Календарно-тематическое планирование Тема недели:«Зимующие птицы». старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Курлапова Галина Витальевна

 Календарно-тематическое планирование Тема недели:«Зимующие птицы». старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    «Зимующие птицы».

Задачи:   Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать птиц по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются, наблюдать за их повадками у кормушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Воспитывать бережное отношение к птицам, подкармливать их зимой.  Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.  

Итоговое мероприятие:    Реализация семейного проекта «Самая необычная кормушка для птиц».

Ответственные: воспитатели группы

День недели: понедельник 23  декабря 2019г

Социально- коммуникативная образовательная область

Режим

Совместная деятельность

Групповая , подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика  №8 (картотека)

Ц: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей

 (Каждый день зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым!)

Хоровод «Узнай по голосу» Ц: развивать слух. Умение узнавать голос одногруппников.

Беседа: «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются зимовать?»

- формировать у детей представления о взаимосвязи в природе.

Д/и  «Птички на кормушке»

Ц: уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются?)

Закрепление пройденного материала  

Д/ и. «Четвёртый лишний»

Труд:  «Дежурство по столовой»

 Ц: самостоятельно   выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол,   

Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги  

Индивидуальная беседа с родителями по состоянию здоровья детей в выходные дни

НОД

 1. Физ-ра  по плану физ. инструктора

2.Природа

Тема: «Как лесные звери – белка, заяц,медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Задачи: Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разномуприспособлены к жизнив это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волка, совы

Материал. Картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медве-жья берлога», рассказ В. Бианки «Голубой зверек», игрушечный зайчик.

3.Рисование №48

Тема: «Наша нарядная елка»

Задачи:  Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Оборудование: Альбомные листы, краски акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Прогулка

Прогулка №16

Наблюдение за  голубем

Ц закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
д/и  «Какая птичка улетела?»  Ц развивать внимание, память, закрепить названия зимующих птиц.

п/и  «Снегири и кот» Ц: развивать умение действовать по сигналу.

п/и «Встречные перебежки».

Цпродолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Пеший переход по территории детского сада Ц: найти признаки зимы.

Работа над выразительностью речи

Труд: приготовить корм для птиц, насыпать в кормушку. Ц: воспитывать  заботливое отношение к птицам

Выносной игровой материал для самостоятельной игровой деятельностию

Возвращение с прогулки, работа перед сном

К.Г.Н.

Чтение    Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская.  Ц: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам.

Релаксация:    «Снежинки»  Ц: помочь детям перейти в спокойное состояние.

Вечер

Гимнастика пробуждения №8

Ц: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.

 Самомассаж: «Божья коровка»  (К)

Ц: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

д/и «Подарки Деда Мороза» Ц: развивать логическое мышление, фонтазию.

Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда

Труд:

Сложить игрушки после игры Ц: вормировть понимание, что у каждой вещи своё место.

Ситуативная беседа   «Что за праздник Новый год?»

Ц:  формировать у детей представления о новогоднем празднике, как семейном.

Повтор.песен к утреннику

Иллюстрации о новогоднем празднике.  

Беседа с родителями о текущим вопросам

Прогулка

п/и  «Снегири и кот» Ц: развивать умение действовать по сигналу.

Самостоятельная игровая деятельность.

Беседа с родителями по текущим вопросам.

День недели:  вторник  24  декабря 2019г

Речевая  образовательная область

Режим

Совместная деятельность

Групповая , подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика  №8 (картотека)

Ц: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей

 (Каждый день зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым!)

П/Г «Прилетайте, птички» Ц: развивать мелкую моторику, активизировать речевые центры.

Беседа: «Чем питаются зимующие птицы?»

- формировать у детей представления об особенностях питания птиц зимой;

- вызвать у детей желание помогать птицам зимой.

Д/и «Назови слово» Ц: упражнять в подборе слов на заданный звук.

Д/и  «Подбери картинки – признаки зимы»

Труд:

 Дежурство в у/п

«Полив комнатных растений».

