Как растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Федорова Наталья Сергеевна

Конспект занятия по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.konspekt_kak_rasteniya_gotovyatsya_k_zime.docx842.86 КБ

Предварительный просмотр:

        

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности (занятие)

в разновозрастной группе №1 детей от 5-7 лет комбинированного вида.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Как растения готовятся к зиме»C:\Users\Home\Downloads\дерево.png

C:\Users\Home\Downloads\ист.png

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                     Подготовила и провела:                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                  Воспитатель МДОБУ

                                                                                                                                          «Детский сад Боровичок»

                                                                                                                                п. Колтубановский

                                                                                                                        Фёдорова Н.С

                                                                                                                                                                                         

.

                                                           2018 год

                               

Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Познавательная, опытническая, коммуникативная, художественно-эстетическая, двигательная, восприятие художественной литературы

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Как растения готовятся к зиме»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные: беседа, рассказ

Наглядные: показ презентации «Схематичное поступление влаги в дерево», рассматривание моделей  «Птицы», «Звери», «Человек», «Ветер»

Практические: рассматривание листьев берёзы, проведение опыта, изготовление кормушек, сбор семян и плодов растенийC:\Users\Home\Downloads\ист.png

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое, физическое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

развитие

4.

Возрастная группа

разновозрастная группа детей от 5-7 лет

5.

Цель

Старшая группа: Обобщение и систематизация знаний детей об осени.

Подготовительная группа: Систематизирование представления о состоянии растений осенью.

6.

Задачи

Образовательные задачи:

Старшая и подготовительная группы:

- формировать у детей знания о плодах и семенах деревьев и кустарников и о способах их распространения;

Подготовительная группа:

- закреплять представления детей о разных периодах осени и их характерных особенностях;

- формировать умение исследовать объект (лист);

- формировать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки предметов и явлений.

Развивающие: 

Старшая группа:

- развивать умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе;

Подготовительная группа:

- развивать познавательно - исследовательский интерес, привлекая к опытам;

Подготовительная и старшая группы:

- развивать память детей, воображение, мышление;

- активизировать словарный запас: листопад, «форточка», парк, садовник.

Воспитательные: 

 Подготовительная группа и старшая группы:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и растениям;C:\Users\Home\Downloads\ист.png

- воспитывать умение работать в группе;

- воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности.

7.

Планируемые результаты

Ребёнок:

Старшая группа:

- имеет представление о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяет жизнь растений;

 -имеет представление о чередовании времён года;

- умеет устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность);

Подготовительная группа:

- знает о периодах осени (ранняя, середина, поздняя); 

- отмечает приметы осени – листопад, похолодало, заледенели лужи;

- умеет устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды;

- знает правила поведения в природе.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Макет осеннего парка, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, муз. центр, диск, конверт с заданиями, разноцветные листья, листья берёзы, оборудование для опыта …семена растений макеты ветер, человек, птицы, звери, презентация последовательности поступления влаги к древу, материал для продуктивной деятельности модели – схемы

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание репродукций картины об осени: И. Левитан «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осенних пейзажей, наблюдение иллюстраций и репродукций об осени в лесу, ведение календаря расцвечивание листьев, экскурсии в парк в период золотой осени, пение песен, разучивание стихов, загадывание загадок, рисование «В осеннем парке», рассматривание семян плодов растений, изготовление и развешивание кормушек для птиц, подготовка моделей ветер, птицы, звери, человек. Сбор семян и плодов растений. Разучивание танца с листьями. Наблюдения на участке за осенними изменениями. Чтение литературы И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. Майков «Осень» (отрывок), А. Твардовский «Лес осенью».Дид. игры: «С какого дерева лист», «Времена года», «Когда это бывает?»

1. Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

- В группу приходит сотрудник Национального парка и приносит письмо. 

- Здравствуйте ребята, я сегодня получила письмо адресованное вам:C:\Users\Home\Downloads\ист.png

Как вы думаете, от кого оно?

Предположения детей

Воспитатель: Чтобы узнать, давайте мы его откроем. Что же это такое?

Высказывание детей.

1 мин.

1.2

Мотивация деятельности детей.

