СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА"
статья

Бороздина Ольга Васильевна

В статье изложены научные данные о развитии эмоционального интеллекта детей раннего возраста.  Материал полезен для понимания особенностей эмоциональной сферы ребенка, пережившего травму разлучения с родителями в раннем возрасте, временно или на постоянной основе проживающего в условиях дома ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsiy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА № 9

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА»

                 

   Подготовила:

                           Педагог-психолог

                       Бороздина О.В.

Санкт-Петербург

2019

        Хочется начать с цитаты:

«Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать…»

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Л.С. Выготскому.

        И так, в настоящее время значимость и необходимость совершенствования развивающей работы в области эмоциональной сферы дошкольника является очевидной.

Но вызывает тревогу позиция, которой придерживаются многие: единственное направление эмоционального развития детей – воспитание способности контролировать свои чувства. От сюда вытекает и соответствующая воспитательная позиция: жестко подавлять любые проявления эмоций. К чему же это может привести? Как правило, к формированию личности, не способной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций, т.е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции. Как следствие – психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития. Именно на этом этапе  должна идти речь об усложнении у детей знаний об эмоциях, о развитии эмоциональной саморегуляции и умения понимать эмоции окружающих людей по выражению лица.

        Почему же эта работа является существенной и актуальной сегодня  в области воспитания?

  1. эмоции ребенка, их воспитание – это материал для развития его чувств и свойств личности. Именно на базе того или иного воспитания эмоций формируется интеллектуальные, эстетические и социальные чувства ребенка, а также такие его личностные свойства, оптимизм, доброта, целеустремленность, уверенность в себе, уважение к другим, милосердие, честность, справедливость, стерессоустойчивость, доверия к людям и др.
  2. различные эмоциональные переживания ребенка – естественная и неотъемлемая составляющая его каждодневной жизни. Сделать ее поддерживающей и развивающей для ребенка, а не подавляющей и стрессогенной – достойная цель для взрослого.
  3. поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребенка – это работа по укреплению его психологического ресурса соматического здоровья. Поэтому она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого есть нарушения развития и здоровья.

Далее я хочу дать вам классификацию и определение эмоциональной сферы дошкольника.

Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих друг друга эмоциональных проявлений: аффектов, эмоций, настроений, эмоциональных состояний и чувств.

Классификация эмоциональных проявлений:

  • Аффекты – это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные не подвластные волевому контролю эмоциональные реакции. Многим известны аффекты гнева, страха, восторга. Аффекты, из-за их силы и не подвластности волевому контролю не могут быть отреагированны сразу, т. к. работать, возможно, лишь с последствиями аффектов. В состоянии аффекта мы не контролируем себе, а поэтому плохо воспринимаем происходящее вокруг нас. Следовательно, нужно дать ребенку, возможность успокоится, переключить его на иное состояние уравновесить его состояние, а затем обсудить с ним причины и последствия его поведения, предложить возможные варианты выхода из этого состояния.

  • Настроение – это общий, фоновый эмоциональный настрой человека,  оказывающий существенное влияние на его деятельность. Поэтому обеспечение позитивного настроения – как важнейшего условия продуктивности любого вида деятельности, конкретного занятия – также должно быть в поле внимания взрослого.

  • Эмоциональные состояния -  более длительное по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они, в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями, месяцами и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные состояния более связаны с глубоко личностными переживаниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др. Следовательно, требуют профессионального психологического подхода дополнительной диагностики и дальнейшей коррекционной индивидуальной или групповой работы с ребенком.

  • Собственно эмоции – достаточно длительные эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный и процессуальный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к складывающейся ситуации.

Остановимся подробнее на собственно эмоциях и их значении в эмоциональной жизни человека. Оно состоит в следующем:

  • Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях.
  • Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции, хотя это может не осознаваться.
  • В-третьих, эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому  они самоценны.

Эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:

  1. субъективное переживание эмоции. Различные эмоциональные переживания ребенка – это естественная составляющая его каждодневной жизни. Работа по развитию эмоций включает в себя формирование знаний об эмоциях, зафиксированное в словах и запечатленное в памяти и предполагает расширение словарного запаса ребенка за счет слов, обозначающих эмоции, их оттенки и комплексы.
  2. физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активизации этих систем, выбросом различных гормонов, учащением или задержкой дыхания, ритма работы сердца, приливом крови и т. д. Поэтому они являются источником не только психического, но и соматического здоровья, условием их сохранения и улучшения.
  3. экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация). Поэтому в развивающей работе целесообразно говорить об овладении детьми собственными экспрессивными средствами и понимании экспрессии других людей.

