Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе»
материал (подготовительная группа)

Кантимирова Альбина Равильевна

Мастер-класс по совместной работе школы и ДОУ с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_preemstvennost.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Преемственность в работе между ДОУ,

школой и семьей при подготовке детей к школе»

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться»

Л. А. Венгер.

Психолог: Уважаемые педагоги сегодня наша встреча проходит в психологическом кафе. Перед Вами лежит меню, но для того, чтобы приступить к трапезе, давайте познакомимся!

Знакомство: Упражнение-приветствие «Радостная встреча»

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рад видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

Психолог: Сегодня наша встреча будет проходить не просто за чашечкой кофе, сначала мы поговорим о необходимости преемственности.

Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других - в учреждениях дополнительного образования, а третьих - в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив нашего детского сада налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется по разработанному плану преемственности воспитательно-образовательного процесса на основании заключенного договора.

Кто же решает поставленные задачи и все ли участники готовы к этой работе? Как помочь дошколятам подготовиться к школе?

Уважаемые педагоги обратите внимание на меню первых блюд:

Работа с воспитателями:

Проводятся консультации на темы:

• «Портрет будущего первоклассника»

• «Психологические особенности детей 6-7 лет»

• «Как подготовить ребенка к школе?»

Проводятся психологические тренинги:

• «Как снять эмоциональное напряжение»

• «Как избежать эмоционального выгорания»

• «Сплочение педагогического коллектива»

Такой режим работы будет способствовать:

- развитию интеллектуальной сферы детей.

- формированию мотивации учения.

- расширению знаний педагогов о том, как готовить детей к школе.

- созданию благоприятной обстановке в коллективе.

На одном из способов мы сегодня остановимся подробнее. Для того, чтобы были хорошие результаты в подготовке детей к школе воспитатели, специалисты, должны работать сплоченным коллективом – одной командой. Давайте совместно выберем форму нашего первого блюда. Проводится упражнение «Геометрия здоровья» (Цель: сплочение коллектива. Педагоги встают в круг, затем необходимо встать так, чтобы получился овал, квадрат, прямоугольник и т. д.). Такое упражнение можно проводить и с детьми.

Работа с родителями воспитанников:

Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Понимая важность подготовки к школе, и зная основные аспекты готовности, родители могут помочь своим детям быстро адаптироваться к школьному обучению. К 7 годам ребёнок должен быть готов к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической, а также он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника

Актуальность такой подготовки состоит в том, что родителям сложно «перестроится» и принять тот факт, что их ребенок – уже не малыш, а почти «взрослый». Ребенок стал более самостоятельным!

Работа с родителями строится поэтапно:

- Анкетирование родителей (цель: определить ожидания, опасения)

- Разработка информационных стендов и буклетов (с целью просвещения родителей)

- Семинар-практикум для родителей (по теме: «Кризис 7-лет: от игры к учебе»)

- Консультация: «Психологическая подготовка к школе»

- Проведение открытых занятий (заседание клуба «СемьЯ», круглый стол «Подготовка к школе в системе «Детский сад - семья - школа»)

Раздаются памятки, которые используются как раздаточный материал на открытых занятиях.

Совместная деятельность с учителем:

Преемственность заключается и во взаимодействии с учителем, а именно:

Проводятся совместные праздники:

• Праздник «1 сентября»;

• Интеллектуальная игра «Умники и умницы»;

Совместные мероприятия:

• Экскурсия в школу;

• Совместные уроки;

• Семинар;

• Беседы с детьми;

• Круглый стол («На пороге школы»).

Итак, уважаемые педагоги, приступаем ко второму блюду:

Работа с детьми:

Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Развивающие игры, предлагаемые нами для занятий с детьми, помогают объективно оценить уровень их интеллектуального развития. Самое главное, понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития.

Подготовка дошкольников:

- Занятия с психологом (цель: развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы ребенка): Сказкотерапия, музыкатерапия, пескотерапия, игротерапия, изотерапия).

- Экскурсия в школу (цель: формирование новой социальной позиции – школьника)

- Организация выставок детских работ на темы:

«Я иду в школу»

«Я - первоклассник»

- Работа «Школы будущего первоклассника».

(цель: формирование мотивационной готовности к обучению в школе).

Уважаемые педагоги, давайте сейчас вместе попробуем выполнить некоторые упражнения, которые я часто использую в своей работе с детьми.

1 стол выполняет: рисование на песке (нарисовать свою мечту, в виде символов или предметов). Песочная терапия.

Цель: развитие самооценки, обретению веры в самого себя, снятие эмоционального напряжения.

2 стол выполняет: упражнение «Рисунок спрятался в ладошке» (Изотерапия)

Цель: развитие воображения, образного восприятия, творческого креативного мышления, мелкой моторики.

Инструкция: прикладываем ладошку к листку бумаги, затем обводим её по контуру простым карандашом. Цветными карандашами по контуру пальцев дорисовываем рисунок. Каждый придумывает своё изображение (любой образ).

3 стол выполняет: упражнения на компьютере. (Игротерапия)

Цель: Развитие логического мышления, памяти, внимания, умения рисовать.

Игра «Дождь в лесу» (музыкатерапия)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

И на десерт я вам предлагаю выпить чай с целебными травами. Которые вам помогут расслабиться и получить заряд бодрости на весь день.

Закончить свой мастер класс я хочу следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

Формы работы с семьей при подготовке детей к школе.

В данной статье мы  возможные дистанционные формы работы с семьей, каким образом качественное информирование может помочь родителям с подготовкой детей к школьному обучению....

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...