Воспитатель: 

Чтобы нам узнать, я предлагаю его включить (диск со звуковым письмом и карточками с заданиями)

Осень: 

«Здравствуйте ребята!

Вы, наверное, удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.

Слушайте внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я…. (Осень)

Правильно, я - Осень.

Мною все любуются, обо мне пишут стихи и песни.

Но не только красотой я знаменита, осенью в природе происходит множество интересных явлений.

1 мин.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Осень : 

Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг, и я предлагаю  вам узнать, как растения готовятся к зиме, поэтому приглашаю вас к себе в гости, в мой осенний парк».

Воспитатель: 

Ну что ребята, хотите ли вы отправиться в осенний парк?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в осенний парк, Осень предлагает нам захватить с собой необходимые предметы по подсказке – карте (луп и коробочки для сбора семян (воспитатель готовит конверты с заданиями, баночки с клейстером, влажные салфетки, модели «садовников», заготовки для кормушек, модели – карточки) и сложить в рюкзак (одеваются). C:\Users\Home\Downloads\ист.png

- Ну, вот мы и готовы.

 Ребята, давайте уточним, зачем мы идём в осенний парк?

- Ответы детей.

Дети под музыку проходят по дорожкам зигзаг

 (Дети под музыку заходят в группу – с изображением осеннего парка (Слайд 1)

3 мин. 

2. Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: 

-Вот мы в нашем осеннем парке.

Ребята, посмотрите, каким стал наш парк?

- Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, деревья сейчас стоят голые, стало очень холодно, даже иногда выпадает снег, мы с вами оделись очень тепло.

- Как вы думаете, как этот период осени называется?

- Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, этот период осени называется поздняя осень. Даже лежит снег и, кажется, что уже наступила зима, но всё равно ещё идёт осень, а снег бывает и поздней осенью.

- А вы помните, каким был парк в начале осени?

- Ответы детей: разноцветные, падали листья…

Воспитатель: Как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона?

- Ответы детей: Золотая осень

Воспитатель: - Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые, и дети.

- А кто помнит, как назывался первый период осени?

Ответ детей

Воспитатель: - Правильно, ранняя осень.C:\Users\Home\Downloads\ист.png

- А когда мы однажды гуляли в парке, вдруг подул ветер, и на нас полил жёлтый, золотой дождь. Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад)  В этом году мы наблюдали листопад в середине осени.

- Ребята, а осень приготовила для нас задание (Конверт №1 с листьями)

 - Осень (читает воспитатель): В листьях и летом и осенью есть разные краски – и зелёные, и жёлтые, и красные. Я хотела бы узнать у вас, почему листья меняют цвет?

Ответ детей

Воспитатель: Действительно, осенью листья окрашиваются в разные цвета - и зелёные, и красные, и коричневые.… Самый сильный цвет - это зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество, но это вещество очень любит солнечный свет.

(ст. гр.)- Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными. 

(подгот. гр.)- Когда наступает осень, дни становятся короче, солнце светит меньше, и зелёное вещество не может образовываться. Листочки постепенно меняют свою окраску.

Ребята, а на всех ли  деревьях листья  окрашиваются?  

Дети: - Нет, не на всех деревьях окрашиваются, например, листья сирени, тополя остаются зелёными.

Воспитатель: - Действительно, осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.

Воспитатель: - Ребята, осень запомнила, как мы  радовались листопаду  и поэтому приготовила для нас корзину с осенними листьями и предлагает  потанцевать с ними.

(Исполняется танец с листочками, в конце танца дети подбрасывают листья)

Воспитатель: - Какой красивый листопад у нас получился (Танцуют вместе)

Я надеюсь, что вы вновь окунулись в яркие воспоминания о листопаде и получили удовольствие от ярких красок осени .

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы ответили на вопрос осени «Почему листья осенью меняют окраску»?

Дети: Да, ответили.

7 мин.

