Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности в старшей группе по теме «Мир природы»
учебно-методический материал (старшая группа)

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности  

в старшей группе по теме «Мир природы» с 13.05.19г. по 17.05.19г.

Совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах

Организация РППС для самостоятельной деятельности детей 

ПН

День (прогулка). 

1.«Наблюдение за насекомыми»

 Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, закреплять названия насекомых, их пользу для природы.

2.Д/И  «Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Вечер.

Чтение В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» 
Цель:
 воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Вечер (прогулка).

Беседа «Насекомые - польза и вред»

 Цельдать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

 Рассматривание  коллекции насекомых  с последующим выполнением задания: «Отгадай загадку и найди в коллекции насекомое, о котором идёт речь?»

 Цель:  обогатить представление детей о пользе насекомых.

Предложить для рисования трафареты и книжки - раскраски, с изображением насекомых животных, растений, плодов;  


ВТ

День (прогулка). 

1.Наблюдение «Лиственные деревья»

Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. 

П/И «Раз, два, три, к названному дереву беги». Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту бега. 

Вечер.

Заучивание стихотворения Е.Удовиченко «Люблю природу  русскую…»

Рассматривание коллекции плодов и семян деревьев и кустарников с последующим опытом "Летающие семена".

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений;

Внесение развивающего лото "Собирай-ка". Цель: закрепление названий и внешнего вида различных растений, фруктов и овощей. 

СР

СР

День (прогулка). 

Экспериментирование на тему «Деревья- какие они?» (с подгруппой детей)

Цель: ознакомление со свойствами древесины, расширять представления детей о древесине, качествах и свойствах; развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, плавучесть, легкость), развивать интерес к опытной деятельности.

Д/И «Беседы с деревьями»

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Вечер.

 Чтение Л. Толстой «Пожарные собаки», Б. Житков «Дым»

Вечер (прогулка).

П/И «Пожар»

Цель: Развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому.

Трудовая деятельность: побуждать детей к уходу за комнатными растениями в центре природы. Содействовать развитию трудолюбия.

Рассматривание иллюстраций с изображением  явлений природы: дождя, радуги, грозы, снегопада, тумана, росы и др.

Цель: знакомство детей с природными явлениями.

ЧТ

День (прогулка). 

Экологические игры:

«Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

«Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Вечер.

1. Составление описательного рассказа по схеме о   животном.

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя  схему-модель.

2. Разгадывание загадок о животных.

Цель: уметь внимательно слушать загадку, выделять главные признаки, соотносить их с конкретным животным, называть его и объяснять, как отгадывал загадку.

Внести настольно-печатные игры: «Времена года»,  «Огород», «Зоологическое лото»,

Организовать мастерскую по созданию рисунков на тему «Животные наших лесов».

ПТ

День (прогулка). 

П/И «Кукушка» 

Цель: расширять круг знаний об образе жизни птиц, знакомить детей с необычным способом выкармливания птенцов кукушки; развивать произвольность, наблюдательность, инициативу.

Вечер.

1. Беседа «Берегите лес»

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

2.Прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных».

Создать условия для собирания пазлов по теме. Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Заучивание наизусть:

Люблю природу русскую...

Екатерина Удовиченко

Люблю природу русскую,
Люблю её красу, 
К тебе дорожкой узкою
Я счастье принесу.


Кругом леса туманные,
Поля, луга и дом,
Укрытый белым инеем,
Где мы с тобой вдвоём.

Нет, не забыть мне Родины,
Цветов её полей,
И песню ту печальную,
Что пел мне соловей. 

Беседа «Насекомые - польза и вред»

Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением насекомых;

сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход беседы:

Вопросы к детям:

-Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут?

Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых?

Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними

Чтение стихотворения:

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен:

Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже

небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят

большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

Запомнить ПРАВИЛА:

Необходимо знать, как защищаться от насекомых:

-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально

для детей), отпугивающими насекомых!

-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!

-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!

-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место

протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.

-Не ловите и не убивайте насекомых!

-Не стойте около муравейника!

Экспериментирование на тему «Деревья - какие они?»
1.Познакомить детей со свойствами дерева.
2.Развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.
Ход деятельности:
-Оля, сколько тебе лет? А тебе Лиза? А мне 46 года. Если нас спросят, сколько нам лет, то мы с вами сможем ответить, а вот, сколько лет дереву можно как-то узнать? Может быть, сколько листочков на дереве, столько ему и лет? А если зима, листики есть на дереве? Тогда может быть посчитать, сколько веточек на дереве, столько дереву и лет? А если сильным ветром веточек много сломало? А вот как узнать, сколько дереву лет, мы с вами перейдем в нашу экспериментальную лабораторию.
Дети рассматривают спил дерева и считают кольца.
Чем больше колец, тем старше дерево и толще ствол.
Ребята, а вы хотите узнать побольше о дереве, какими свойствами оно обладает? Предлагаю вам провести опыты с деревом?
Опыт№1.
Как вы думаете, дерево тонет в воде? Давайте проверим: опустим деревянную пластинку в тазик с водой. Почему не утонула деревянная пластинка?
Вывод: Дерево легкое и в воде, поэтому не тонет.
Опыт №2

Ребята, а дерево теплое или холодное? Как узнать? Перед вами 2 ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы почувствовали, от какой ложки холодней?
Вывод: Дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
Опыт №3
Ребята, а у нас на участке на земле, откуда берутся деревянные палочки- веточки, которыми вы рисуете? Хотите проверить, какая палочка прочнее деревянная или металлическая?
Возьмите в руки металлическую палочку и попробуйте ее  сломать. (
Не ломается) Значит, она какая? (прочная)
Теперь тоже самое  проделайте с деревянной палочкой. Что можно сказать? (Палочка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

-Ребята, оказывается у дерева, как и у человека, может меняться настроение, значит, деревья живые и их нужно беречь и охранять!

Конспект беседы на тему: «Берегите лес»

Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи:

-формировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

- развивать познавательный интерес, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

-воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Материал: зеленый листок дереваиллюстрации леса, деревьев, грибов, цветов; запрещающие знаки «Правила поведения в лесу»

Организационный этап.

- Ребята, угадайте мою загадку.

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(Лес)

-Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.

Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите.

Вы любите гулять в лесу?

Что вам нравится в лесу?

Что вы там видели?

Чем запомнилась прогулка в лес? (Ответы)

Знаете, какие деревья растут в лесу?

Модница в белом платье,
Длинные сережки,
Тонкий стан,
Первая одевает
Желтый наряд осенью. (Береза)

Пришла весна - одела зеленый наряд,
Наступило лето - загорала,
А осенним днем одела красные бусы...(Рябина)

Резные листья, благороден он
Прекрасный... (Клен)

В любое время года одним цветом. (Елка)

“Для чего мы с лесом дружим.

И зачем он людям нужен?”

– Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).

В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.

“Правила поведения в лесу” (запрещающие знаки «Правила поведения в лесу»)

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения Самый страшный враг леса – это пожар.

Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Будьте осторожны с огнём!

– Не разжигай костер в лесу без взрослых. 

– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев. 

– Не оставляй мусор в лесу. 

– Не разоряй птичьи гнёзда. 

– Не разоряй муравейники. 

– Не рви охапками цветы. 

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. 

Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.

– Не шумите в лесу. 

– Не ловите насекомых. 

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем. 

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!

Физкультминутка

Ручки подняли и покачал,

Это деревья в лесу.

Ручки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

Закройте глазки, возвращаемся снова в класс.

Рефлексия

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Экологические игры:

«Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Что за чем?»

Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт мяч ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать мяч другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

Д/И «Беседы с деревьями»

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход игры. Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.

П/И «Кукушка»

Введение в игру: детям предлагается отгадать загадку: «Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает» (Кукушка) Затем следует рассказ об образе жизни кукушки: «Кукушка очень интересная птица. Она не умеет вить гнезда и растить своих птенцов. Поэтому откладывает свои яйца в гнезда других птиц, которые затем и выкармливают кукушонка, принимая его за своего птенца. Кукушки очень прожорливы и полезны тем, что поедают много вредных насекомых».

Цель: расширять круг знаний об образе жизни птиц, знакомить детей с необычным способом выкармливания птенцов кукушки; развивать произвольность, наблюдательность, инициативу.

Оборудование: маленький резиновый шарик.

Ход игры: игроки встают в круг. Выбирается водящий «кукушка». У нее яйцо. Остальные игроки вытягивают руки вперед, округляя ладони «гнездо». «Кукушка» идет по кругу и каждому как будто кладет яйцо в «гнездо». При этом говорит: «Вот по кругу я лечу, всем яйцо в гнездо кладу. Гнезда крепче закрывайте, да смотрите, не зевайте» В ладонях одного из игроков «кукушка» незаметно оставляет «яйцо», быстро выходит из круга и говорит: «Ку-ку, ку-ку». Та «птица», у которой осталось яйцо, должна успеть выбежать на середину круга, а остальные ее поймать. Пойманная «птица» становится «кукушкой». Если же она успевает выбежать, то «кукушка» не меняется и игра продолжается с теми же ролями. Примечание: ловить «птицу» можно только после слов: «Ку-ку, ку-ку».

П/И «Пожар» 

Введение в игру: ведущий начинает с вопроса: «Дети, а вы знаете, как надо обращаться с огнем в лесу?». Затем, прослушав ответы детей, делается обобщение: «Костер следует разжигать на старых кострищах или на открытом месте, свободном от растительности и сухости в радиусе 2-4 м. Перед уходом огонь должен быть полностью засыпан песком или залит водой. Помните, на месте кострища несколько лет ничего не будет расти, а оставленный без присмотра огонь может стать причиной пожара, особенно страшного в лесу. Он безжалостно уничтожает все живое на своем пути, оставляя после себя черную пустоту».

Цель: Развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому.

Оборудование: без оборудования.

Ход игры: водящий выбирает любого игрока и, начиная с него, по очереди каждому игроку задает вопрос и получает ответ: Кто был в лесу? Туристы. Что они делали? Костер разводили. А как огонь тушили? Никак не тушили. А что ни будь, случилось? Пожар. Тот, на кого выпадает последний ответ, выполняя роль «огня», начинает догонять игроков, которые разбегаются в разные стороны. Игрок, до которого дотронется «огонь», «сгорает» и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он и становится водящим, а игра начинается снова. Примечание: Бежать можно только после слова «пожар»; нельзя долгое время преследовать одного и того же убегающего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование совместной и самостоятельной деятельности в подготовительной группе на летний период

планирование летнего периода по теме "Мой город, моя семья" в подготовительной группе...

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности в старшей группе

Циклограмма ( совокупность мероприятий) образовательной деятельности на неделю в старшей группе дошкольного учреждения....

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Перспективное тематическое планированиеОбразовательная область «Познавательное развитие»Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возраст  Составила:Воспита...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...