Главные вкладки

    мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
    материал

    Бокий Светлана Николаевна

    Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл мастер – класс с педагогами 19.14 КБ

    Предварительный просмотр:

     мастер – класс с педагогами на тему:

     «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»

    Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

    Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников мастер- класса в процессе педагогического общения.

    Задачи:

    -Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность. 

    -Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

    -Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

    -Развивать творческие способности участников мастер-класса. 

    -Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

    Вид деятельности: мастер-класс

    Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

                                            Ход мастер — класса

     

    — Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

    (Китайская пословица)

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

    «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

    По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

    -Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие в сказку, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

    — Наше совместное путешествие в страну простых опытов и экспериментов  начинается.

    — Возьмём простые, привычные  нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

    — Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, что такое эксперимент.

        Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

    II. Основная часть (практическая)

    Отгадайте загадку:

    -Вы знаете девушку эту,

    Она в старой сказке воспета.

    Работала, скромно жила,

    Не видела ясного солнышка,

    Вокруг — только грязь и зола.

    А звали красавицу … (Золушка.)

    — Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».

    — В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?

    — Вы согласны со мной?

    Задание первое: «Оживить засохшие цветы».

    — У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких цветов заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. (Показ сопровождаю пояснением).

    А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды, налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

    Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

    Какой мы можем сделать вывод?

    — Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.

    Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.

    — Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушки нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

    Задание второе.

    — У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое.

    Как это можно выяснить, что нужно сделать?

    — Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

    — В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

    Задание третье.

    — Золушка хотела помыть мандарины (один с кожурой, а другой очищенный) к завтраку. Отгадайте, какой из мандаринов  утонет быстрее — в кожуре или без нее? Почему?

    — И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

    — Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне.

    —  Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?

    — Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?

    — Для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

    — Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

    —  Возьмите стакан со свежей газированной водой  и бросьте в нее виноградинку.

    — Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется», почему?

    Золушке так понравилось  озеро с разноцветными рыбками, что она решила его нарисовать.

    — В молоко разлитое по тарелкам, нужно добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Как вы думаете, почему?

    — Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

    Когда злая мачеха приехала с бала, она увидела, что Золушка отдыхает.

    — А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

    — Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

    Золушка

    Да.

    Педагоги выполняют задание.

    Ответы педагогов.

    Да.

    Ответы педагогов

    Ответы педагогов

    Педагоги опускаю мандарины в таз с водой.

    Ответы педагогов.

    Ответы педагогов.

    Педагоги выполняют опыт.

    Ответы педагогов.

    Педагоги выполняют опыт.

    Ответы педагогов.

    Ответы педагогов.

    Заключительная часть (рефлексия)

    Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

    — Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

    Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

    Мастер - класс для педагогов ДОУ «Интерактивные игры как средство повышения познавательной и творческой активности детей 2 – 3 лет».

    Повышение  у педагогов интереса к использованию интерактивных игр   в учебно-воспитательном процессе;Расширить  познания в области овладения ИКТ через использование мультимедийной ...

    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»

    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»...

    Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

    Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»...

    Конспект мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

    Конспект мастер-класс для педагогов на тему:«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...