 

2.2

Добывание (сообщение и восприятие) нового знания

- Воспитатель достаёт новое задание и читает. (Конверт №2)

Осень: А вы знаете, что осень это время сбора плодов и семян, а на деревьях и кустарниках тоже есть и семена и плоды. Поэтому я предлагаю детям подготовительной подгруппы собрать плоды, а старшей подгруппы  семена деревьев и кустарников, а затем рассказать о них.C:\Users\Home\Downloads\ист.png

(Дети берут коробочки из рюкзака. Старшие дети собирают семена, а подготовительные плоды. Вместе с педагогом рассматривают, используя лупу и определяют что такое семя, и что такое плод)

Воспитатель:

- Ребята! Как вы думаете, зачем растениям плоды? (подготовительная группа)

- А зачем растениям семена? (старшая группа)

- Как вы думаете, как растение сажает свои семена? (подготовительная группа)

- Дети: ответы

Воспитатель: - Ребята, а я хочу вам открыть один секрет, у каждого растения есть свой «садовник», который помогает сеять семена. Вот посмотрите (достаёт из конверта модели,  дети с педагогом рассматривают и определяют какой «садовник»).

Что это за модель?

Ветер – для этого «садовника» семена должны быть лёгкие, летучие. Как вы думаете, какие из собранных семян могут подойти для этой модели?

Дети: Это крылатки (клён, липа, берёза, ясень).

Посмотрите, что это за модель?

Рассматриваем следующую модель.

Звери – для этого «садовника» нужны такие семена, которые идут в пищу или могут прицепиться к шерсти животного (шишки, репейник).

Рассматриваем следующую модель. Это кто?

Человек – для этого «садовника» подходят те семена, которые цепляются за одежду, которые сбивают ногами при ходьбе  (репейник, подорожник, череда).

Следующая модель.

Птицы – для этого «садовника» подходят те семена, которыми можно питаться или которые спрятаны в плодах, т.е. в ягодах (боярышник, калина, рябина, шиповник).

Дети: ответы детей.

А теперь осень предлагает вам распределить между «садовниками» семена и плоды, которые вы собрали.

Воспитатель: - Хорошо мы с вами определили «садовников».

Помните, мы с вами наблюдали, как приходиться трудно птицам добывать корм зимой?

И каждый год мы помогаем им пережить эти суровые дни.

- Какую же помощь мы им оказываем? (изготавливаем кормушки, заготавливаем корм, развешиваем кормушки вместе с работниками Национального парка).C:\Users\Home\Downloads\ист.png

А сегодня утром я заходила в младшую группу и мы с ребятами разговаривали о птицах.

Они тоже захотели помочь им, но не знают, как это сделать.

Как вы думаете, можем ли мы чем-то помочь малышам?

Дети: да, мы можем изготовить кормушки.

Воспитатель: что для этого нам понадобится?

Дети проговаривают, на пеньке раскладывают заготовки кормушек, клейстер, нитки, кисти, дети готовят кормушки .

Воспитатель: Ребятам старшей подгруппы вместе с Натальей Александровной я предлагаю отнести эти кормушки малышам в детский сад, а затем вернуться к нам.

( Дети старшей группы уходят) 

Воспитатель: - Ребята, а помните, мы с вами не ответили на вопрос осени.

Почему листья опадают?

Кто знает, почему осенью листья опадают?

Дети: предположения. Потому что краснеют…

Воспитатель: - А почему они не падают зелёными?

- И почему опадают только осенью?

Воспитатель: Посмотрите, осень припасла нам настоящие осенние  листочки, возьмите их

(из конверта в поднос высыпать) а с какого они дерева?

Дети: это листочки берёзы.

Воспитатель: - Да, действительно это листочки берёзы. А теперь я предлагаю вам взять лупы и рассмотреть внутреннюю сторону листа.

Дети: рассматривают листья.

Воспитатель: - Что же вы видите? Что это такое? 

Ребята, я хочу вам рассказать, почему опадают листья с веток. Оказывается, что листья - это «форточки» деревьев.

- Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. (Слайд 2)

- Корни впитывают воду из земли, (Слайд 3) потом она поднимается по стволу, (Слайд 4) по веткам, (Слайд 5) попадает в листья. (Слайд 6)C:\Users\Home\Downloads\ист.png

- Солнце нагревает листья - «форточки» раскрываются (Слайд 6)

выпускают влагу (Слайд 7)

лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду.

Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. Поэтому летом «форточки» нужны, и листочки крепко прикреплены к ветке, а осенью между листом и веточкой образуется пробка-перегородка. Она отделяет лист от ветки, и лист плохо держится на ветке. Даже небольшой ветерок легко срывает осенние листья с веток.

