конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" шахматы "Приключение в шахматной стране"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Газинская Елена Александровна

коеспект занятия по обучению детей элементарной игре в шахматы расчитанно для группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Березка»

Конспект занятия

по образовательной области

 «Познавательное развитие» шахматы

тема «Приключение в шахматной стране»

группа общеразвивающей направленности

от 6-ти до 8-ми лет №4 «Ласточка»

Газинскмя Е.А., воспитатель

г. Радужный

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, продолжать учить ориентироваться на шахматной плоскости, читать координаты, решать шахматные задачи, отгадывать кроссворды.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Оборудование: телевизор, ноутбук, магнитная шахматная доска, комплект магнитных шахматных фигур, комплекты  настольных шахмат, фломастеры, листы с заданиями.

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова, интерактивная игра «Динозавры учат шахматы»,  работа в тетради «Рисуем ходы и развиваем правила игры», игра в шахматы. 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я предлагаю на сегодняшнем занятии устроить шахматный турнир. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: но для начала я предлагаю вспомнить правила игры в шахматы.

Дети:

  1. «Тронул - ходи»
  2. «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры»
  3. «Если во время игры или по ее окончанию выясняется, что фигуры были расставлены не правильно, то партия переигрывается»
  4. «Если во время игры или по ее окончанию выясняется, что был сделан ход противоречащий правилам, партия переигрывается»

Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти к столам и расставить шахматные фигуры на досках.

Воспитатель: Ребята, а почему вы не расставляете фигуры?

Дети:  Потому что фигур нет.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Как нет, а где же они? Очень интересно давайте попробуем их найти. Посмотрите внимательно, нет ли чего - то необычного в группе.

Дети: Книга мудрости на экране.

Воспитатель: Действительно к нам в гости снова пришла книга мудрости. Давайте откроем ее и прочитаем.

Воспитатель: Ребята, если мы поможем мальчику вернуть шахматы, то может, и наши фигуры вернутся к нам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашей магнитной доске, что то есть. Да это же карточки с заданиями. Давайте возьмем карточку под №1 и посмотрим, какое там задание. Что бы отгадать какую фигуру будем возвращать, надо отгадать загадку. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте.

Воспитатель: Назовите адрес начального положения ладьи.

  1. «Вопросы из шахматной шкатулки»

– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

– Без какой фигуры не бывает игры? (король)

– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

  • Как ходит пешка?  (только вперед)
  • Как бьёт пешка?  (наискосок)
  • Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)
  • Где стоят ладьи на доске до начала игры?  (по краям)
  • Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?   (нет, только одну фигуру)

Воспитатель: Ну что выполнили первое задание?  Молодцы!

Воспитатель: Какую фигуру теперь будем возвращать? Слушаем загадку.

Воспитатель:  Назовите адрес этой фигуры. Смотри следующее задание.

  1.  «Ориентация на шахматной доске»

Воспитатель: Синими фишками выложите центр, зелеными – горизонталь, а красными – вертикаль. Теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания и исправьте ошибки.

Воспитатель: Молодцы! Ну что продолжаем?  

  1. «Физминутка»

Воспитатель: Ребята, оказывается, злой ворчун забрал не только фигуры, но и испортил некоторые шахматные доски. А вы знаете, что без досок игра не состоится. Я предлагаю вам разделиться на две команды и собрать шахматные доски на столах из черных и белых полей.

  1. Практическая работа на карточках.

Воспитатель: Я предлагаю отгадать фигуру под цифрой 4. Слушайте загадку.

-  Назовите ее место на шахматной доске.

Воспитатель: И это задание нужно выполнить на карточках. Берите фломастеры и приступайте к работе.

Воспитатель: Молодцы! У нас все получается. Готовы выполнить следующее задание?

Дети: Да!

  1. «Ребусы»

Воспитатель: Итак, следующее задание «Ребусы». Каждый стол получает по одному ребусу и решает его. Вспоминайте правила работы в группе. Работать можно прямо на карточке где находится ребус.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Воспитатель: И последняя фигура, которую мы сегодня спасем, будет пешка. Давайте вспомним как ходит пешка и как рубит пешка. (ответы детей)

  1.  «Три пешки упали с доски. Обведите красным цветом поля, на которые нужно поставить пешки так, чтобы все черные фигуры были под ударом»

Воспитатель: Отлично! Вот и помогли мы вернуть шахматные фигуры Юре. Давайте посмотрим в наш шахматный сундучок, может наши фигуры, тоже вернулись.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кажется, наш сундук стал тяжелым. Давайте откроем и посмотрим.

Дети: Да! Наши фигуры тоже на месте.

  1. Итог

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали немного нового из истории шахмат и вспомнили то, что уже знали, вы показали свои знания  и умения в игре шахматы и помогли герою мудрой книги выполнить задания.

Воспитатель: Что для вас было самым трудным? (ответы детей). А что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект занятия по изодеятельности для подготовительной группы: Шахматное королевство

Дать детям представление о шахматах (об игре и ее атрибутах — фигурах. доске). Продолжать знакомить с жанром портрета (характер и настроение изображенных людей, их одежда, интерьер и пейзаж на заднем ...

Конспект занятия (организованной образовательной деятельности) по математическому развитию «В стране Математики» (подготовительная к школе группа)

Содержание данного конспекта занятия направлено на решение задач математического развития воспитанников посредством занимательного математического материала....

Конспект занятия по образовательной области "Физическое развитие" для детей подготовительной группы по теме "В страну Шурляндию"

На занятии "В страну Шурляндию" дети в игровой форме  учатся ходить по гимнастическому буму (скамейке) с выполнением сложнокоординированных упражнений, упражняются в прыжках вверх из глубокого пр...

Презентация-конспект занятия на тему "Музей шахмат Российской шахматной федерации "

Тема: Музей Шахмат Российской шахматной федерации.Цели:- формирование "образа музея" как храма культуры и искусства, как сокровищнице национального достояния, где хранятся художественные и матер...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "В стране шахматных чудес"

Конспек ООД по обучению детей игре в шахматы "В стране шахматных чудес"...

Результативность проведения воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в рамках образовательного события по теме “Шахматная страна”

Описание результативности проведения воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в рамках образовательного события по теме “Ша...