Русский быт как часть культурного наследия России
статья

Михайлова Розалия Рахматулловна

 

В настоящее время важной задачей является воспитание в дошкольниках национального самосознания: приобщение подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества. Русский быт, традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Если эти связи нарушаются и теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития человека и общества в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Русский быт как часть культурного наследия России

В настоящее время  в условиях духовного возрождения общества и его национального самосознания вполне закономерен интерес к русскому быту как корневой системе, питающей современное общество. Не случайно так остро в последние годы стоит вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей духовно-ценностные ориентации, способствующие максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова быт рассматривается как общий уклад жизни, совокупность обычаев и нравов,  присущих какой-нибудь социальной группе .

Автор М.В Короткова отмечает, что быт – это повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Он состоит из многих предметов быта и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например жилья и одежды, приготовления пищи и других видов деятельности, направленных на самообеспечение необходимыми для жизни материальными ценностями. Быт как основа существования часто противопоставляется более «высоким» душевным качествам человека и сферам его деятельности таким, как любовь, радость, культура, искусство, наука и другим.

По мнению ученого Ю. М. Лотмана: «быт – это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт – это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт всегда находится в сфере практики, это, прежде всего, мир вещей» .

Но быт – это не только мир вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха и др. Быт пронизывает все области общественной и личной жизни человека, что означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому быт часто заменяется понятием «традиционный быт», «народный быт», «национальный бытовой уклад», «традиционная бытовая культура» и др. Традиционный русский быт является составной частью культурного наследия русского народа.

Культурное наследие в современной науке рассматривается как совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых эпох, а в более узком смысле – как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с объективными критериями общественного прогресса.

Культурное наследие является многоплановым понятием, которое взаимосвязано с такими категориями культуры, как культурные ценности, традиции, преемственность, историческая память и другими. Наследование духовных и материальных ценностей происходит в процессе передачи социального опыта и культурных традиций предков. Задача молодого поколения, с одной стороны, оценить и сохранить данное наследие, с другой- творчески использовать его, переработать в соответствии с новой социокультурной ситуацией, создать новые ценности и традиции, которые позднее будут переданы следующим поколениям. Этот процесс передачи и творческого обогащения культурного наследия обеспечивает национальную самобытность и уникальность культуры, придает особый смысл существованию общества.

Автор М. А. Полякова определяет  культурное наследие как созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых он видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего. Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие – это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями.

По мнению исследователя А.Н Марковой, культурное наследие – это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Культурное наследие является важной частью жизни каждого народа. Поэтому очень  важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества. Сохранение культурного наследия означает сознательную заботу об уже имеющемся культурном достоянии в целях его обогащения и передачи будущим поколениям 18.

Изучению вопросов сохранения культурного наследия посвящены многочисленные современные научные исследования, в частности И. В. Кондакова, М. А. Поляковой, А. В. Лисицкого и других.

По мнению исследователей, культурное наследие – это не только материальное богатство, но и общественные отношения людей, передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Развитие общества и развитие культуры возможно лишь тогда, когда человечество хранит в своей памяти достижения людей прошлых.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующая исторически достигнутую ступень развития общества.

Культура является смыслообразующим стержнем общественной жизни в целом и отдельных социальных групп в частности. Современным пониманием культуры охватывается вся совокупность достижений общества в материальном и духовном развитии. Сущностью культуры является  творческая преобразующая деятельность общества как прошлая, воплощенная в материальных и духовных ценностях, уже созданных человеком, так и настоящая, направленная на производство и освоение новых ценностей. Без них человек не может развиваться. Культура характеризует людей, определяет меру их развития, способы самовыражения в деятельности.

Культура развивается благодаря внутренним взаимодействиям различных сторон, каждая из которых испытывает на себе воздействие других и, в то же время, влияет на них сама. Довольно сложное взаимодействие происходит между основными типами культуры – культурой духовной и материальной. В этом взаимодействии духовная культура не выступает в качестве пассивного отражения материальной культуры, она оказывает активное воздействие на материальную культуру.

Материальная культура – это процесс и результат производства материальных ценностей, орудий производства, предметов быта, одежды, продуктов питания, производственный опыт, поведение людей, то есть в материальную культуру входит вся преобразованная среда, приспособленная к потребностям человека, защищающая его от непосредственного воздействия природных стихий.

Духовная культура – это производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения. В духовную культуру включается и творчество ученых, изобретателей, работников искусства, участвующих в массовом распространении духовных ценностей.

Если материальная культура человечества – это все созданные и сохраненные им материальные объекты, то духовная культура – это весь духовный опыт человечества, накопленный им за время существования. Это и сегодняшний уровень духовного развития человечества. Сюда входят наука, образование, искусство, мораль, политические и правовые взгляды, литература. Каждое направление человеческой деятельности рассматривается как самостоятельная часть культуры и ее структурная единица. Это особенно проявляется по отношению к истории культуры.

Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм. Они влияют на все человеческое поведение. Это народные традиции, обычаи и нравы, нарушение которых влечет за собой строгое наказание. Причем каждая культура отбирает только определенные аспекты поведения и опыта людей, соблюдение которых строго контролирует. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Нормы носят групповой характер, а ценности могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Все эти элементы взаимосвязаны. В частности, ценности не только требуют обоснований, но и сами служат таковыми. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты поведения, относящиеся к сфере взаимодействия людей .

Материальная и духовная культура, традиции, моральные нормы, специфика межличностных отношений, отношений между обществом и государством формируются и развиваются веками и передаются от одной эпохи к другой.

В культуре каждого народа, помимо этнических особенностей, присутствуют и общие, интернациональные, общечеловеческие ценности и черты. В этом находит свое подтверждение известное положение о том, что история всех народов, история их культуры подчинена действию ряда общих социологических закономерностей. Культура имеет специфические закономерности развития и функционирования, которые делают ее неповторимой и уникальной. Культура никогда не переставала и не перестает развиваться во времени и в пространстве. В различные времена видоизменялись формы культурных явлений, но при этом ни одна новация в культуре не проходила без преемственности. Поэтому культура выступает как единство прерывности и непрерывности, что позволяет видеть в развитии культуры определенные периоды, этапы, эпохи и  их своеобразие. Усвоение и распространение норм и ценностей культуры является необходимым условием для дальнейшего развития человечества.

Россия – одна из светочей мировой культуры, страна, сумевшая создать и сохранить свое духовное богатство сквозь века, невзирая на сложную историю, полную кровопролитных войн и сражений. Понятие «русская культура» олицетворяет собой не только уникальное духовное наследие русского народа с его традициями и обычаями. Русская культура – это образ жизни русского народа, способ его мышления. Это самобытный, богатый, многоликий мир, непостижимый, как загадочная русская душа, и великий, как героический русский народ. Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера» человека.

Русский народ на протяжении прошлых веков выполнял культурообразующие функции, формировал российскую государственность, национальную идею. Следовательно, сохранение русского быта как культурного наследия русского народа и есть сохранение государства, его исторического и культурного прошлого, от которого во многом зависят социокультурные ориентации и перспективы развития.

Культурное наследие у детей дошкольного возраста формируется под влиянием окружающей жизни, но с помощью совместного воздействия педагогов и родителей. Важную роль играет накопленный ребенком социальный опыт жизни в своей стране, городе, с их традициями и культурой. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях. Народный быт, традиции, обряды, будучи значимыми элементами народной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны, позволяют раскрыть самобытность русского народа [29, c. 289].

Таким образом, овладение новыми поколениями культурного наследия будет способствовать процессу их инкультурации, то есть продолжающегося всю жизнь процесса усвоения быта, традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, а также изучению и передачи культуры от одного поколения к другим; формированию этнических идеалов, моральных принципов и нравственных установок; регулированию норм социальных отношений; установлению взаимосвязи и взаимодействия человека и общества, человека и окружающего мира; создаст основу для выбора правильного исторического пути развития. Освоение наследия прошлых эпох, исторических и личностных уроков послужит развитию лучших качеств человека, его творческих способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гатальская С. Философия культуры. - М.: Просвещение, 2015. - 328 с.
  2.  Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.

Давыдова О.И. Этопедагогический подход в работе детских садов. Детский сад. Управление. - 2013. - № 19. - С. 67.

  1.  Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник / Ф. С. Капица. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 216 с.
  2. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. - С. 96-99.
  3. Мещеряков  Д.М. Жизненное пространство русского этноса. - Белгород: Изд-во БГТУ им. Шухова, 2016. - 390 с.
  4.  Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М., 2010. - 672 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Спб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
  6. Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях / Л. Соколова, А. Некрылова. - М.: Айрис пресс, 2011. - 240 с.
  7. Тихонова М.В. Красна изба. Знакомство детей с русским народным исскуством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В. Тимхонова, Н.С. Смирнова. Спб.: Детство-Пресс, 2017. - 226 с.
  8.  Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2012. - 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Луховицкий историко-краеведческий музей - неотъемлемая часть культурного наследия луховичан".

Музеи - неотъемлемая часть культурного наследия, они охватывают практически все сферы жизни человека. Это искусство, наука, история, география, природа. Приобщать к посещению музеев необходимо детей н...

Социальный проект «Культурное наследие России - детям»

Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами...» З...

Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом

В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....

Проект «Культурное наследие России детям»

Проект «Культурное наследие России детям»...

Русская народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России

В статье рассказывается о значимости народной игрушки как элемента культурного наследия, формирующего нравственно- патриотические чувства детей дошкольного возраста...

Презентация "Памятники культурного наследия России"

Презентация составлена к беседе по теме недели "Моя Родина - Россия"...