Воспитатель: - Так почему же листья осенью опадают?

Дети: потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца!

Воспитатель: Да, действительно, потому что зимой листья деревьям не нужны, мало влаги и мало солнца! (Слайд 8) 

12 мин.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите, на этом пеньке осень приготовила для нас материал, который поможет нам узнать, как влага поступает в дерево. И для этого нам понадобится блюдце с голубой водой, макет дерева.

Вначале мы посмотрим, поступает ли влага к листьям в тёплый период. Для этого в воду с окрашенной водой опускаем макет дерева с корнями.

- Происходят ли какие-то изменения с деревом?

Дети - ответы

Воспитатель: Как вы думаете, почему дерево окрашивается всё выше и выше?

Дети: Влага сначала поступает по стволу, поднимается к веткам и листьям.

Какой можно сделать вывод? а теперь покажите это в схеме (Моделирование)

Так какой же мы делаем вывод?

Вывод: В тёплый период влага через корни поступает в ствол дерева, затем к ветвям, а затем к  листьям.

Теперь мы посмотрим, как влага поступает в дерево зимой, когда холодно.

В каком состоянии находится вода зимой?

Дети: В замёрзшем.

Воспитатель: 

- То есть, на что она похожа?

Дети: на лёд

Поэтому нам понадобится лёд (голубым цветом) и макет дерева.C:\Users\Home\Downloads\ист.png

Воспитатель: 

Берём макет дерева, опускаем корнем в лёд и смотрим, происходят ли какие-то изменения с деревом?

Саша, у тебя какие изменения (в темпе у тех, у кого происходит), а почему ничего не происходит?

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода поступает медленно по стволу, солнце не греет, поэтому движение влаги по стволу замедляется и листья - «форточки» дереву не нужны. 

Воспитатель:

Вывод: Действительно, зимой влага поступает медленно по стволу, солнце не греет только светит, поэтому движение влаги по стволу замедляется и листья - «форточки» дереву не нужны.

5 мин.

(для подгот.)

(0 мин для ст.)

3. Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

Заходят в группу старшие дети

Воспитатель:

- Вот и закончилось наше путешествие в осенний парк. А зачем мы ходили в осенний парк? 

Дети: мы узнавали,  как растения готовятся к зиме?

Так как же они готовятся? Какие изменения происходят осенью с растениями?

Дети: узнали, что у осени есть 3 периода: ранняя, середина осени и поздняя, в эти периоды меняется окрас листьев, наблюдаем такое явление как листопад, созревают на растениях семена и плоды, которые помогают птицам зимовать, у растений есть «садовники », которые помогают сеять семена, узнали, почему опадают листья, и почему зимой  они деревьям не нужны.

Воспитатель: А помогаете ли вы деревьям пережить суровую зиму? И как?

Дети: Засыпаем листвой корни деревьев, а зимой огребаем снегом, стараемся не ломать ветви.

Воспитатель: Я думаю, что вам понравилось наше путешествие, вы узнали много нового и интересного об осенних периодах и сможете поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями. А теперь мы возвращаемся в детский сад.

1 мин.

C:\Users\Home\Downloads\19743226.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как растения готовятся к зиме? Экскурсия в парк

Данная образовательная деятельность  проводится в парке.  Образовательная деятельность  для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим....

Презентация "Как животные и растения готовятся к зиме"

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышления, восприятие, память, творческие способности детей...

Экскурсия в осенний парк "Как растения готовятся к зиме"

Экскурсия в осенний парк позволила показать детям всю красоту осенней природы. Дети получили море положительных эмоций от общения с природой, принесли с экскурсии природный материал, который пригодилс...

Экскурсия в парк "Как растения готовятся к зиме"

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать знания о способах распространения семян. Учит...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...

Конспект занятия "Как растения готовятся к зиме"

Конспект занятия проведен с детьми в рамках ДОУ по теме недели. "Зима"...


 

Комментарии

Прокопьева Татьяна Владимировна

Спасибо,понравилось.

Дильмухаметова Альмира Махмудовна

Очень понравился конспект для возрастной группы.