Доклад «Сотрудничество ДОО и семьи в ДНВ детей дошкольного возраста»
материал

Антоненко Олеся Владимировна

В современном обществе отмечается актуальность проблемы взаимодействия семьи и детского сада в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особую роль в духовно-нравственном развитии и социализации личности играет семья. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт. В семье происходит формирование отношения человека к окружающему миру, его нравственных установок, воспитываются основные качества характера. В семье складываются условия физического, психического, эмоционального, духовного и интеллектуального развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2.

                                                 Единственная ценность жизни - это семья.

                                               Как только погибнет семья, погибнет и мир.

                                              Покажи свою любовь, прежде всего в своей семье.

                                                                                     Старец Паисий Святогорец

В современном обществе отмечается актуальность проблемы взаимодействия семьи и детского сада в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особую роль в духовно-нравственном развитии и социализации личности играет семья. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт. В семье происходит формирование отношения человека к окружающему миру, его нравственных установок, воспитываются основные качества характера. В семье складываются условия физического, психического, эмоционального, духовного и интеллектуального развития ребенка. 

Слайд 3.   Правовая защита семьи в РФ

Социокультурное и духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения становятся актуальнейшими задачами отечественного образования. Нормативно-правовая база в области образования, утвержденная Президентом и Правительством Российской Федерации в последние годы акцентирует внимание общества на вопросах воспитания детей и молодежи:

- Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру»;

- Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Слайд 4.  Цитата ФГОС (основные принципы дошкольного образования)

Одной из главных задач ФГОС ДО - является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Среди ведущих принципов дошкольного образования, отраженных в образовательном Стандарте дошкольного образования определен принцип «сотрудничества Организации с семьей» (п.1.4. «Основные принципы дошкольного образования», раздел «Общие положения»).

Тесное взаимодействие Организации с Семьёй становится обязательным условием педагогической деятельности.

Слайд 5.

Цели и задачи данных стратегических документов в области образования успешно решает национальная программа «Социокультурные истоки».

Основная задача Сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» является: организация взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленная на формирование активной педагогической позиции родителей и развитие единого контекста воспитания в Семье и дошкольной Организации на основе традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей нашего Отечества.

Слайд 6. Направления взаимодействия дошкольной Организации с Семьей

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольная образовательная организация создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. В Истоках семья является полноправным субъектом образовательного процесса.

Сотрудничество с родителями в контексте Истоковедения включает в себя 3 направления взаимодействия дошкольной Организации с Семьей:

1. Присоединение Семьи к «Истокам» (реализация программы «Моя семья»);

2. Душеполезное семейное чтение;

3. Участие родителей в проведении итоговых занятий с детьми по программе «Социокультурные истоки».

Слайд 7.  1 направление. Присоединение Семьи к «Истокам»

Присоединение родителей к программе Социокультурные истоки» для дошкольного образования начинается с их активного участия в занятиях по программе «Моя семья». Программа представляет собой целостную систему взаимодействия с родителями, включает  планы занятий и активные формы образовательной деятельности (активные занятия).

Система активных занятий помогает родителям переосмыслить содержание категорий и ценностей Истоков, присоединиться к социокультурному опыту народа, занять активную позицию в воспитании детей, выработать свой педагогический опыт.

Слайд 8.  2 направление. Душеполезное семейное чтение

Следующим направлением присоединения семьи к содержанию программы «Социокультурные истоки» является домашнее чтение книг для развития, включая книги для развития речи детей. Книги для развития детей - составная часть комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. 

Через эту форму сотрудничества в семье возрождается традиция душеполезного семейного чтения, зародившаяся в России в 18 веке.

Слайд 9.     Обзор книг для развития

Каждая  книга для развития начинается со Слова к родителям.

Книги для развития речи наполнены лучшими литературными образцами родного фольклора и отечественной классики, глубоким по смыслу и образам содержанием. Ребенок слышит добрые слова из уст героев сказок, узнает их в поэтическом слове, видит их добрые поступки, в совместных размышлениях со взрослыми пытается сделать первые умозаключения.

В круг чтения детей включены лучшие народные сказки, загадки, потешки, прибаутки, пословицы, песни, народные игры, произведения русских писателей из золотого фонда детской литературы.

Для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей). После текстов в книгах помещены вопросы и задания трех уровней сложности:

1. Направленные на простое воспроизведение информации: (Расскажите… Выучите …)

2. Направленные на преобразование имеющихся знаний (Поразмышляйте…).

3. Направленные на творческий поиск (Придумайте…).

