«Развитие логического мышления в ходе НОД поФЭМП» Воспитатель: Шорникова М.В.
презентация к уроку (младшая группа)

Шорникова Марина Владимировна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103

 Заводского района г.Саратова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение: «Развитие логического мышления в ходе НОД по ФЭМП»

 

 

 

 

                                                Воспитатель:

                                                                                         Шорникова М.В.

 

 

 

 

 

 

Саратов

2019

 

 

Развитие логического мышления в ходе НОД по ФЭМП.

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация). Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

 

Методы и приемы:

  • Игровые методы
  • • вхождение в воображаемую ситуацию;
  • • выполнение практических действий для получения необходимой информации.
  • • ситуации.
  • Диалогические методы:
  • • беседа;
  • • формулировка выводов;
  • • проблемные вопросы,
  • Методы обучения:
  • • показ способа действия;
  • • проблемная ситуация;
  • • упражнения.

 

 

 

 

Виды мышления:

Выделяют три вида мышления

 - Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.

 - Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.

 - Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей; Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

 

Формы мышления:

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

  • Суждение
  •  - истинное и ложное,
  •  - общее, частное и единичное
  •  - утвердительное и отрицательное;
  • Понятие
  • – житейское
  • - научное;
  • Умозаключение
  •  – индуктивное
  •  - дедуктивное
  • - умозаключение по аналогии.

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребенка. окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогический процесс. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т.д. Происходит полноценное развитие ребенка.

 

 

 

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

Логическое мышление-это система навыков,позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме,а главное понимать суть вещей,происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста,но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос,а давая возможность найти решение самому.В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным.Та или иная умственная задача,заключенная в игру,решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

 

Цель дидактических игр:

 - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей.

 - формировать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация). Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

 

 

 

Решения, поставленных задач:

В группе создаем предметно-развивающую среду, уголок c наличием дидактических игр по развитию логического мышления. Подбираем картотеки логико-математический игр,  стихотворений  с математическим содержанием,  сказки.

 

 

«Кто ничего не изучает,
тот вечно хнычет и скучает»

                                                                                                                        Р.Сеф.

Работая над темой «Развитие логического мышления в ходе НОД по ФЭМП», целью которой является формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста, я поставила следующие задачи:

  1. Обучать детей приёмам логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  2. Овладение навыками речевого общения: умение высказываться
  3. Развивать творческие способности, познавательную активность.
  4. Работа микро -группами и парами (что не всегда могут дети — работать парами, подгруппами, микро группами, со всей группой).

В связи с этим работу с детьми стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме

Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением пед. процесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды игр :

 

  • Настольно-печатные игры «Большой — маленький»«Один — много», ; «Цвет и форма» «Времена года» ; «Отгадай ,какая фигура»

 

Использование наглядности обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время выполнения задания, служит основой для развития понятийного мышления.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина). Малыши совершают действия во внешнем плане: прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. Я создаю такие ситуации, при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Например, к реке подъехала машина, ей надо переехать на другую сторону, а моста нет. Что делать? Дети предлагают построить мост. Приношу короткий мост. Они отмечают, что с такого моста машина упадёт в воду. Нужен другой мост, подлиннее. Приношу длинный мост. Выкладываю через реку оба моста. Дети сразу отмечают, что по длинному мосту машина сможет переправиться на другой берег. Сравнение двух мостов по длине путём приложения помогает сделать вывод: один мост короче, другой длиннее. Так с помощью, поставленной перед детьми игровой задачи, можно показать важность учёта длины в различных ситуациях.

Именно от практического сравнения величины предметов идёт путь малыша к познанию количественных отношений «больше — меньше»«равенство — неравенство». Соотнесение величины предметов – это переход от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому.

Через активную практическую деятельность с различными предметами малыш овладевает понятиями: «сходство»«соответствие». У них формируется не только различие формы, цвета, величины, но и классификация и упорядочивание по данным свойствам. Появляется умение рассуждать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи «Кубик не катится, углы мешают»«Ты не правильно положил пуговичку. Здесь белые лежат, а эта чёрная»).

Наиболее полно проследить этапы обучения приёмам логического мышления (сравнение, анализ, обобщение).

Познакомившись с задачей, дети начинают поиск пути её решения. Усвоив способы поиска, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты.

Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. Это – центр занимательной математики.

Прежде, чем внести игру в уголок, внимательно рассматриваю с детьми, из чего она состоит, знакомлю с правилами игры, общими способами действий. Предусматриваю период «свободной» игры, что бы дети в самостоятельной, практической деятельности осознали качественные свойства деталей, отношения между ними.

Игры в уголке имеют разную степень сложности. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В свободной деятельности ребёнок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и так далее.

Я учитываю, что интеллектуальное путешествие будет ещё более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить, что воспитатель должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным ошибаться, и, во-вторых, не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Вывод:

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов,   , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать.  

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Авторские логические задачи в стихотворной форме как способ развития логического мышления и счетных навыков у детей

           Материал поможет формировать и развивать у детей первые математические представления и определенные операции логического мышления. Он содержит стихотвор...

Развитие логического мышления в ходе реализации образовательной области «Познание» посредством занимательной математики

Опыт работы посвящен развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательного математического материала....

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...