Конспект занятия для детей 6-7 лет по приобщению к культурному наследию России История русской- народной игрушки «Матрѐшки»
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Гусейнова Замина Рафиковна

Задачи:                                                                                                    

Образовательные:                                                                                                                 

Дать детям представление о русской матрѐшке, как одним из символов нашей страны.

Закрепить умение различать разнообразие видов русской народной игрушки:

Семѐновская, Загорская, Вятская, Полхов, Майданская, Авторская.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления и восприятия;

Развивать эстетически творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.

Воспитательные:                                               

Воспитывать у детей чувство гордости за всеобщую любимицу страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект занятия для детей 6-7 лет по приобщению к культурному наследию России. История русской- народной игрушки «Матрѐшки» Подготовил воспитатель детского сада №37 «Дружная семейка» Гусейнова З.Р Нижневартовск 2024

Слайд 2

Музей

Слайд 16

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей 6-7 лет  по приобщению к культурному наследию России

История русской- народной игрушки «Матрѐшки»

Задачи:                                                                                                    

Образовательные:                                                                                                                  

Дать детям представление о русской матрѐшке, как одним из символов нашей страны.

Закрепить умение различать разнообразие видов русской народной игрушки:

Семѐновская, Загорская, Вятская, Полхов, Майданская, Авторская.

Развивающие:

Способствовать развитию мышления и восприятия;

Развивать эстетически творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.

Воспитательные:                                                

Воспитывать у детей чувство гордости за всеобщую любимицу страны.

Материалы и оборудование:

использование ИКТ, набор матрѐшек, иллюстрации, силуэты матрешек, стаканы с водой, гуашь, восковые мелки, ватные палочки.

Предварительная работа:                                                                                

Загадки, потешки, песенки, стихотворения о матрѐшке; использование малых

форм фольклора в развитии речи. Знакомство детей с элементами

растительного узора. Разучивание хороводных игр«Мы матрѐшки».

Словарная работа:

Семѐновская, Загорская, Полхов, Майданская, Вятская,

умельцы, сувенир, роспись, токарь, фурукуму.

Слайд1

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли? (В музей.)               

-Давайте вспомним, что такое музей? Музей -это место, где хранятся ценные вещи.                                                                                                      

Воспитатель:-Как называются предметы в музее?  (Экспонаты.)                                       

Экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жили люди, трудились и

отдыхали. В нашем музее хранится много разных кукол, сегодня, я расскажу об

одной, но сначала, отгадайте загадку.

Загадка:                                                                                                                      

Алый шѐлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская .........

(Матрѐшка)

Слайд 2

Воспитатель: Правильно ребята, кто не знает русскую матрѐшку, румяную красавицу игрушку! Возьмѐшь в руки деревянную куклу, полюбуешься ярким рисунком –

хороша красавица! А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет.

Слайд 3

Не спеша разъединишь половинки а внутри ещѐ одна матрѐшка, поменьше, а

в той ещѐ. Одну за другой раскроешь всех кукол, поставишь по росту в ряд и вот перед тобой целая семейка нарядных матрѐшек. Будто хоровод водят.  

-Кто еѐ придумал?

-Когда именно появилась матрѐшка?

-И почему так называется?

-И каким образом ей удалось стать всеобщей любимицей?              

1. Я сейчас вам расскажу историю об одной удивительной кукле.

В конце девятнадцатого века богатый купец Анатолий Мамонтов,

коллекционировал народные игрушки, открыл в Москве магазин мастерскую под названием «Детское воспитание».

Слайд 4

В этой мастерской работали народные умельцы и талантливые художники, а

образцы игрушек доставлялись из самых отдалѐнных мест России и даже из

других стран. И вот однажды Мамонтову привезли из далѐкой страны -Японии деревянную фигурку добродушного, лысого старичка, символизирующего в Японии счастье и удачу. Изображала эта кукла мудреца -«Фукуруму».  

