Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы.
статья (подготовительная группа)

Яцунова Евгения Викторовна

в Статье рассказаны приемы как можно в игровой форме развивать мелкую моторику рук, используя самый интерсный и близкий детям материал, песок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы.

Яцунова Е.В.

воспитатель  ГБОУ «Академическая гимназия №56» СПБ дошкольное отделение.

Что нужно ребенку дошкольного возраста для успешного овладения письмом? Прежде всего развивать мелкую моторику. Движения пальцев рук и кисти развиваются у детей постепенно в течении всего дошкольного периода. Графические движения требуют более сложной координации и поэтому развиваются дольше. Если специально не упражнять руку ребенка, то и в шесть лет он с трудом будет выполнять графические задания.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Развитие координации движений, пространственные представления, чувство ритма, ручную умелость помогает подготовиться к овладению графикой письма.

Для развития ручной умелости могут быть использованы пальчиковые упражнения и игры, в частности и игры с песком. Такие игры и упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, развивают умение воспринимать тактильные ощущения, ритм движений рук и пальцев.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком влияют на эмоциональное состояние ребенка и позволяет естественно, в игровой форме развивать мелкую моторику рук.

И интерактивная песочница, и игры с песком, и игры на развитие мелкой моторики помогают проводить обучение в активной форме, где каждый ребенок проживает свою жизнь, извлекает урок и делает выводы, учится по-новому взаимодействовать с собою, другими детьми, получает новый опыт.

Объединяются две методики песочная терапия и игры на развитие мелкой моторики. Образовательный процесс становится активным, интересным, запоминающимся.

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

- «Приветствие с песком»

 - дотронуться до песка пальчиком, потом другими по очереди. После второй рукой. Одновременно двумя.

 - дотронуться ладошкой до песка, погладить песок.

 - пропустить песок между пальцами, одной руки, другой, одновременно.

 - сжимаем песок в кулачке, перетираем между ладошками, пересыпаем с ладошки на ладошку.

- «Необыкновенные следы», дети смотрят на отпечаток, называет предмет или животное которое оставил этот след. Описывают животное, предмет. Называют первый и последний звук. Придумывают слова-действия с этим предметом или животным. Составляют рассказ о  предмете или животном.

Оставляют след животного. «Идет медведь» - ребенок кулачками оставляет след на песке под словесную потешку. Что развивает и воображение, умение слушать речь, ритм, тактильные ощущения.

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разные стороны.

Маленькие зайчики, прыгают как мячики.

Скок –скок, прыг-скок.

«Ползет змея» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рисует волнистые линии.

Змея очковая в песке очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске, ползет куда попало.

«Ползет сороконожка» - всеми пальчиками ребенок перебирает, как будто бегут ножки у сороконожки.

Сороконожка, сороконожка побежала не туда.

Сороконожка, сороконожка не успела ни куда.

- «Найди клад» - ребенок находит закопанные предметы. Их можно искать самостоятельно.

По плану, когда у взрослого находится специальная «карта сокровищ.

По словесной инструкции, когда взрослый дает устные ориентиры, в левом верхнем углу. От центра поля, две ладошки в лево и две ладошки вверх.

- «Построй замок», дети учатся договариваться друг с другом, распределять фигурки человечков между собою, фантазировать, рассказывать, что и для кого построили, что делают в этом замке герои, куда ходят, что готовят для себя, кого приглашают в гости и т.д.

- «Построй дома для животных домашних и диких», дети делятся на команды и делают для животных дома. У них есть фигурки, которые они вписывают в сделанные постройки. Рассказывают, о том, что сделали, для кого, как живут животные в лесу и дома. Развиваем речевые навыки, навыки работы в команде, мыслительную активность, умение сравнивать и анализировать, делать выводы.

- «Рисунки на песке», тут фантазия взрослого безгранична.

Рисуем буквы, цифры, фигуры, предметы, животных. Выкладываем из камешков, палочек разные предметы, можно по образцу, можно по словесной инструкции, можно самостоятельно. Развиваем мелкую моторику, умение договариваться друг с другом, работать по командам, внимательно слушать инструкции, развиваем фантазию и воображение.

- «Мой город», «Мой мир», «Песочный детский сад», эти игры имеют огромное значение для развития представления об окружающем мире, живой и неживой природе, о рукотворном мире человека, стабилизируется эмоциональное состояние, учатся дети самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность.

Опыт работы показал, что использование интерактивной  песочницы в развитии мелкой моторики дает положительные результаты:

- удается развивать двигательный и зрительный контроль.

- накапливается опыт движений.

- оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов, творческих способностей ребенка.

- удается достичь положительного эмоционального состояния детей.

- ребенок учится понимать себя, других людей и окружающий мир.

Литература:

  1. Тинникова О.А., Хакимова М.Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников. // Молодой ученый. – 2016. - №17. – С. 172-174.
  2. Андреева М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Логопед. – 2015. - №7. – С.92-99.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием квиллинга»

   Актуальность выбранной темы состоит в том, что в последнее время мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования.

В настоящее время актуальна данная тема. В наше время большое количество детей имеют различные нарушения речевого развития. И чтобы речь развивалась, необходимо уделять большое внимание развитию мелко...

План работы по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» 2022-2023 уч.гг.

Цели:Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительнос...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и не стандартного оборудования"

Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале года рисунки и поделки детей были неумелы и неловкие, а уже сей...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Все формы движения, свойственные человеку, объединяются в понятие «моторика». Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определенных органов. Различные виды моторики задействую...