«Экологическое воспитание дошкольников»
статья (старшая группа)

elena_79_suv18092204

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы, обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план самообразования по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников».

Составила: воспитатель старшей группы Суворова Е.С.

Актуальность экологического образования в современных условиях:

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы, обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

«Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это». (С. Н. Николаева).

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология - наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

– биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

– социальная экология - рассматривает взаимоотношения общества и природы;

– прикладная экология, или охрана природы.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников».

Цель: Пополнить педагогическую копилку новой информацией.

Повысить собственную профессиональную компетентность по взаимодействию с воспитанниками и их семьями.

Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.

Формировать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её богатствами.

Развивать ответственность и необходимые навыки правильного взаимодействия детей с природой.

Формировать осознание ребенком себя как части природы.

Задачи: Изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.

Создание экологически-развивающей среды в ДОУ.

Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер.

Расширять и систематизировать элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

Развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

Развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию и воображение.

Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Предполагаемый результат: Создание эффективной модели саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг ДОУ.

Переоценка педагогических ценностей, желание улучшить образовательный процесс.

Саморазвитие творческой индивидуальности (возможность развития профессионально-творческих способностей, социальной значимости, возможность самоутверждения).

Воспитание защитников природы.

Развитие творческой активности воспитанников.

Форма отчётности: Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию.

Анкетирование родителей.

Экологические игры, пособия, картотеки прогулок, картотеки дидактических игр.

Конспекты занятий, развлечений, бесед.

Создание развивающей экологической среды в группе.

Диагностика воспитанников по экологическому воспитанию.

Создание и внедрение проекта «Зеленый патруль».

Сентябрь

Изучение педагогической, психологической, методической литературы по теме «Экологическое воспитание дошкольников».

Литература: Николаева С.Н. «Юный эколог».

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

Иванова Г. «Об организации работы по экологическому воспитанию».

Корзун А. В. «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики (Теория решения изобретательских задач). Ребенок в детском саду».

Цель: Изучить программы по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.

Выявить уровень знаний и умений у детей по данной теме.

Подбор методической и детской литературы.

Составление перспективного плана работы.

Приобщать детей к подготовке группы к конкурсу «Осенний калейдоскоп». Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных, бросовых материалов, овощей и фруктов "Осенняя фантазия».

Октябрь

Разработка картотеки экологических игр. Изучение основ воспитания и методов формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Подготовка консультации для родителей на тему: «Экологическая культура детей».

Литература: Виноградова Н. Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг»

Казаручик Г.Н. «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников».

Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры».

Новикова Г. «Дошкольный возраст: этико-экологическое воспитание».

Стихина Л. «Зеленые паруса»: экологический досуг для детей.

Чебан М.И. «Экологические игры».

Грехова Л.И. «В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми».

Цель: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.

Обогащать уровнь экологических знаний родителей (повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей).

Повышать мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Формировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе у детей и их родителей (поймут взаимосвязь в природе - станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым).

Развивать интерес к явлениям и объектам природы

Формировать умения экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Разработать анкеты опроса родителей.

Ноябрь        

Изучение взаимосвязи художественно-эстетического развития и экологического развития, роль искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проверить гипотезу что, экологическое воспитание средствами искусства на занятиях музыки и рисования прививает любовь к Родине, родной природе, формирует осознанное отношение к ее красоте, чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем мире. По мнению К. М. Петрова, «полноценное экологическое образование должно включать не только научные знания, но и искусство, которое несет огромный эстетический потенциал, воплощая идеалы нравственного отношения к природе и человеку».

Составить беседу на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, К.Коровина, П.Трубецкого, К.Юона и др. Прослушивание аудиозаписей А.Вивальди из цикла «Времена года», П.И. Чайковский «Времена года».

Литература: Рюкбейль Н.А. «Чувство природы».

Митина Н. А. «К проблеме экологии музыки».

Копцева Т.А. "Природа и художник".

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика».

Цель: Создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью искусства.

Выявление роли музыкальных занятий и занятий по рисованию в формировании экологической культуры дошкольников.

Выявить художественно-педагогические условия, способствующие экологическому воспитанию дошкольников на занятиях.

Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе.

Развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.

Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.

Формировать умения детей рассматривать картину в определённой последовательности, помогать им придумывать начало и конец рассказа, обогащать словарь детей, вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту природы, изображённой художником.

Развивать умение слушать литературные произведения, пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

Формировать умения детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за природой, видеть характерные особенности разных времён года.

Декабрь

Создание в группе условий для экологического воспитания: развивающей среды, наглядно-иллюстративных материалов. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Подготовка консультации для родителей на тему: «Экологическая культура детей».

Литература: Гуняга Н.А. «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Коломина Н.В «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Иванова А. И. «Живая экология». (Программа экологического образования дошкольников).

Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».

Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром».

Цель: Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы, об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.

Формировать ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

Формировать у детей умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Продолжать развивать наблюдательность.

Дать представления о семенах сезонов, месяцев.

Формировать умения детей экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Январь

Разработка картотек наблюдений, прогулок, загадок. Работа с родителями: пропаганда экологических знаний среди родителей. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь», «Зелёный спецназ».

Литература: Журавлёва Л.С. «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).

Акимова Ю.А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром».

Аксенова П. «В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников».

Масленникова О.М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду».

Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы».

Шорыгина Т.А. «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода.

Познакомить с характерными особенностями растений, строением, определенными условиями жизни.

Формировать умения детей ухаживать за растениями, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни.

Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Февраль

Составление конспектов занятий по экологическому воспитанию детей: аппликация - «Облака», рисование - «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др. Разработка и реализация проекта «Вода в жизни человека» по формированию представлений о свойствах воды. Разработка бесед по теме: «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Вода - помощница», «Куда бежит река», и др.

Литература: Николаева  С.Н. «Юный эколог» (Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека).

Рыжова Н.А. «Волшебница вода».

Иванова  А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений»

Черных И. «Воспитание бережного отношения к воде»

Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Показать, где и в каком виде существует вода в окружающем мире.

Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы.

Развивать познавательный интерес к воде. 

Чтение художественной литературы: Мошковская Э. «Речка»,  Жупанин С. «Прыг да прыг…», Григорьев О. «Какой дождь?», Тараскин А. «Сколько знаю я дождей»,

Махорина С. «Первый мороз», загадывание загадок о природных явлениях.

Март

Составление конспектов занятий по экологическому воспитанию детей: «Ветер по морю гуляет», «Ветер на службе у человека», «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем», «Воздух, ветер, человек». Составление досуга «Праздник мыльных пузырей». Составление бесед: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим», «Как мы чувствуем запах», «Летающие семена». Разработка картотеки экспериментов. Разработка картотеки экологических игр. Анкетирование родителей «Курение и воздух».

Литература: Николаева  С.Н. «Юный эколог» (Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека).

Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка».

Цель: Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.

Познакомит детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных.

Познакомить с природным явлением - ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.

Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом.

Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.

Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения.

Чтение художественной литературы: загадки про воздух, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г.Юдин «Главное чудо света», А.Барто «Жарко», И.Токмакова «Ветрено», С.Жупанин «Нарисую ветер», С.Михалков «Три ветра».

Апрель

Изучение трудовой деятельности, как метода экологического образования.

Проанализировать разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Составление конспектов занятий по экологическому воспитанию детей: «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Страна – Россия». Составление бесед: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», «Лес нужно беречь от пожара». Подготовка презентации «Красная книга». Пополнение картотеки «наблюдения в природе». Разработка и реализация проекта «Край любимый и родной – в сердце ты на веке мой!» или «Как спасти природу?», творческие работы детей и родителей. Субботник «Поможем земле легко дышать».

Литература: Войтенко В. В. «Ребенок – природа – здоровье».

Павлова Л.Ю. «Экологическое воспитание: практическая деятельность детей».

Буре Р.С., Година Г.Н «Учите детей трудиться».

Авдеева Н.А., Степанова Г.Б. «Жизнь вокруг нас».

Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа».

Шинкарева Л. «Земля - кормилица наша».

Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду».

Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. «Организация деятельности детей на прогулке».

Мазильникова Н.Н. «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников».

Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. А.Ф. Мазуриной.

Лопатина А.А. «Сказы матушки земли».

Цель: Развивать умения детей выполнять общую работу, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, договариваться о содержании трудовых поручений, подбирать материалы и инструменты.

Совершенствовать экологические знания: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе, уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Воспитывать активность, инициативность.

Способствовать развитию положительных эмоций от проделанной  работы. Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе.

Выработать у детей первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности.

Воспитывать сознательное отношение к труду, проследить, чтобы дети осмысливали производимую работу, понимали ее цель (трудовые операции необходимо сопровождать пояснениями).

Познакомить с трудом взрослых, связанных с охраной природы.

гигиенические требования к организации труда в природе.

Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.

Способствовать развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывать у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

Формировать умения детей оценивать свои поступки, поступки сверстников и взрослых.

Создавать благоприятные условия для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев труд проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Май

Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Диагностика воспитанников по экологическому воспитанию. Составление семинара-практикума для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». Организация фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Создание альбома «Панорама добрых дел». Составление плана работы с детьми в летний период.

Литература: Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет».

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников».

Авдеева Н.А., Степанова Г.Б. программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас».

Рыжова Н.А. «Диагностика экологического образования дошкольников».

Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада».

Мирошник М.И., Тарчукова М.Ю. «В мире природы».

Савельева Н. В. «Настольная книга педагога-психолога».

Цель: Обобщение опыта работы по самообразованию, систематизация полученных знаний.

Отметить изменения в поведении детей и мотивацию их поступков, развитие эмоциональной сферы, активизации познавательных процессов.

Определить уровень развития экологических знаний у старших дошкольников.

Формировать осознанно-правильное отношение к живой природе.

Воспитывать бережное отношение к природе, стремление беречь её.

Стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.

Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.

Вовлекать воспитанников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...