актуальность.

        

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

                                                Этапы реализации проекта.

Этап. (Сентябрь 2019г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

II Этап (Октябрь 2019г – апрель 2020г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

III Этап (Май 2020г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

I Этап. (Сентябрь 2018г.)

Подготовительный

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению.

- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями;

- подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе;

- подготовка  необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- анкетирование родителей.

- Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»

II Этап (Октябрь 2018г. – январь 2019г.)

Основной

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

- определение уровня психологической готовности детей к школе;

- укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды;

-беседы с детьми;

- индивидуальные консультации-практикумы для родителей;

развивающая  работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных  процессов;

- развивающая  работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе,  развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации);

- встреча с учителями начальных классов;

- родительские собрания;

- изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;

III Этап (Май 2019г.)

Итоговый

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

- оценка эффективности реализации проекта;

- определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;

- Проводя работу по  проекту «Скоро в школу мы пойдем» в период с 2019-2020 годы можно сделать следующие выводы:

-  Проект «Скоро в школу мы пойдем» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ;

- данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели;

- взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.

Сроки выполнения

Название мероприятий

Ответственные

Сентябрь

Октябрь

-Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»

- Игра - путешествие «Путь от дома до школы»

- Беседа о школе.

- Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

- «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!»

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

- Слушание детских песен

"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

- Экскурсия в школу (презентация)

Работа с родителями:

Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»

- Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»

- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

Консультация «Леворукий ребёнок»

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Ноябрь

-Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

- Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»

- Беседа о правилах поведения в школе

- НОД «Школьные принадлежности»

- Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице»

- Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове»

- Аппликация «Школьные принадлежности»

- Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

-Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Работа с родителями:

- Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»

 Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития.

Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

- Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу»

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Декабрь

- НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок».

- Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Аппликация «Школа»

- Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории»

- Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть»

- Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

- Конструирование «Здание школы»

- Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

Работа с родителями:

- Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Январь

- Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня

- Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»

Виктор Голявкин « Моя работа»

- Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

- Консультация «Режим дня будущего первоклассника»

- Просмотр мультфильмов на школьную тему.

 Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Работа с родителями:

- Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Февраль

- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»

- Составление рассказа по картине «В школу»

- Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»

- «Папа, мама, я - спортивная семья»

Интегрированная деятельность «В поисках улыбки»

Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.

- Час загадок и ребусов о школе.

Работа с родителями:

- Консультация «Готовим руку к письму»

- Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;

Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Март

- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».

- Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»

- Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать»

- Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»

- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов

- « Игры для развития речи». Сюжетно-ролевая игра «Школа».

- Круглый стол с показом деятельности

«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»

Работа с родителями:

Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?

-Шесть правил адаптации ребенка к школе.

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Апрель

- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение»

- Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга

- Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

-- Работа в тетради по ФЭМП

- Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)

Работа с родителями:

Консультация для родителей будущего первоклассника

"Психологическая готовность к школьному обучению"

- Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»

- Родителям на заметку «Комната первоклассника»

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Май

- Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам.

- Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»

- Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!»

- Аппликация «Моя школьная форма»

- Рисование «Школьный ранец»

- Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

Работа с родителями:

- Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».

- Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра»

- Оформление фото альбома, презентации  о проделанной работе по проекту.

- Итоговое мероприятие «Выпускной утренник».

Воспитатели группы

Шалунова Н.Н.

Тимербулатова З.Х.

Список литературы:

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
  2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
  3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  4. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
  5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
  8. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
  9. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
  11. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
  12. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.
  13. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
  14. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
  15. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.
  16. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.
  17. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.
  20. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
  21. Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.
  22. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
  23. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
  24. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
  25. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
  26. Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.
  27. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20.
  28. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами и учащимися начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Педагоги МДОУ № 1 «Алёнушка» и МСОШ № 4 активно взаимодействуют друг с другом. Между МДОУ № 1 «Алёнушка» и МСОШ № 4 существует тесная взаимосвязь. Сегодня мы работаем вместе со школой над теми направлениями модернизации, которые актуальны для всей системы образования, начиная с детского сада. Это:

  • обеспечение психологического комфорта, повышение внимания к здоровью детей;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы и возможности, эмоциональную и мотивационную сферы;
  • сотрудничество между детьми, педагогами и родителями;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса СОШ и ДОУ;
  • развивающий характер обучения;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности детей.

Тема проекта: «Скоро в школу!»

Сроки реализации: долгосрочный (начало – апрель 2014 года; окончание апрель 2015 года)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети группы № 5 «Почемучки», родители, педагоги и учащиеся НСОШ № 4.

Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Идея проекта:

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Цель: 

-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий;

- создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно - познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.

Методы решения задач:

1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование.

3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация.

5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.

Содержание проекта строится на принципах:

•Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

•Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

•Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

•Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Ожидаемые результаты проекта:

Апробировав проект, мы ждём определённых результатов:

  • формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания;
  •  расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
  • освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
  • повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
  • обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Родители:

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

Дети:

• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

План реализации проекта будет проходить в три этапа:

  1. Подготовительный этап - «Круг проблем».

В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы:

   - изучение научной и методической литературы по теме проекта;

   - диагностика;

   - анкетирование родителей;

   - планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

   - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей;

   - разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.

   - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

  1. Основной этап - «Копилка идей» (реализация проекта).  

Взаимодействие ДОУ и НСОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.

  1. Заключительный этап.

На завершающем этапе планируется:

- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации;

- семинар – практикум для педагогов в рамках проведения  ГМО «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»;

- создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса;

- фотосессия.

Актуальность проекта:

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы, полагая, что этим они прививают ребенку интерес и положительное  отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции может надолго потерять интерес к учебе, к школе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко).  Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.

Роль родителей в подготовке к школе.

Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм поведения. Есть семьи, в которых вся забота о детях сводится в основном к тому, чтобы их лучше одеть, накормить, обеспечить всеми благами, а умственное развитие и нравственное воспитание пущены на самотек. Встречаются, к сожалению, и такие семьи, где вообще отсутствует надзор и воспитание детей со стороны родителей. А ведь роль семьи в подготовке ребенка к школе велика. Она начинается практически с пеленок, ведь все первоначальные знания, умения и навыки, то есть всестороннее развитие, ребенок получает в семье.

Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия подразделяются:

- на коллективные,

- индивидуальные,

- наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

• Совместные досуги, праздники.

• Участие родителей в выставках.

• Организация дней открытых дверей.

• Выпуск газет.        

• Устные педагогические журналы.

• Занятия о профессиях, которые проводят родители.

В работе по подготовке к школе детей к школе также используются:

  1. Анкетирование, тестирование, диагностика (по эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе; выявление особенностей воспитания детей в семье).
  2. Проективная методика «Моя семья».

Индивидуальная диагностика психологической готовности детей к школе по запросам родителей:

1. Как определить ведущую руку будущему первокласснику;

2.Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника.

2. Беседы, консультации, рекомендации (воспитателя, врача; инструктора по физкультуре; музыкального руководителя по адаптации и подготовке к школе);

Организационные мероприятия по подготовке к школе.

1. Педсовет «Скоро в школу».

2. Родительские собрания.

3. Выставки творчества детей и взрослых.

4. Выставка детской литературы для семейного чтения.

5. Выставка педагогической литературы для родителей.

6. Рекламно-информационный стенд.

7. Подарки и приглашения к праздникам.

8. Газета для родителей «Скоро в школу».

9.Организация праздников и развлечений.

10.Изготовление костюмов и атрибутов;

11.Организация дней рождения детей;

12.Участие в спортивных развлечениях;

13.Фотографирование детей, видеосъемка.

Сотрудничества ДОУ и школы.

Основные задачи:

  • улучшение подготовки 5-6,5-7 летних детей к школе;
  • обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;
  • углубление интереса к жизни в школе;
  • обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.                  

Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности. Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования). Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей. Взаимодействие медицинских работников ДОУ и школы. Проведение «дней выпускников» в ДОУ. Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе. Встречи родителей с будущими учителями. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.

Использование современных педагогических технологий в ДОУ.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.  Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. 
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К их числу можно отнести: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии и др.  Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта.  Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ. Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Их цель – развитие и обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Организация жизнедеятельности в детском саду по проектной технологии позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Работа по проектной деятельности тесно перекликается с использованием информационно – коммуникативной технологии. Это подбор иллюстрированного материала для реализации проектов и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация), дополнительного познавательного материала к непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; оформление групповой документации и отчетов. Также создание презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей.  Таким образом, использование современных педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ актуально и эффективно. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии. 

Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ.

От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 

2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний.

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности.

• Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умение жить и трудиться в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение – детей необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л. С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Итог развития ребенка в дошкольном детстве.

Предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе:

  • желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.

Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У развитых детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести летних детей, является соподчинение мотивов, которое дат возможность ребенку управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу уже, придя в 1 класс, включаться в общую деятельность, принять систему требования, предъявляемой школой учителям.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и их сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлении.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

• сформированной позиции школьника.