Слайд 5

Игрушка старичок оказалась с секретом, она состояла из двух половинок, а внутри неѐ прятались фигурки поменьше, ученики мудреца. Забавный старичок  понравился всем и взрослым и детям, а особенно русским мастерам. По его подобию токарь Василий Звѐздочкин выточил из дерева заготовки, а художник Сергей Малютин придумал эскиз и расписал кукол в русском стиле. Всего кукол было восемь.

Слайд-6

Самая большая кукла выглядела как румяная крестьянская девушка в платке и

с чѐрным петухом в руках. Вложенная в неѐ кукла поменьше держала корзину, у третьей был в руках серп,у четвѐртой миска с едой, пятым по счѐту следовал братец в расписной

рубашке. Шестой снова была девочка, которая держала в руке ещѐ одного братца, седьмая матрѐшка засунула палец в рот, а восьмая куколка, самая маленькая, была сделана в виде младенца, завѐрнутого в пелѐнку.                                                              

Новой игрушке нужно было подобрать подходящее имя. В то время на Руси имя Матрѐна было одним из самых распространѐнных. И назвалиеѐ старинным русским именем Матрѐной.                                                                                                                    

Воспитатель:–Ребята, как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрѐшку).                                                                                                           

Воспитатель: Правильно, матрѐшку. Давайте поиграем.  

Физминутка «Весѐлые матрѐшки»  

Хлопают в ладошки

Дружные матрѐшки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперѐд на пятку.)

Топают матрѐшки (то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись,(наклоны влево-вправо )

Всем знакомым поклонись.  (наклоны головы влево-вправо)

Девчонки озорные, Матрѐшки расписные.

Хлопают в ладошки, Дружные матрѐшки (хлопки перед собой) 

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперѐд напятку) 

Топают матрешки (топают). (дети выполняют игровые действия)

2.Матрѐшка едет в Европу

Слайд- 7

Воспитатель: И пошла матрѐшка гулять по свету. Настоящая русская

красавица. В 1900году самая первая матрѐшка поехала в Париж на Всемирную

выставку и до того всем понравилась, что была награждена бронзовой

медалью.                      

Вскоре из-за границы посыпались заказы на изготовление деревянных кукол.

Несмотря на то, что первая матрѐшка появилась на свет в Москве, большое производство наладили в городе Сергиевом Посаде.

Токарь Васили й Звѐздочкин обучал других мастеров тонкостям изготовления куклы.  Прошло немного времени, и городок прозвали «игрушечной столицей».

А знаменитая первая матрѐшка с петухом и сейчас хранится в музее игрушки в

Сергиевом Посаде.

3.Как делают матрѐшку

С чего же начинается изготовление матрѐшки?

Слайд 8

С выбора дерева. Мастер выбирает лиственные деревья

липу, осину, берѐзу, срубленные в конце зимы или ранней весной, когда в них мало сока. Дерево для заготовок должно быть сухим, чистым, без сучков и трещинок. Заготовленные брѐвна сушат, их складывают так, чтобы между стволами свободно проходил воздух. Через несколько лет просушенное дерево как бы зазвенит, запоѐт.

Слайд-9

Вот тогда его можно распилить на небольшие заготовки для будущих матрѐшек.

 Подобрав подходящую заготовку, мастер приступает к еѐ обработке на токарном станке.

-Ребята, какую матрѐшку мастер изготавливает первую? (маленькую)

Первой вытачивают самую маленькую-ту, которая неразборная. Иногда она может быть совсем крошечной, даже меньше человеческого ногтя, так что это

очень кропотливая работа. Потом следует матрѐшка побольше, состоящая уже из двух половинок. Последней на свет появляется самая большая матрѐшка, в

которую будут вкладывать все остальные. Чтобы половинки матрѐшек плотно соединялись и не развалились, мастер ждѐт, пока нижняя половинка высохнет, а только потом изготовляет и надевает на неѐ верхнюю.

Слайд 10

Готовые фигурки протирают жѐсткой бумагой шкуркой, чтобы поверхность была гладкой, без неровностей и шероховатости. Пропитывают матрѐшку специальным прозрачным составом, который позволяет краскам ложиться ровнее.

