Методическая разработка "Вопросы детей и ответы на на них"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Августович Анастасия Александровна

«Вопросы детей и ответы на них»

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_detey_i_otvety_na_nih_2.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Вопросы детей и ответы на них»

Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.

Теория развития познавательного интереса Г.И. Щукиной

Ценность познавательного интереса заключается в том, что:

1) от него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности;

2) сама природа интереса, как деятельности, имеет объективно-субъективные основы;

3) интерес возбуждает мысли, эмоции, волю;

4) проявляет закономерности перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.

Типы вопросов.

1.     Поисковые вопросы – вербальная поисковая активность, возникающая при дефиците информации об объекте и направленная на  получение информации о нем.

1.1Продуктивные – направлены на получение сведений и требуют ответа, выделяются:

       Целевые – назначение, предназначение, функция вещи (зачем, для чего, кому)

       Устанавливающие – установление объектов (что это?)

       Определительные – выяснение свойств, признаком, местоположения объекта (какой, сколько, где)

       Причинные – установление взаимосвязей с другими объектами, выявление строения, структуры  объекта (почему, как, из каких частей, с чем связан)

1.2. Идентификационные  - выражены в форме предложения вопросительного характера, направлены на идентификацию объекта и его характеристик.

Вопросы – дефиниции – выдвижение конкретных версий по поводу самого объекта и его характеристик (это то?)

Гипотетико-определительные – выдвижение предположений относительно свойств и характеристик неизвестного объекта (это такого цвета?, это растет там?)

1.3. Вопросы – подсказки  - нацелены на восполнение информации подсказывающего характера. ( с какой буквы? Сколько кружков?)

1.4. Вопросы – уточнения – стоящей перед ребенком поисковой задачи (что нужно сделать?,  какие вопросы можно задать?)

 2. Непоисковые вопросы

2.1. Коммуникативные – общение, установление контакта

2.2. Оценочные – оценка и осмысление собственных действий, процесса и результатов работы других детей (А я смогу? А Коля угадал?)

2.3. Отвлеченные

 На данный момент большинство ученых отмечают снижение количества детских вопросов и именно познавательного характера. По мнению Бабич Н. виновны в этом систематические формы обучения, практикуемые в ДОУ, что снижает любознательность и уверенность детей в себе. Полноценная познавательная активность ребенка и мышление развиваются при благоприятных условиях, которые необходимо создавать.

Ранний возраст (1-3) – вопросы носят эмоционально-познавательный характер. Обычно направлены на выяснение названий вещей, действий с ними, их назначений, свойств (что это, зачем). На 3 году появляются вопросы «почему?» и обычно задаются по поводу человеческий действий. Отмечается жесткая привязанность вопросов к конкретной ситуации, что говорит об ограниченности интересов ребенка непосредственно воспринимаемыми предметами ближайшего окружения.

Младший дошкольник (3-4) – отмечается большое количество вопросов, связанных с практической деятельностью и общением, они не всегда носят познавательный характер. Вопросы бесконечно повторяются.

Средний возраст (4-5) – интересуются внешними признаками предмета, их названием, и размерами. Интерес направлен на обозначение объекта словом. По форме вопросы могут иметь поисковый характер, но без познания причин и зависимостей. В 5 лет интерес ребенка выходит за рамки ситуации и его начинает интересовать окружающий мир, однако число явлений окружающего превосходит возможности ребенка в познании, многие явления ребенок самостоятельно не может объяснить отсюда появляются вопросы требующие выяснения связи и зависимостей, сходства и различий. Этот возраст и называют «почемучками». Возникновение причинных вопросов говорит о начале мышления.

Старший дошкольный возраст – у детей появляется потребность в познании тех предметов и явлений, которые находятся за пределами их непосредственного восприятия. По форме вопросы усложняются «зачем, для чего, почему). По сути, ребенок пытается соотнести имеющийся опыт и знания с незнакомым явлением и объектом. В 6-7 лет большее количество вопросов адресовано не взрослому, а сверстнику. Вопросы старшего дошкольника свидетельствуют о появлении способности к более обобщенному познанию, склонности к абстракции, умственной переработке впечатлений. А это первый признак того, что детские вопросы превращаются из средства познания в звено самостоятельного мышления.

 Как отвечать на вопросы детей:

  • Нужно отвечать по-научному точно и доступно
  • Не следует давать формальные ответы
  • Не нужно бояться признаться в том, что взрослый затрудняется ответить и ему нужна справочная литература.
  • Не стоит давать исчерпывающий ответ. Можно задать встречный вопрос «А как ты сам думаешь?»
  • Ответ на вопрос следует сопровождать краткой беседой, рассказывая о разных сторонах действительности «А еще есть мнение…»
  • Если возможно, то для ответа на вопрос можно организовать эксперимент или наблюдение (почему снег грязный?).

Отвечая на вопросы, нужно помнить: основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддержать любознательность ребенка, вызвать у него новый вопрос, на который он сам искал бы ответ, пользуясь подсказкой взрослого. Необходимо, чтобы оставалось маленькое место для усилия мысли самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТВЕТАМИ

СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТВЕТАМИВладимир Степанов...

Консультация для родителей: "Физическое воспитание детей. Важные ответы на важные вопросы"

в какую секцию отдать ребенка, с чего начать физически развивать своего ребенка....

Консультация для воспитателей " Любите детей они ответят тем же"

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – иссл...

Загадки про осень для детей с ответами

Разгадывать загадки - очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать, находить ответ. Осенью, конечно же, не обойдемся без ...

Загадки про зимующих птиц для детей с ответами

Картотека загадок про зимующих птиц с ответами...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Загадки про зиму для детей с ответами

Здесь самые лучшие и интересные загадки про зиму,  которые можно использовать в играх с детьми, на детских утренниках в детском саду и в качестве  веселого семейного досу...