доклад к презентации « Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по физкультуре по теме

Шевченко Ирина Владимировна

 

Пояснительная записка:

  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Данный доклад  направлен на ориентировку  педагогов дошкольных образовательных учреждений,  на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.  Основной целью нашего доклада  «Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»  является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ ЦРР «Детский сад №4» п.Верхнебаканского

Краснодарского края.

Доклад на тему:

«  Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»

                                                            Выполнил инструктор по ФК

                                                        МБ ДОУ ЦРР №4

Шевченко Ирина Владимировна

     

2013 г.

        

Пояснительная записка:

  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Данный доклад  направлен на ориентировку  педагогов дошкольных образовательных учреждений,  на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.  Основной целью нашего доклада  «Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»  является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. 

Необходимые предпосылки для реализации это — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1,5 до 7 лет. Особое внимание в нашем докладе уделяется работе по формированию здорового образа жизни, и осуществлению  ее не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни  в нашем МБ ДОУ ЦРР «Детский сад №4» позволяет сформировать функциональную систему «Здоровье ребенка и фундамент культуры будущего взрослого человека», в которую входит:

  • положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
  • мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
  • начальные навыки естественных движений обще развивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;
  • уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника

    Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенке должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.( прил 1. Таблица Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду)

 Первая школа воспитания — это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

  • повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;
  • создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;
  • расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно-нравственного облика подрастающего поколения, изучение и активизацию педагогического потенциала семьи;
  • осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта.

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся:

Информационно-аналитические

  • анкетирование,
  • опрос,
  • “почтовый ящик”;

наглядно-информационные

  • выпуск газет,
  • паспорт здоровья,
  • открытые занятия для родителей,
  • мини-библиотека,
  • информационные стенды,
  • дни открытых дверей;

познавательные

  • практикумы,
  • нетрадиционные родительские собрания,
  • устные журналы,
  • экскурсии;

досуговые

  • праздники,
  • совместные досуги,
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично. Наряду с коллективными формами организации широко используем индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: старшая медсестра, медсестра физиотерапевтического кабинета, инструктор по физкультуре, педагог-психолог. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления ( про  фито терапию, арома терапию,  Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания гимнастика после дневного сна, пробежки по массажным дорожкам  из  бросового материала и т.д.) материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями.

Методы профилактики заболеваний также оформляются как санбюлютени. Медицинские работники детского сада составили из них целую картотеку.

Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Профилактика плоскостопия у детей» «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей», «Чрезмерный вес ребенка - угроза здоровью», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

Еще одна форма работы - виртуальный информационный ресурс нашего ДОУ – сайт детского сада. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, что  позволяет родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей. Кроме этого сайт является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т.д.

Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Свои впечатления посетители оставляют в книге отзывов и предложений. Затем мы анализируем все мероприятия, делаем выводы, подводим итоги. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить.

Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: « А ну -ка мамочки.», «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Межпланетные олимпийские семейные игры», «Дружная семейка».

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В стране здоровья»,  «Активный отдых нашей семьи»  и др. Родители принимают участие в конкурсе сочинений  «Наша семья — за здоровый образ жизни», в которых рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают, какие детско-родительские отношения присутствуют в семье. Затем мы делаем выставки  стенгазет из этих сочинений,  ведь каждая семья проявляет творчество при оформлении своих работ. Кроме того, сотрудники детского сада оформляют тематические выставки: «Как вырастить здорового ребенка», «Закаляемся с раннего возраста» и др. Мамы и папы с удовольствием знакомятся с экспонатами выставки, делятся впечатлениями. Конечно, не все семьи активны, но многих  удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на воспитание детей.

Считаем, что критериями взаимодействия детского сада  по вопросам здоровья являются: ценностное отношение к другу, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результат.

Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

Результаты диагностики  ( прил. 2. Диаграмма  Сотрудничество детского сада и семьи.)  показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.

Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены  на сотрудничество детского сада и семьи, заботе о здоровье дошкольника, профилактике простудных заболеваний.

Список литературы:

  1. Е.Ю.Александрова Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья/ Волгогрорад: Учитель, 2007.-151с.
  2. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  6. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
  7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  8. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  9. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  10. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  11. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.
  12. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  13. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.
  14. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
  15. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

Приложение 1

Формы проведения физкультурно-

оздоровительной работы в детском саду

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной сто...

« Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка:  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители,...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

Доклад  музыкального руководителя   по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста»....

Доклад "Формы работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"

Сущность воспитания нравственности заключается в том, чтобы воспитать в ребенке культуру поведения, моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности.  Для того, чтоб...

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Современные родители испытывают затруднения в воспитании детей, хотяобладают широким доступом через интернет ресурсы к литературе из области пе-дагогики. У родителей не всегда получается применить пол...


 

Комментарии