Слайд 10.     Отличительные особенности книг для развития

Для осмысления содержания в книгах предлагаются разные формы работы – задания по развитию речи детей на основе образов-иллюстраций, беседы, словесные игры. Новый образовательный инструментарий предлагает также речевые игры, этюды и упражнения, в которых речевой материал сочетается с выполнением движений, пением, игровым действием, что способствует успешному овладению родной речью и передаче художественного образа.

Предлагаемые в пособии речевые игры и упражнения можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребёнком. Разнообразие словесных, пальчиковых, хороводных игр, помещенных в книгах, поможет родителям и педагогам развить мыслительные, коммуникативные, познавательные способности ребенка, крупную и мелкую моторику.

 

Слайды 11 - 13.     Советы родителям по организации душеполезного семейного чтения

Авторы программы рекомендуют познакомить всех родителей дошкольной группы с советами по организации душеполезного семейного чтения книг для развития детей дошкольного возраста с тем, чтобы избежать сложностей в восприятии содержания произведений, помещенных в данный инструментарий.

Советы родителям по организации душеполезного чтения

  • В семье следует определить комфортное во всех отношениях место для детской библиотеки.
  • В режиме жизни семьи необходимо выделить время для ежедневного общения с книгой.
  • Взрослому читателю следует сначала самому ознакомиться с содержанием литературных произведений, условно разделить их на законченные смысловые части.
  • Читать  литературные тексты следует неспешно, выразительно, эмоционально.
  • Поскольку помещенные в книгах для развития сказочные и другие тексты довольно большие по объему, рекомендуется читать их «с продолжением».
  • Перед тем, как продолжать чтение, взрослому целесообразно попросить детей вспомнить, где остановились в прошлый раз.
  • После чтения литературных текстов взрослому рекомендуется поразмышлять вместе с ребенком, выбрать и определить те жизненные уроки, которые они получили после прочтения.
  •  Взрослому нужно внимательно следить за реакцией детей при чтении и анализе произведения, обращая внимание на их эмоциональные изменения.
  • Рассматривание иллюстраций в конце чтения совпадает с желанием детей, углубляет понимание услышанного, уточняются отдельные, может быть не ясные места, полнее раскрывает художественные образы.
  • В книгах для развития детей помещен дидактический  материал для проведения активных занятий.
  • В ходе выполнения этапов работы активного занятия следует обязательно соблюдать их очередность.
  • Выполнение творческого задания – создание совместного рисунка, следует максимально приблизить к окончанию чтения крупного литературного произведения и совместных размышлений.

Уважаемые Родители! Помните, что нравственные черты русского народа складывались столетиями, через сказки, сказы, былины, житийные рассказы, предания они передавались из поколения в поколения как моральный кодекс, как закон жизни.

Слайд 14. 3 направление. Участие родителей в проведении итоговых занятий с детьми по программе «Социокультурные истоки»

Третьим направлением присоединения семьи к содержанию программы «Социокультурные истоки» является участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий с детьми. Родители по приглашению педагога принимают активное участие в итоговом занятии с детьми по программе, которое проводится в последнюю неделю учебного месяца. Данные занятия в методическом пособии (том 5 «Истоковедения») обозначены подписью «занятие проводится совместно с родителями». С приглашением родителей проводятся: 7 занятий с детьми 3-4 лет; 5 занятий с детьми 4-5 лет; 3 занятия для детей 5-6 лет; 3 занятия с детьми 6-7 лет. В подготовительной к школе группе  наряду с  родителями на 4 занятия приглашаются и учителя школы.

Реализация заключительного этапа 4-х годичного взаимодействия с родителями внутри дошкольной Организации завершается праздником «До свидания, детский сад. Школа, здравствуй». Он проводится как итог сотрудничества дошкольной Организации, Семьи и Школы. В подготовке к нему активное участие принимают родители. Происходит осмысление и прочувствование взрослыми и детьми результатов, достигнутых в ходе совместного взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей, укреплению и развитию семьи. Во время праздника развивается ресурс успеха каждого участника, происходит формирование единого контекста воспитания и развития в дошкольной Организации и Семье и присоединение к Школе.

Слайд 15.  Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольной организации для того, чтобы выявить степень принятия системы ценностей педагогами, родителями и детьми, а также определить, насколько реальной будет задача по достижению единого контекста воспитания детей совместно с родителями в детском саду проводится мониторинг сформированности основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, анкетирование педагогов и родителей.

Слайд 16.

Таким образом, результатом системной целенаправленной работы с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, является интеграция дошкольной организации и Семьи, создание единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольной организации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к презентации « Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка:  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую род...

Доклад на педсовете на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Данный материал может быть полезен как и для воспитателей так и для родителей....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»

знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста...

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»

знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста....