Домашние животные
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смакова Файруза Акрамовна

Для использования  при изучении названий домашних животных на татарском языке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx682.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ход ООД (Эшчәнлек барышы)

- Добрый день ребята! (Хәерле көн, балалар!)

- Как у вас дела?( Кәефләрегез ничек?)

- Как солнечный день (Кояшлы көн кебек.)

- Двайте ребята друг другу улыбнемся, каждому из нас пожелаем удачи и начнем работать. (Әйдәгез, бер-беребезгә карап елмаешыйк та, һәркайсыбызга да уңышлар теләп, эшчәнлегебезне башлап җибәрик.) Дети, сейчас какое время года? (Балалар, хәзер елның кайсы фасылы?) Какой месяц? (Кайсы ай?) Какой день недели?( Атнаның нинди көне? ) Ответы детей (Балалар җавабы)

- Дети давайте поиграем в игру «Ты кто?» (Балалар эйдэгез бер уен уйнап алыйк. Уен  «Син кем?»)        

- Максим ты кто? (Максим син кем?)

-  Я мальчик. (Мин малай.).

-  Назгуль Ты кто? (Назгол син кем?()

- Я девочка. (Мин кыз)…

- Молодцы (Афарин.).

Мы сегодня с вами познакомимся с названиями домашних животных на татарском.

Домашние животные ( йорт хайваннары)

сыер – корова
үгез – бык
сарык – овца
кәҗә – коза
дөя – верблюд
дуңгыз – свинья

Сәлам! Тема сегодняшнего урока хайваннар, то есть животные. Разновидностей животных, как мы знаем, очень много, а мы с вами возьмем только тех, которые часто употребляются в нашей речи.

Итак, начем с домашних животных (йорт хайваннары)

Издавна татары занимались скотоводством, у них было множество разнородного скота – овец, лошадей, коров и даже верблюдов. Познакомимся с названиями некоторых домашних животных на татарском:

Аудиозапись №1


Отметим употребление слово "
мәче" (кошка). В речи распространены оба варианта, но "песи" звучит более нежно, то есть имеет положительный смысл, а вот "мәче" наоборот.

В русском и в татарском языке есть такая поговорка "Эт белән мәче кебек" – "Как кошка с собакой". А употребление слово "песи" имеет более "ласковую" коннатацию. Например, есть такая игра как "Песием", в которую играют с маленькими детьми.

Аудиозапись №2

Татары любят лошадей. Об этом же свидетельствуют и непременные конные скачки во время древнего праздника Сабантуй, сохранившиеся до наших дней.

  • Ат – лошадь
  • Атлар – лошади
  • Ат чабышы – конные скачки

Все животные любят определенный продукт, например, кошка – молоко, собака – мясо, лошадь – сахар. Для закрепления небольшого изученного материала предлагаем вам небольшое задание.

Составьте предложения:

https://gdb.rferl.org/9001856E-9300-4ED5-9D7D-1B5468FEB671_w650_r0_s.png

​ Подвижная игра «Толке хэм тавыклар».

Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.(Собака)

У меня пропал носок, утащил его…
(Щенок)

Кто мурлычит у окошка:

 — Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки (Кошка)

Хвост крючком,
Нос пятачком.
(Свинья)

Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт.
(Корова)

Этот маленький ребёнок
Спит без простынь и пелёнок.
Под коричные ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки,
Но гуляет без пальто,
Он калоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может:
«Мама, есть хочу!»
А потому весь день
Мычит упрямо: «Му-у!»
Это вовсе не ребёнок —
Это маленький …
(Телёнок)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)

Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет?(Овца)

Для защиты от врага
Носит длинные рога.
Бородой своей трясет
И стремится в огород.
(Коза)

Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый …
(Кролик)

Везёт она воз.
Ест сено да овёс.
(Лошадь)

Посмотрите-ка, ребятки, —
Это родственник лошадки!
Он, сестрица, братец, мама,
Дед и папа — все упрямы!
(Ослик)

На спине два горба,
И жует что-то всегда.
А бывает и плюется,
Как животное зовётся??? (верблюд)

Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: "Му!
Шаг я сделать не могу". (бык)

Краткий рассказ о своем домашнем животном:

Минем өйдә песи баласы бар. – У меня дома есть котенок.

Аның кушаматы – Актәпи. – Его кличка – Актапи.

Ул бик ягымлы, ләкин көчсез. Актәпи кечкенә. – Он очень ласковый, но бессильный. Актапи маленький.

И напоследок, имя для животного – кличка (КУШАМАТ), так же важно как и для человека. Предлагаем вам ряд кличек, если решите завезти себе друга, думаем пригодится!

Песи кушаматлары:

Актәпи – ак – "белый" + тәпи "лапа"

Мырауҗан – мырау "мрау + җан "душа"

Эт кушаматлары:

Актырнак – ак "белый"+ тырнак "ноготь"

Сарбай – сары "желтый"+ бай "богатый"

Воспитатель: Молодцы. Мне очень понравилось как сегодня на занятии Милана, Дарина, Амир отвечали . На этом занятии заканчивается. До свиданья. Саубулыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

"Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...