Наполняемость центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы
презентация

Шевцова Любовь Николаевна

Для того, чтобы привить ребенку самостоятельность, необходимо давать ему простор для выбора.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Н аполняемость центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы»

Слайд 2

В соответствии с ФГОС при построении предметно развивающей пространственной среды необходимо обратить внимание на то , чтобы она: -была разнообразна по своему содержанию и насыщена тем многообразием игрового и демонстрационного материала, который обеспечивает выбор деятельности по интересам, позволяющий, ребёнку включится во взаимодействие со сверстниками, или действовать индивидуально; - развивающая среда стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности; -содержание развивающей среды учитывает интересы детей, которые у всех разные: кто-то любит рисовать, а кто-то строить из строительного материала. В соответствии с этим, в группах создают центры активности, позволяющие детям выбрать деятельность по интересам . Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте, группу можно разбить на некие микро-пространства , например, игровой центр , который оснащен необходимой мебелью для развертывания сюжетно- ролевых игр: «Магазин», « Больница», «Парикмахерская », «Семья », «Автопарк», оборудованные необходимой атрибутикой .

Слайд 3

Ширмы, игровая мебель, детские стулья позволяют изменить пространство группы в зависимости от сюжета игры, т.е. предоставляют возможность проявлять инициативу. Весь материал в центрах расположен доступно, меняется в зависимости от темы недели, сезона, обеспечивает тем самым проявление у дошкольников любознательности. Что бы донести до каждого ребенка что его ценят на ровне со всеми нужно использовать формы работы , которые направлены на создание позитивного микроклимата в группе: «Уголок уединения» , «Уголок настроения», «Ковер мира».

Слайд 4

Предметно-пространственная среда Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит высокие требования к условиям реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Одним из важнейших условий является создание содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды. Правильная организация пространства обеспечивает основу для наилучшего развития детей, дает возможность каждому ребенку свободно выбирать партнеров по игре, содержание игры и материалы. Детям необходимы пространства, которые учитывают их элементарные потребности в общении, движении и отдыхе, игре и образовании.

Слайд 5

Каким должно быть пространство для игры? Одно из главных требований к окружающему детей пространству — его многоуровневость , предоставляющая разнообразный опыт перемещения. Дети познают мир через движение, и среда должна этому способствовать. Пространство для игры должно обеспечивать возможность двигаться много и по-разному. Дети осваивают понятия «высоко» и «глубоко», «далеко» и «близко», «внизу» и «наверху», учатся подниматься по лестнице или ползать по ней. На наклонных или волнистых поверхностях они упражняются в сохранении равновесия и в соскальзывании. Кроме того, на игровой площадке следует оборудовать несколько вариантов выходов и входов разного вида, например наклонную плоскость и лестницу. Для детей раннего возраста нет необходимости предусматривать большие площадки, где дети могли бы уединяться или играть в сюжетно-ролевые игры. Дети раннего возраста не нуждаются в этом, поскольку не могут подолгу играть в одном месте. Они любят двигаться и пробовать возможности, предоставляемые пространством для игры. Кроме того, они хотят сохранять зрительный контакт с находящимися в комнате и неохотно переходят в такие места, где это не получается. Поэтому отведенное для игры пространство должно просматриваться.

Слайд 6

Пространство для развития двигательных навыков В каждом помещении детского сада должно быть место для движения. Дети двигаются постоянно и в движении развивают свое умение самостоятельно перемещаться в окружающем пространстве. Получая в ходе движения новый опыт, они развивают свое мышление. Они узнают, какие ощущения вызывает высота и глубина. Они учатся: «Какие мускулы я должен напрячь, чтобы взобраться по наклонной плоскости? Как передвигаться по деревянному полу, а как — по плетеному? Каково это — оказаться в высокой, большой комнате, как там звучат голоса, куда я могу пойти?» Чтобы дети смогли получить подобный опыт, окружающее пространство должно быть разделено на уровни, побуждающие к двигательной активности разного рода .

