Мастер – класс «Оценка коммуникативной компетенции у педагогов с элементами тренинга»
материал

Шуткина Полина Сергеевна

На мастер - классе коммуникативной компетенции участники изучают методы эффективного взаимодействия с другими людьми (родственниками, друзьями и т.д.), прорабатывают и наблюдают поведение других в различных ситуациях, выражают свои эмоции, мысли, чувства (как устно, так и мимикой, жестами).

Ожидаемые результаты:

  1. Желание контактировать с другими людьми;
  2. Овладение приемами и способами коммуникации;
  3. Формирование коммуникативных навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Оценка коммуникативной компетенции у педагогов с элементами тренинга»

Цель мастер - класса: сформировать у участников навыки коммуникативной компетенции.

Задачи:

  1. Ознакомить участников с понятием коммуникативной компетенции; ее составляющими;
  2. Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
  3. Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
  4. Научиться управлять своими эмоциями.

На мастер - классе коммуникативной компетенции участники изучают методы эффективного взаимодействия с другими людьми (родственниками, друзьями и т.д.), прорабатывают и наблюдают поведение других в различных ситуациях, выражают свои эмоции, мысли, чувства (как устно, так и мимикой, жестами).

Ожидаемые результаты:

  1. Желание контактировать с другими людьми;
  2. Овладение приемами и способами коммуникации;
  3. Формирование коммуникативных навыков.

Используемые методы: дискуссия, упражнения, ролевая игра, анализ, тестирование.

Продолжительность тренинга: 1 час

Количество участников: 8-10 человек.

Оборудование: бланки с тестом «Оценка коммуникативности» Ряховского, бланки с тестом «Коммуникативная компетенция», слайд - шоу, фломастеры.

Ход занятия:

Мы учимся, развиваемся детей в общения. И от того, насколько оно эффективно - зависит результат общения, именно поэтому наше занятие посвящено повышению коммуникативной компетентности.

Упражнение: Давайте поздороваемся!

Задача: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

- Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.

- Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.

- Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

- Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

Для начала нашего мастер - класса я предлагаю вам выявить свой уровень общительности.

У каждого из вас имеется опросник, состоящий из 16 вопросов, прочтите каждый вопрос и напишите ответ – «да», «нет», «иногда». За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» -1 балл, за ответ «нет» -0 баллов.

(заполняют опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности, подсчитывают баллы и знакомятся с интерпретацией баллов).

Каждый из вас выявил свой уровень общительности и возможно, некоторым, есть над чем поработать.

Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Все знают такое упражнение «Мозговой штурм».

Что же такое коммуникативная компетенция? Вы будете предлагать свои варианты ответов, я записываю, потом вместе определяем верные тезисы коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. (Л.Д. Столяренко)

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми;
  • интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
  • перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. (Л.Д. Столяренко)

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Средства общения делят на

вербальные,

невербальные

паралингвистические.

К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д. А сейчас перейдем к практической части нашего тренинга.

1.Вербальное общение. Упражнение «Кораблекрушение»

Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать "шелуху", видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги.

-Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара, большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаторских приборов. Но примерно вы находитесь на расстоянии 1000км от ближайшего берега. У вас есть прочный надувной плот с веслами, а также пачка сигарет и несколько коробочек спичек. Помимо этого, осталось еще 15 предметов, которые вам необходимо классифицировать по степени их важности. Вот эти предметы:

1.зеркало для бритья;

2.канистра с водой;

3. противомоскитная сетка;

4.одна коробка армейского рациона;

5. карта тихого океана;

6. спасательная подушка, связанная с береговой охраной;

7. канистра с 8 литрами бензина;

8. маленький транзисторный радиоприемник;

9. репелленты (средство для отпугивания акул);

10.бутылка рома;

11.две коробки шоколада;

12.2м. нейлонового каната (удерживать другие предметы);

13.рыболовная снасть;

14.компас;

Обсуждение: Когда легче было работать: одному, в малой группе, всем вместе? Учли ли ваши интересы в ходе общей дискуссии?

2. Паравербальное общение. В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

упр. «Мое настроение»

Произнесите с разной интонацией фразу

«Здравствуй, моя хорошая»,

«У меня замечательный день»,

«Я хочу есть»,

«Надо срочно позвонить».

Сказать эмоцией: радость, удивление, разочарование, уверенность, спокойствие, равнодушие.

В реальной жизни, часто в разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник

3.Невербальное общение.