Анализ диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет мотивационной готовности к обучению в школе за последние три года показал низкий уровень. Считаю, что необходимо уделить этому аспекту особое внимание и подготовить детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», которое является социальным заказом со стороны родителей и педагогов.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Овладения грамотой элементами математике в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличие от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличия от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоения понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе значение и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и учению, к положению ученика, к его правам и обязанностям не достаточного для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомиться на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделить сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причину явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития определяющей готовности ребенка к школьному обучению, является развитие его речи, овладение умением связанно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картину, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило.

Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, отношения к школе; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

ФГОС ДО.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

 План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп

(апрель 2014 года -  апрель 2015 года)

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу».

Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе.

Сентябрь, 2014

Воспитатели подготовительной группы

Зам. заведующего

Консультации:
- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
- «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» 
- «Тип личности ребенка и его готовность к школе».

Повышение психолого-педагогической компетентности  по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Октябрь-
декабрь, 2014

Воспитатели подготовительной группы

Зам. заведующего

Анкетирование родителей
«Готов ли ребенок к обучению в школе».

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года.

Январь, 2015

Зам. заведующего

Семинар-практикум
«В семье первоклассник».

Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Март, 2015

Зам. заведующего

Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению.

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного  года. 

Апрель, 2015

Зам. заведующего

Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах.

Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе.

Январь, апрель, 2015

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей.

Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе.

Регулярно

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:
«Советы родителям будущих первоклассников»,
«Готовим руку к письму»,
«Как подготовить ребенка к школе»,
«Леворукий ребенок»,
«Учим детей считать, писать, читать»,
«Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста»,
«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,
«Как выбрать программу обучения для своего ребенка».

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.            

Регулярно

Зам. заведующего

Воспитатели подготовительной группы

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Мероприятие

Задачи

Дата проведения

Экскурсия в школу.

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Ноябрь, 2014

Март, 2015

Беседа «Профессия-учитель».

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Апрель, 2014

Октябрь, 2014

Интеллектуальная игра

«Я знаю все».

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.

Февраль, 2015

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Периодически

Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ).

Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.

Периодически

Выставка детских работ

«Я рисую школу».

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки.

Апрель, 2015

Дидактическая игра

«Собери портфель».

Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания.

Сентябрь, 2014

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Январь, 2015

Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Периодически

Беседа о школьной библиотеке.

Формировать знания дошкольников о библиотеке  и  ее назначении.

Февраль, 2015

Экскурсия в школьную библиотеку.

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Март, 2015

Вечер загадок «Скоро в школу».

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Периодически

Беседа об уроках, переменах и 
школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Периодически

Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе».

Развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Апрель, 2015

Развлечение «Прощай, детский сад.
Здравствуй, школа!»

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу.

Май

Заключение.

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.

Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.

Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы свое жизни.

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.

Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет.

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Советы родителям будущих первоклассников:

  • Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
  • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
  • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.
  • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
  • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.
  • Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Список литературы:

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
  2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.
  3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  4. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
  5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
  6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.
  8. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.
  9. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
  11. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.
  12. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.
  13. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.
  14. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.
  15. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.
  16. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.
  17. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.
  20. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
  21. Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.
  22. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.
  23. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
  24. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.
  25. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.
  26. Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.
  27. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20.
  28. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352.
  29. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.
  30. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.
  31. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
  32. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.
  33. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002

2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003

3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М. : Изд-во Эксмо, 2003

4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003

6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М. : ТЦ Сфера, 2006

7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006

8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2002

9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003

10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М. : Рольф, 2001

11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004

12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

1.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: издательство «Учитель», 2012. 223 с. 
2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. М.: Обруч, 2011. 240 с. 
3. Словарь терминов «Дошкольное образование». М.: «Издательство «Айрис – пресс», 2005.


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Скоро в школу!»         15.01.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Долгосрочный проект "Детское портфолио", младшая - подготовительная группа

Портфолио семьи – один из новых видов, но именно он позволяет ребёнку почувствовать себя частью большой дружной семьи, родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного...

Долгосрочный проект по ЗОЖ в подготовительной группе «Ступеньки к здоровью»

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье ребёнка –это важнейший труд воспитателя»В. А. Сухомлинский  Проект:  «Ступеньки к здоровью»Автор...

Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)

  Долгосрочный проект                                      «Скоро в школу мы ...

1. Долгосрочный проект «Скоро в школу мы пойдем» (подготовительная группа)

Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС....