старшая группа календарно- тематический план на тему "Животные и птицы осенью"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мельникова Светлана Николаевна

календарно - тематическое планирование на неделю в старшей группе на тему "Животные м птицы осенью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nedelya.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОКТЯБРЬ

1 Неделя

Тема недели. Животные и птицы осенью

Цель. Формирование элементарных экологических представлений детей о животных и птицах в осенний период.

Задачи. Расширять и систематизировать представления детей о жизни животных и птиц нашего края осенью. Расширять первичные представления о классификации животного мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Режимный момент

Образовательная область

Вариативная часть

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Понедельник 04. 10

Утро

Индивидуальные беседы на тему «Как я провёл выходные». Цель: воспитывать умение слушать собеседника, задавать вопросы.

Утренний круг.

Дежурство по столовой. Цель: формировать умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных.

Рассматривание картин из серии «Дикие животные». Беседа «Какие звери в лесу? Цель: закреплять знания детей о  животных наших лесов, особенностях  внешнего вида, жизненных проявлениях.

Д/и «Хвосты». Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

И/у «Нарисуй дом для животного». Цель: развивать творческие способности.

Утренняя гимнастика. Комплекс №3.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

ОД

Физкультура. По плану специалиста.

Лепка  «Красивые птички» (По мотивам народных дымковских игрушек)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

Прогулка

Трудовая деятельность: 

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы;

воспитывать экологическую культуру.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами

Наблюдение за сезонными

 изменениями

Цели: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.

Д/и  «Кого чем угощать будем?»  Цель: закреплять знания о диких животных, их жизни осенью, и особенностях питания

Чтение стихотворения Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.      А. Майков

ЗКР. Цель: упражнять  в произношении звуков д, дь (Дима, Даша, Маша Ч.)

И/у «Найти самый красивый осенний лист». Цель: развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

П/и «Смелые ребята».  Цель:  упражнять в быстром беге;

развивать ловкость.

«Зайцы и волк»  Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Возвращение с прогулки

Игровая ситуация «Наши шкафчики». Цель: формировать навыки самообслуживания, закреплять умение аккуратно складывать одежду.

Д/и «Чей домик». Цель: закреплять знания детей о диких животных и местах их обитания.

Слушание: К.Сен-Санс «Карнавал животных».

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

2 половина

дня

С-р/и «Ветеринарная лечебница». Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Конструирование из конструктора ЛЕГО  по замыслу детей. Цель: закреплять умение детей сооружать постройки и обыгрывать их, воспитывать  дружеские взаимоотношения, умение договариваться.

Хореография.

Чтение художественной литературы: Г.Снегирев. «Хитрый бурундук».

Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам. П/и «Гуси-лебеди». Цель: закреплять правила игры, развивать ловкость, внимание, упражнять в беге

Вторник  05. 10

Утро

Утренний круг.

Д/и «Подбери пару».

Цель: закреплять умение  соотносить предметы на картинках, с действиям;

закреплять навыки самообслуживания.

Самостоятельная деятельность детей в игровых центрах.

Рассматривание  предметных картинок с изображением диких и домашних животных. Сравнение лисы и собаки. Цель: учить сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.

Д/и «Узнай по описанию». Цель: учить составлять описательные загадки о животных.

И/у «А это, какого цвета?» Цель:  развивать цветовое восприятие (Серёжа, Кирилл Р.).

Утренняя гимнастика. Комплекс №3.

ОД

ФЭМП

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина). Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Физкультура. По плану специалиста.

Рисование. По плану специалиста.

Прогулка

 Наблюдение за работой дворника. Цель: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.

Трудовая деятельность:  очистка  участка от мусора и камней. Цель: продолжать   учить работать сообща, воспитывать трудовые навыки.

Самостоятельные игры.

Д/и «На чем ездят люди?» Цель: закреплять представления детей о видах транспорта, его внешнем виде; развивать наблюдательность, внимание.

И/у «Назови ласково». Цель:

учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

Игра-забава «Хор зверей». Цель:  развивать звуковысотный, тембровый слух,  творческую активность, закрепить знания голосов животных.

П/и «Кот и мыши».  Цели:  продолжать учить соблюдать правила игры;  активизировать двигательную активность.

«Уголки».  Цель:  закреплять ловкость, быстроту бега

И/у «Змейка». Цель:

 упражнять в беге между предметами (Ульяна, Таня, Кирилл Р.)

Возвращение с прогулки

П/у «Мы пришли с прогулки». Цель: закреплять умения самостоятельно раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать.

И/у «Найди круглые предметы». Цель:  развивать умение видеть в окружающих предметах круглые формы (Саша К., Аня, Вероника).

Разучивание пальчиковой игры «У кого, какая шубка». Цель: закреплять знания детей о животных, развивать мелкую моторику рук

2 половина

Дня

 Игровая ситуация «Кошки и собаки – наши друзья». Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, формировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными.

Экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; развивать любознательность.

Д/и  «Путешествие по сказкам». Цель: закреплять знания  детей о содержании сказок, в которых герои дикие животные.

Повторение песен к осеннему утреннику.

Свободная деятельность детей в центре творчества.

Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Смелые ребята». Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

Среда 06. 10

Утро

Утренний круг.

С-р/и «Зоомагазин».

Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Рассматривание картин из серии «Птицы». Беседа «Перелётные и зимующие птицы». Цель: расширять и конкретизировать знания детей о птицах.

Повторение стихотворения М. Ивенсон «Скворушка прощается». Цель: закреплять знание текста, развивать выразительность речи.

Внести трафареты и раскраски на тему «Птицы».

Утренняя гимнастика. Комплекс №.3

Малоподвижная игра «Как живешь?»

Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения

ОД

Музыка. По плану специалиста.

Обучение грамоте. По плану специалиста.

Прогулка

 Трудовая деятельность. Уборка участка от веток и камней. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Д/и «Опасные предметы» Цель: упражнять детей в умении различать опасные и безопасные предметы, которые встречаются в повседневной жизни; развивать внимание к окружающим предметам.

Самостоятельные игры с игрушками, мячами, природным материалом.

Наблюдение за легковым автомобилем

Цели: научить понимать значение и функции автомобиля;

закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

Отгадывание загадок о транспорте.

Индивидуальная работа: счет до 5. Цель: повторить прямой и обратный счет до пяти (Серёжа, Даша, Данил).

И/у  «Кто больше назовёт слов на звук…?»

Цель:  развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Рассматривание букета из осенних листьев. Цель: развивать эстетический вкус, умение находить красоту в окружающем мире.

П/и «Мы — шоферы», «Послушные листья».

Цель: учить слушать команды воспитателя;

развивать внимание.

Возвращение с прогулки

Беседа «Каждой вещи своё место». Цель:  формировать привычку аккуратно складывать вещи на свои места.

Д/ и «Хорошо — плохо» (ТРИЗ). Цель: учить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развить речь, мышление

Индивидуальная работа по развитию речи «Договори фразу» Цель: обучение детей умению раскрывать причинные связи, делая простые умозаключения.

Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Куда улетают птицы».

Пальчиковая игра «У кого, какая шубка»

2 половина

дня

Беседа «Таблетки растут на ветке». Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Витамины».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

И/у «Сложи фигуру». Цель: закреплять умение выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек, развивать память, внимание, логическое мышление (Данил, Алиса, Серёжа).

Индивидуальная работа по развитию речи  «Договори фразу» Цель: обучение детей умению раскрывать причинные связи, делая простые умозаключения.

Хореография.

Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Совушка». Цель: развивать выдержку, внимание.

Четверг 07. 10

Утро

Утренний круг.

Игровая ситуация «Мы нашли котёнка». Цель: развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Рассматривание картин из серии «Животные и их детёныши». Цель: закреплять знания детей о животных и их детёнышах, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Д/и «Назови детёныша». Цель:  закреплять правильно называть детёнышей диких животных пополнить словарный запас.

Свободная деятельность детей в центре творчества.

Разучивание стихотворения М. Ивенсон «Скворушка прощается».

Утренняя гимнастика. Комплекс №3.

ОД

Рисование. По плану специалиста.

Ознакомление с окружающим миром.

«Берегите животных!» (4 октября – Всемирный день животных).

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о многообразии  животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек  это часть  природы, он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Физкультура. По плану специалиста.

Прогулка

Трудовая деятельность. Сбор листьев различных растений для последующих аппликаций. Цель: воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, атрибутами к подвижным играм.

Наблюдение за перелетными птицами.

Цели: расширять представления о перелетных птицах; воспитывать познавательный интерес к птицам.

Д/и «Кого чем угощать будем?» Цель: закреплять знания о перелетных птицах, их жизни осенью, и особенностях питания

Игра «Испорченный телефон». Цель: развивать слуховое внимание.

Чтение стихотворения

 Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

 М. Ивенсен

П/и«Гуси-лебеди». 

Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.

«Найди свой дом». Цель:  развивать физические качества — быстроту, ловкость; совершенствовать ориентировку в пространстве.

Индивидуальная работа: использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля). Цель:  развивать двигательную активность (Алиса, Жасмин, Даша).

Возвращение с прогулки

Формирование навыков самообслуживания. Цель: закреплять умение детей самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать одежду, воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

Д/ и «Чего не хватает?» Цель:  развивать внимание, память.

Чтение художественной литературы: Г.Я.Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»

Малоподвижная игра «Передай мяч». Цель: развивать внимание, выдержку.

2 половина

Дня

С-р/и «Мы идём в зоопарк» Цель: закреплять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, культуру поведения в общественных местах.

Д/и «Кто найдёт, пусть возьмёт» Цель: развивать умение ориентироваться в помещении

Д/и «Кто кого обгонит?» Цель: формировать умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Игра-развлечение «Не скажу, а покажу». Цель:  развивать внимание, выразительность пантомимики, воображение, умение передать характер животного.

Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Кот и мыши».  Цель:  продолжать учить соблюдать правила игры;  активизировать двигательную активность

Пятница 08.10

Утро

Беседа «Верные друзья». Цель: формировать представления детей о дружбе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Просмотр презентации «Как животные и птицы готовятся к зиме». Цель: расширять и конкретизировать знания детей о жизни животных и птиц.

Д/и «Разложи по порядку». Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, закреплять умение раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

И/у «Эхо».

Цель:  закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Самостоятельная деятельность детей в центре творчества.

Утренняя гимнастика. Комплекс №3.

ОД

Развитие речи. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Музыка. По плану специалиста.

Прогулка

Трудовая деятельность:  Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, мячами.

Наблюдение за рябиной.

Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.

Д/и «Как это произошло?» Цель: развивать   мышление в процессе составления логической последовательности событий; воспитывать внимание.

И/у «Подбери признак». Цель: закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными (Арина, Вика, Софа Р.).

Чтение стихотворения:

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

 О. Высотская

П/и «Коршун и наседка», «Кто дальше?».

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Возвращение с прогулки

Формирование КГН. Цель: закреплять умение детей правильно мыть руки: закатывать рукава, тщательно намыливать и  насухо вытирать руки; воспитывать опрятность и привычку следить за своим внешним видом.

Д/и «День-ночь».  Цель: закреплять названия частей суток.

Проговаривание чистоговорок со звуком с. Цель: формировать звуковую культуру речи.

Малоподвижная игра «Летает – не летает». Цель: развивать внимание, закреплять построения в круг.

2 половина

дня

Самостоятельная деятельность детей в игровых центрах. Цель: закреплять навык детей самостоятельно организовывать игровую деятельность, подбирать игрушки и атрибуты, закреплять умение договариваться друг с другом, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Развлечение «В мире животных». Цель: закреплять знания детей о животных, среде их обитания, побуждать детей в проблемной ситуации находить верное и наиболее удачное решение.

Повторение стихов к осеннему утреннику. Цель: развивать выразительность речи.

Настольный театр по русской народной сказке «Три медведя». Цель: учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно

Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба по массажным дорожкам.

П/и «Краски». Цель: закреплять правила игры, развивать ловкость, двигательную активность.

Оборудование

Центр творчества: раскраски на тему «Животные и птицы», трафареты,  материалы для самостоятельной деятельности детей (природный материал, шаблоны, бросовый материал).

Центр книги: художественная и детская научно-популярная литература по теме.

Центр сюжетно-ролевых игр:  атрибуты для сюжетно ролевых игр «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Зоомагазин».

Центр дидактических игр: настольно-печатные  игры по теме недели.

Иллюстрации по теме: «Дикие животные», «Зимующие и перелётные птицы»,  презентация на тему «Как животные и птицы к зиме готовтся».

Работа с родителями

Оформление родительского уголка по теме недели.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса в детском саду.

Консультация «Наши друзья – животные».

Рекомендации родителям по домашнему чтению с детьми.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план на тему: "Зимующие птицы"

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы....

Календарно-тематический план по теме "Что нам осень принесла" в средней группе

Подробный план воспитательно-образовательной работы на каждый день недели на тему "Что нам осень принесла" в средней группе....

календарный тематический план на тему "Домашние птицы" в средней группе

Календарно-тематический план будет полезен педагогам лошкольных учреждений. Здесь представлены темы занятий, индивидуальная работа с детьми, тема итогового мероприятия и т.д....

Календарно-тематический план по теме "Перелётные птицы" в средней группе

Тема проекта: Перелётные птицы. Птицы весной: акция скворечникЦели проекта: Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.Задачи ...