4.Почему все матрѐшки разные?  И вот матрѐшка попала в руки художника.

Слайд 11-12

Каждый мастер расписывает куклу по-своему. Вот и получается, что нет на

свете двух матрѐшек с одинаковыми лицами: они бывают...

Воспитатель:  -Ребята, а какие бывают матрѐшки? (строгие и весѐлые,

румяные и не очень, с веснушками и без, улыбающиеся и задумчивые...)

В России несколько городов и сѐл, где производятся матрѐшки и везде эти

куклы имеют свои особенности.

Слайд 13

Семѐновская матрешка -более яркие, цветастые, с румянцем во всю щѐку.

Вытачивали этих матрѐшек немного иначе, они стали выше, но более узкими

книзу. Семѐновскую матрѐшку легко узнать по платку, украшенному каймой с

цветочными бутонами, в росписи семѐновской матрѐшки -фартук, на котором

изображен букет пышных роз, колокольчики и колоски.

Слайд 14

Загорская скромница Традиционно одета в сарафан, передник и платок, держит в руках букет цветов,корзинку или узелок,платочек, в который уложены какие либо вещи. Благодаря  своей скромной простате загорские матрѐшки завоевали огромную популярность.

Слайд 15

Полхов- Майдановская матрѐшка В росписи много малиново

-красных, зелѐных и чѐрных цветов, а вместо сарафана, широкий овал, заполненный крупными цветами, а самый главный элемент росписи цветок шиповника, символ любви и материнства.

Слайд16

Вятская соломенная. Проще всего отличить от других матрѐшек ту, что изготовлена в городе Вятке-  Кирове. Из соломки двух цветов создаѐтся рисунок и наклеивается на деревянную матрѐшку, и только потом художник берѐтся за кисть. Вятскую матрѐшку встретить не легко дело непростое, кропотливое, требующее от мастера много терпения и усидчивости.

Слайд 17

Авторская матрѐшка. Матрѐшка, которая расписана особым, характерным только для одного единственного художника образом, называется авторской.

Слайд 18

Современные художники расписывают матрѐшку посвоему.

На фартуке матрѐшки изображают сюжет народной сказки Слайд19

Русская матрѐшка –настоящее чудо света. Настоящее, потому, что была и

остается творением человеческих рук. Чудо света–потому что удивительным образом  игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

Русская матрѐшка –добрая посланница дружбы и любви.

Она  душа России!

Недаром каждый иностранец, побывавший в России, стремится увезти с собой в качестве сувенира именно матрѐшку. Она давно стала одним из символов нашей страны наряду с русским самоваром, балалайкой и белоствольной  берѐзкой.  

Стихотворение «Русская матрешка»

Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять...
Найденыш!..
... Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей..

Рисуем матрешку

А теперь приглашаю вас в мастерскую.

(Дети проходят к заранее подготовленным столам. На столах: силуэты матрешек, стаканы с водой, гуашь, восковые мелки, ватные палочки, влажные салфетки, тарелки для использованных ватных палочек).

Расписывать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) – восковыми мелками, гуашью, и ватными палочками. А теперь посмотрите разные способы рисования.

Восковыми мелками рисуем матрешке лицо: круглые глазки – бусинки, брови, носик, ротик. Румяные щечки, темные волосы. Вот и готово лицо матрешки.

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем расписывать своим способом, называется способ рисования «монотипия».

Воспитатель: Молодцы! Все правильно!

Ну, мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия (НОД) в средней логопедической группе по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка "Заюшкина избушка" (с добавлением нового героя)

Конспект занятия содержит пальчиковую гимнастику, речь с движением. В русскую народную сказку "Заюшкина избушка" добавлен новый герой, который изменяет конец сказки....

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.Задачи:• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;• Познакомить детей с ист...

Конспект открытого просмотра ООД во второй младшей группе на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об...

Буклет "Приобщение детей к культурному наследию посредством русских народных игр"

Данный буклет знакомит с воспитательными ценностями, формирующимися через игру и предлагает варианты русских народных игр по возрастам....