Какие же эмоции выделяются? Существует множество подходов к классификации эмоций вот одна из них по К. Изарду. Он выделяет:

10 фундаментальных эмоций - радость, удивление, интерес, печаль (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. 

Каждой из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики. Следует отметить, что каждая эмоция имеет свои градации. Например, печаль – это   уныние, грусть, горе, страдание.

  • Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения к определенным объектам, это своеобразные «эмоциональные константы», устойчивые эмоциональные переживания. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, относительная независимость от ситуации. Например, мать может испытывать разные ситуационно обусловленные эмоции по отношению к ребенку, но устойчивое чувство по отношению к нему – любовь.

А.Н. Леонтьев выделяет три группы чувств: интеллектуальные, эстетические и социальные.

ЧУВСТВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

К  себе

(самоуважение,

самопринятие)

К другим людям

(принятие, уважение)

Нравственные

(справедливости, чести, добра и зла)

К различным социальным общностям

(любовь к  стране, городу)

Следует отметить, что в развивающей работе, ориентированной на всех детей, основным предметом работы должны быть эмоции и чувства, поскольку чувства человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

Основные направления развития                                         эмоциональной сферы ребенка.

  1. Обогащение понимания эмоций и чувств;

Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. Это возможно через знакомство и актуализацию ситуаций возникновения различных эмоций и объектов (процессов), вызывающих различные чувства. Например, в литературном произведении актуализируется то, в какой ситуации (когда) радуются, грустят или удивляются персонажи. Посредством этого обогащается личный опыт, а также происходит обогащение словаря ребенка за счет слов, обозначающих эмоции, чувства и их оттенки. В процессе работы с эмоциями происходит знакомство с экспрессивными средствами выражения эмоций и чувств (мимика, пантомимика, жесты, интонация), т. е. идет формирование «экспрессивной грамотности»

  1. Воспитание эмоций и чувств.

Под воспитанием эмоций и чувств понимается специально организованный процесс взаимодействия между взрослым и ребенком, целью которого является развитие у ребенка интеллектуальных, эстетических и социальных чувств, а также личностных свойств, способствующих более успешной и субъективно позитивной жизни, т. е более оптимальных для ребенка.

Схема воспитания эмоций и чувств.

Реакция взрослого

Содержание эмоционального опыта

Чувства и личностные свойства ребенка

Эмоциональная реакция ребенка

Следует отметить, что специальную развивающую работу в области эмоциональной сферы следует начинать в  2 года в качестве предмета работы следует выбрать три эмоции – радость, грусть и злость. В  3-4  года к этим трем следует добавить страх и удивление. Хотя с эмоцией удивление можно начинать работать уже и в средней группе. В  5-6 лет  к этим пяти добавляется интерес.

И так, как мы видим необходима целенаправленная  развивающая работа с детьми  по воспитанию эмоций и чувств – специально направленная на оптимизацию проживаемого ребенком эмоционально-чувственного опыта и создание условий для формирования у него оптимальных для жизни чувств и личностных свойств. Это формирование таких личностных свойств и качеств как оптимизм и чувства счастья, стрессоустойчивости, чувств к самому себе (самопринятие и самоуважение) и к другим людям (доброжелательность, уважительность, сочувствие) являющиеся результатом обобщения эмоции радости, интереса, а не формирование тревожности, депрессивности, склонности к зависимости, которые формируются на основе закрепления эмоции грусти – печали - страдания. Эмоция злости (гнева) лежит в основе агрессивности,  эмоция страха ведет к формированию тревожности, доверия или недоверия к людям и преодоления. Эмоции интереса, удивления и радости  в процессе познания  и восприятия прекрасного ведет к формированию интеллектуальных  и эстетических чувств.

        В заключении хочется отметить, что эмоциональное развитие детей зависит от двух факторов:

  • внутреннего (созревание коры головного мозга, развития когнитивной сферы, самосознания);
  • внешнего (особенности социализации ребенка).

Второй фактор имеет доминирующее значение, т. к. является ведущим в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Литература:

  1. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие / Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб.: СПбАППО, 2006
  2.  Журнал «Дошкольное воспитание»  №12, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

Статья. Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка.

Гиперкинетические расстойства у детей одна из наиболее острых проблем. К внешним проявлениям относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.  Актуальной проблемой де...

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ «ДОМА РЕБЕНКА»

Актуальность программы обуславливается тем, переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы...

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка.

Программа адаптации ребенка к условиям Дома ребенка....