Русская народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию России
статья на тему

В статье рассказывается о значимости народной игрушки как элемента культурного наследия, формирующего нравственно- патриотические чувства детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka_kak_.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Русская   народная  игрушка  как  средство приобщения  детей  дошкольного возраста к   культурному  наследию России

 «Без прошлого не бывает будущего» - это, всем хорошо известное  высказывание  дает право быть уверенными в  том, что народная  культура является  частью истории государства,    гордость за неё становится главной силой народа- это объединительный фактор, народная спайка. Народ, обладающий одной культурой, одной верой, благодаря этому чувствует себя единым, слитым и сплочённым. Наличие собственной культуры цементирует почву под национальным государством, а её отсутствие приводит к краху последнего. Народ, утерявший своё культурное наследие, погибает подобно дереву без корней.  Национальное культурное наследие должно охраняться законодательно, и это должно вытекать из государственной политики.

 Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки и рукотворные произведения, живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор вечно живой и развивающийся поэт и художник, имя которого народ. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ .

Итак, живя вне времени, переходя от пращуров к потомкам, от одного сказочника, поэта, певца к другому, произведения  народного искусства  обогащаются чертами современного мировоззрения

Ребенок впитывает культуру  страны  с  первым прикосновением матери, с  первой  колыбельной , пестушкой, а  затем и  сказкой, былиной… Как  известно, основной  и главный  вид детской  деятельности является игра. Именно народная  игрушка приближает ребенка  к  истокам его государства, к  его  истории, традициям и особенностям . Беря  в  руки глиняную игрушуку, мы  чувствуем тепло рук ее создателей, глядя  на  роспись представляем красоту  родной  земли. Именно декоротивно- прикладное  искусство,  наряду  с  устным народным творчеством призвано познакомить  детей  с историей  и традициями родного края, передать их следующему  поколению.

 Чтобы декоративно-прикладное  искусство заинтересовало детей, прочно  вошло  в  быт ,  стараемся   доступно  рассказать  о том,  где   он  зародился,     в   чем  суть   приемов,   используемых  мастерами.

Знакомя  детей с  народным  промыслом  помогаем   им  войти  в  мир  прекрасного,  учим  видеть  и   чувствовать  неповторимые   сочетания     красок  природы.

   Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенности русского национального народного творчества.

   Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 год указано: « Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – 3 коровы, 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За все заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

      В 18-19 веках производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.Игрушки лепили, в основном, женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) – глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

     Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что- нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня- черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

     Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

     Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

   В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же , на улице.

    Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

     Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

   Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка»

   Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

    Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

    Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

     Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Тверская игрушка

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

    Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

    Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Филимоновская игрушка

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Каргопольская игрушка

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов. Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

    Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

    Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

     Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»

Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»  Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...

Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям

XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....