Ц: Расширить знания

детей о потребностях растений в свете и влаге  Развивать аккуратность

при работе с водой и растениями,   Воспитывать бережное отношение к окр. природе

Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги,   раскраски с изображением птиц, схема составления описательного рассказа о птице;

 

Акция: «Кормушка для зимующих птиц»

НОД

 1.Фэмп №4

Тема: Строим лесенку

Задачи:

   • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

   • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

   • Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Оборудование: 

Д / м Наборное полотно с 5 полосками, 15 квадратов одного цвета, 4 квадрата другого цвета, матрешка, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов двух цветов, план пути с указанием ориентиров и направлений движения.

    Р/м. Пятиполосные карточки, прямоугольники одного цвета (по 15 штук для каждого ребенка).

2. Рисование № 49

Тема:  «Усатый -полосатый»

Задачи:  Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Оборудование: Гуашь или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого ребенка).

3.Музыка по плану муз. руководителя

Прогулка

Прогулка 17

 Наблюдение за погодой.

Ц: Предложить детям 

охарактеризовать 

погоду, составить  сравнительный

 рассказ «Погода утром и вечером»;

 учить  использовать 

точные характеристики погоды,

образные  выражения.

д/и  «Найди столько же»

 Ц: закрепить количественный счёт»

п/и «Два мороза» Ц: учить детей перебегать  врассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу,  

п/и  «Жмурки» Ц:  развивать внимание, тактильные возможности.

Упражнять в метании «снежков» в цель

Труд: Смести песок с песочницы. Ц: воспитывать желание выполнять поручения взрослых

Выносной игровой материал  для самостоятельной игровой деятельности.

Возвращение с прогулки, работа перед сном

К.Г.Н.

Чтение художественной литературы: «Стихи про Новый год» .
Ц: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей.
Релаксация:    «Снежинки»  Ц: помочь детям перейти в спокойное состояние.

Вечер

Гимнастика пробуждения №8

Ц: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.

Дых.гимнастика   «Каша кипит»  (к)

Ц: формирование дыхательного аппарата

Беседа: «Как вы украсите свою новогоднюю ёлку дома?»

- развивать связную речь;

- вызвать у детей желание помогать птицам зимой.

С/р игра «В магазин за подарками к Новому году» Ц:формировать умение задумывать сюжет.

«Четвёртый лишний» (птицы)

Труд:  Причесать кукол  Ц: воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

 Составление рассказа по картине «зимний лес» Ц: развивать устную речь, активный словарь.

Иллюстрации с изображением новогодних игрушек, новогодней ёлки.

Самостоятельные игры в игровых центрах  

Приобщать родителей  к подготовке Новогоднего утренника.

Прогулка

п/и  «Ловишки». Ц: упражнять детей в беге, развивать ловкость.быстроту.

Наблюдение за погодой,  ситуативный разговор о том, что такое снег.

  

День недели:  среда  25  декабря 2019г

Познавательная образовательная деятельность

Режим

Совместная деятельность

Групповая , подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика  №8 (картотека)

Ц: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей

 (Каждый день зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым!)

Психогимнаст.

Беседа  «Трудно птицам зимовать»

Ц: закрепление знаний о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц, учить детей заботиться о птицах зимой

Д/и «Отгадай» Ц: продолжать учить детей разгадывать загадки. Развивать логику.

д/и  «Одна -всмного» (синица, снегирь, ворона, голубь, свиристель, сойка, сорока, голубь, щегол, дятел, клёст, галка)

Дежурство по занятиям»

Ц: самостоятельно   выполнять обязанности дежурного: раскладывать

 на столы материалы и пособия,   Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги,  раскраски. 

Беседа с родителями о самочувствии детей.

НОД

 1.Грамота

 Тема: Повторение и закрепление.

Задачи:  Закрепить умение проводить звуковой анализ 3-4-х звуковых слов.   Продолжать  учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова определенной звуковой структуры.

Оборудование: 

1. Таблицы с изображениями  предметов  (3-4-х зв.слова) 2. Карточки у каждого ребенка   3. Фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка.

2.Аппликация №47

Тема: «Новогодняя поздравительная открытка»

 Задачи:. Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать

 учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные

– из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы

вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Оборудование:

3–4 новогодние открытки. Половина

альбомного листа, согнутая пополам, – открытка,

белого или любого м

ягкого тона (на выбор),

наборы цветной бумаги.

3.Физ-ра (У)  по плану физ. инструктора

Прогулка

Прогулка №18

 Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Ц: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

 д/и  «Наоборот». Ц: активизация словаря. Подбор  антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь).

п/и «Птицы и кукушка».

Ц: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.

п/и «Лягушки и цапля».

Ц: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

упражнять в прыжках в длину с места

Ситуативная

 беседа. Побеседовать

 с детьми о том,

как меняется

 природа зимой:

 идет снег, на

улице холодно.

Ц: Напомнить детям,

 что зимой надо

быть очень внимательными, 

осторожными: часто бывает гололед.

Труд: Расчистить дорожки от снега (при наличии) Ц: воспитывать  трудолюбие.

Выносные игрушки, лопатки.

Возвращение с прогулки, работа перед сном

К.Г.Н.

Чтение худ. лит. «Елка»     В Сутеев.  Задачи: воспитывать эмоционально- образное восприятие сказки  

 Релаксация:    «Снежинки»  Ц: помочь детям перейти в спокойное состояние.                        

Вечер

Гимнастика пробуждения №8

Ц: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.

 Самомассаж: «Черепаха» (К) 

Ц: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

Д/у «Штриховка»

Ц: развивать мелкую моторику.

Конструирование из снега «Ледяная горка» (при наличии)

Оформление  лэпбука   «Синичка» для наглядного представления детей о птицах

Прогулка

п/и  «Ловишки». Ц: упражнять детей в беге, развивать ловкость.быстроту.

Самостоятельная игровая деятельность.

Беседа с родителями по текущим вопросам.

День недели:  четверг  26  декабря 2019г

Художественно- эстетическая образовательная область

Режим

Совместная деятельность

Групповая , подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика  №8 (картотека)

Ц: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей

 (Каждый день зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым!)

М/п игра: «Колечко» (К/В)

Ц: развивать быстроту реакции.

Беседа:  «Где живёт Дед Мороз» Ц: Продолжать учить детей поддерживать беседу, развивать связную речь.

Д/и  «Зимние слова»  Ц: упражнять в подборе существительных на зимнюю тему.

д/и  «Назови ласково» (синица, снегирь, ворона, голубь, свиристель, сойка, сорока, голубь, щегол, дятел, клёст, галка)

Труд: Самообсл.

Ц: продолжать формировать умение детей самостоятельно раздеваться, складывать одежду в шкафчиках.

Придумывание загадок с использованием технологии ТРИЗ

Ц: развивать фантазию, логику, творческие способности

Иллюстрации с изображением зимующих птиц, книги, 

Разрезные картинки  «Зимующие птицы»

Рекомендовать родителям совместно с детьми украшать дом к Новому году.

НОД

 1.Р/речи

Тема: Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Задачи:  Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги.

Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.

Оборудование: Картина «Река замерзла»; игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка.

2.Музыка По плану муз. руководителя

Прогулка

Прогулка №19

Наблюдение:

признаки наступившей зимы.

Ц: Предложить детям разделиться на команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег).

п/и  «Птички в гнездышках»

Цель: развитие двигательной активности детей, умение быстро и ловко двигаться в одном направлении

п/и «Ловишки

Ц: Упражнять детей в быстром беге, в соблюдении правил игры, в умении действовать по сигналу.

д/и «Охотники».

Ц: Учить детей использовать навыки классификации  птиц. Повышать двигательную, умственную и речевую активность.

«Попади в руки»

Цель: упражнять в бросании мяча друг другу снизу

 

Труд: Собрать выносные игрушки

Ц:  воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие.

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом – развитие навыков совместной игровой деятельности

Возвращение с прогулки, работа перед сном

К.Г.Н.

. Чтение  В. Звягина «Воробей»  Ц: развитие внимание при прослушивании произведения, умение отвечать на вопросы после прочтения.