По данным исследований, только 7% информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания (“Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли”); 38% - интонация, 55% достоверной информации – через позу, мимику выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждения могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю. Но и здесь также необходима осторожность. Всё не так очевидно, как кажется, иногда одно легко можно принять за другое.

Язык нашего тела выражает неповторимый контекст, в котором одно и то же содержание может получить различный смысловой оттенок. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.

Негативные жесты.

Руки скрещены на груди– оборонительная реакция.

Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта– критическая оценка.

Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок– также критическая оценка.

Взгляд в сторону– подозрение и сомнение, отсутствие интереса

Поворот головы в сторону на 45 - вежливый отказ от общения.

Пожимая руку, поворачивает ее так, что она находится поверх ладони собеседника – превосходство, самодовольство.

Посматривает на часы – спешит, торопится закончить встречу.

Пальцы сплетены в замок – закрытость для общения.

Позитивные жесты.

Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.

Рука у щек – раздумье, нерешительность.

Наклоненная набок голова – интерес.

Почесывание подбородка – процесс принятия решения.

Прищуривание глаз – поиски решения.

 Манипуляции с очками. Медленно снять и протереть стекла, даже если этого не требуется – пауза для разговора.

Пощипывание переносицы с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье.

Неоднократное касание носа, легкое потирание, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение.

При рукопожатии протягивание руки ладонью вверх – открытость, желание достичь соглашения.

Устойчивый визуальный контакт с собеседником – открытость, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: подозрительный, следит за мной и т. д.

Поза и особенности внешнего вида.

*Расстегнутый пиджак - открытость, свободное поведение.

*Расхаживание - обдумывание, оценивание ситуации. В этом случае не стоит заговаривать, чтобы не прервать течение мыслей.

*Движение плечами и головой вперед - признак готовности «взорваться».

*Руки в карманах, большой палец обращен наружу - превосходство.

*Бросание предметов на стол, резкие жесты - демонстрация раздражения, агрессивности.

*Руки на боках - готовность.

*Пальцы стучат о пальцы - вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный контакт, превосходство.

Упражнение «Прикосновение»

Цель: Для развития чувствительности к невербальным средствам коммуникации

Участники встают в 2 круга лицом друг к другу. Закрывают глаза и осторожно движутся по кругу, аккуратно берут друг друга за руки, стараясь узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения: были ли такие люди, чьи прикосновения даже в таких условиях оказались приятными; какие прикосновения вызывали напряжение. Это упражнение можно анализировать, но только деликатно.

Вопросы для обсуждения:

  • Как прикосновения влияют на процесс общения?
  • Насколько приятны были прикосновения при столкновении.

Упражнение «Пойми рисунок»

Цель: понять законы общения, сложности передачи и приема информации.

Участники становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце ведущий дает карточку, на которой нарисовано (солнце, человек, цветок и т.д.) Задача в том, чтобы нарисовать на спине следующего участника понятие, которое указано на карточке. Тот, у кого рисуют на спине, должен угадать и нарисовать на спине впереди стоящего.

Упражнение 6 «Этюды»

Цель: получить навыки взаимодействия и взаимосвязи, используя невербальный язык общения.

Упражнение проводится в парах. Участникам предлагается выполнить этюды на следующие темы:

  • Игра в мяч;
  • Пилка дров.

Упражнение «Что за окном»?

Цель: развитие толерантного отношения к людям, эмпатийности.

Содержание: психолог просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например, «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.

После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал: «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».

Обсуждение: Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.

Упражнение «Волшебный стул» Я предлагаю вам продемонстрировать игру «Волшебный стул»

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорей появись-

На Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент, участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.

Упражнение на развитие позитивного самовосприятия «Кто Я?».

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

  • Я горжусь собой, когда Я…
  • Я симпатичный человек, потому что…
  • У меня есть такие два замечательных качества…
  • Одна из самых лучших вещей, которые я сделал в своей жизни…

Итог: что нового в сегодня узнали? Что вам показалось интересным? Для чего человеку нужно уметь вести диалог? Как можно понять, что вы нравитесь/не нравитесь собеседнику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Презентация к мастер-классу «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп».

Тема мастер-класса: «Один в поле не воин» или «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп»....

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами  тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Мастер-класс для педагогов с элементами тренинга «Полюби себя»

Цель:  сплочение педагогического коллектива, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе.Задачи:формирование благоприятного психологического климата;развивать коммуникативные навыки и...