Релаксация:    «Снежинки»  Ц: помочь детям перейти в спокойное состояние.                        

Вечер

Гимнастика пробуждения №8

Ц: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.

Дых.гимнастика   «Каша кипит»  (к)

Ц: формирование дыхательного аппарата

С/р  игра: Парикмахерская: сюжет «Праздничная прическа» 

Ц: учить применять и творчески интерпретировать в игре свои знания и опыт подготовки к празднику

Д/И «Четвертый лишний»

Ц: развитие памяти, мышления, умение анализировать, обобщать одним словом предметы 

Труд :  

Продолжать учить детей убирать игрушки на свои места. Воспитывать бережливость. Поощрять инициативу, взаимопомощь

 Изготовление гирлянды «цепочка» из цветной бумаги для оформления группы к новому году.

Украшение группу снежинками, изготовленными вместе с детьми

Прослушивание грамзаписи с пением птиц

Цель: развитие музыкального слуха; умение внимательно слушать и воспринимать красивое пение птиц

Прогулка

Наблюдение. На вечерней прогулке наблюдать, как восходит луна. Отметить, что луна каждый день другая: иногда круглая, большая, а иногда тоненькая, маленькая.

Самостоятельная игровая деятельность

Беседа с родителями по текущим вопросам

День недели:  пятница  27  декабря 2019г

Физическая образовательная область

Режим

Совместная деятельность

Групповая , подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Утро

Утренняя гимнастика  №8 (картотека)

Ц: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей

 (Каждый день зарядку делай,

Будешь сильным, будешь смелым!)

Игра-забава

Беседа *Ситуативная беседа. Побеседовать с детьми о том, как меняется природа зимой: идет снег, на улице холодно. Напомнить детям, что зимой надо быть очень внимательными, осторожными: часто бывает гололед.

 Отгадывание загадок из   сундука Деда Мороза.

«Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Ц: активизация детского воображения,   употребление согласованных существительных и глаголов,   воспитание положительного отношения к персонажу

Обсуждение народных примет о птицах:

«Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель»

«В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер»

«Вороны прячут клюв под крыло – к холодам»

«Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло»

«Синички с утра пищат – значит будет мороз»

Подбор художественной литературы по данной теме: «Зимующие птицы» для прочтения детям и для рассматривания иллюстраций самими детьми

Беседа с родителями по текущим вопросам.

НОД

 1.Лепка

Тема: «Разноцветная ёлка»

Задачи: Учить применять графическую технику рисунка в лепке; выполнять методом контррельефа (вдавленный рельеф); учить сочетать в работе несколько техник. Развивать воображение.

Оборудование: пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка), картон.

2.Физ-ра  по плану физ. инструктора

Прогулка

Прогулка  №20

Наблюдение за долготой дня

Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Прыжки на одной ноге.

Ц: воспитывать чувство равновесия.

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Самостоятельная игровая деятельность с выносными игрушками.

Возвращение с прогулки, работа перед сном

К.Г.Н.

Чтение художественной литературы: «Стихи про Новый год».   Ц: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе

Релаксация:    «Снежинки»  Ц: помочь детям перейти в спокойное состояние.

Вечер

Гимнастика пробуждения №8

Ц: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.

 Самомассаж: «Черепаха» (К) 

Ц: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

С/р игры  «Семья»  сюжет готовимся к встрече Нового года Ц: Передавать в игре радостное, предпраздничное настроение.

Развивать внимание в игре «Найди отличия»

-----------------------

Просмотр любимых мультфильмов про Новый год

 

Атрибуты к сюжетным играм.

Н/п игры по выбору детей    

Прогулка

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Беседа с родителями по текущим вопросам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старшая группа календарно- тематический план на тему "Животные и птицы осенью"

календарно - тематическое планирование на неделю в старшей группе на тему "Животные м птицы осенью"...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...

Календарно-тематический план на тему "Кем быть? Профессии" старшая группа (5-6 лет)

Кем вы мечтали стать в детстве? Учителем, воспитателем, доктором, инженером? Выбор профессий у современных детей еще больше. Перед нами стоит задача - познакомить детей с неизведанным многообразным ми...