Слайд 7

В комнате группы с помощью карабинов можно прикрепить к балкам приспособления для развития двигательных навыков: кусок плотной ткани, мяч, диск, на который можно садиться. Таким же образом можно повесить гамак, чтобы он всего на несколько сантиметров не доставал до пола. В нем дети смогут качаться без риска упасть с большой высоты. Если вы можете выделить для развития двигательных навыков отдельную комнату, предусмотрите возможность крепления к потолку соответствующих приспособлений и отведите место для их хранения. При оборудовании комнаты постарайтесь оснастить ее так, чтобы дети могли попробовать и совершенствовать все десять видов движения, доступных человеку: ползание, бег, прыжки с высоты, прыжки на месте, балансирование, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, качание, лазание, кружение. Такие уровни облегчают детям задачу пробовать разные способы передвижения, постоянно совершенствовать их и осваивать новые. Если финансы не позволяют приобрести игровой комплекс, создайте уровни, используя мебель. Например, поставить стол так, чтобы дети залезали на него, спрыгивали и проползали под ним.

Слайд 8

Спортивный центр Содержание оборудования в спортивном центре: К егли, кольцебросы , обручи, скакалки, мячи, городки, ортопедическая дорожка, к омплект элементов полосы препятствия , ш ахматные наборы , п алки гимнастические .

Слайд 9

Центр занимательной математики Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени. Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д. Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки, считалки; Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений, в группах ДОУ организуются центры занимательной математики. При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие: пространство время предметное окружение Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Слайд 10

Центр эксперементирования В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Слайд 11

1 . Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). Центр речевого развития. Содержание речевых уголок в группах ДОУ

Слайд 12

Центр театрализованной деятельности Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение в игре. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало .

Слайд 13

Оснащение театральной зоны На примере группы раннего возраста: Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски шапочки , образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы – образы людей, животных, театр бибабо. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», « Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр и театр плоскостных игрушек. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Слайд 14

Музыкальный центр активности . Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников . Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:  восприятие музыки;  воспроизведение музыки;  музыкально-творческая деятельность. В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей.

Слайд 15

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы . Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы . Уголок природы

Слайд 16

Уголок конструирования наиболее разнообразен и богато оснащён: так например в группах старшего возраста в центре конструирования должны присутствовать металлические с креплениями на гайках и винтах. Пластиковые с креплениями-скобами. Деревянные, в которых детали крепятся при помощи штифтов. Мелкие конструкторы « Лего » тематической направленности, к примеру, «Домик для куклы (с мебелью)», «Кафе», «Больница», «Аэропорт», «Вокзал», «Замок», «Детский сад».  Кроме того, в уголке должны непременно быть в наличии схемы, рисунки и фото построек, городских и деревенских пейзажей, возможно даже поместить фотографии населённого пункта, где проживают дети.  Не следует забывать о наличии запаса бумаги разной текстуры и формы, природного и бросового материала, игрушек для обыгрывания или плоскостных изображений персонажей, транспорта, деревьев, клумб, оград, Строительном материале из коробок разной величины. Центр конструирования

Слайд 17

Оснащение центра безопасности на примере старшей и подготовительной групп. • дидактические игры; • учебные макеты, перекрестки; • книги разных авторов на соответствующую тематику; • справочная литература : энциклопедии, справочники; • строительный конструктор с блоками среднего и маленького размера; • транспортом : специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ; • настольно-печатные игры; • макеты нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами; • разные альбомы на данную тему, детскими рисунками; • сд -диски, видеодиски, художественные произведения по правилам дорожного движения; • альбомы со стихами и загадками, книжками-раскрасками; • иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей; • семейные проекты : «Дорожные знаки» ; «Правила пользования велосипедом» , «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей» , и др. - плакаты : « Грибы : съедобные и ядовитые» , «Ядовитые растения» , «Закаливание» , «Как устроен человек» , «Спорт» , «Виды спорта» , «Уроки безопасности» - наборы дорожных знаков.

Слайд 18

Центр художественно-эстетического творчества Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность; использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры ).

Слайд 19

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами : -Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.; -Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей; -Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям; -Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню. На базе ДОУ создаются изостудии, в которых рядом с профессиональным педагогом каждый ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Здесь дети рисуют, лепят, знакомятся с творчеством художников. В изостудии собран богатый методический материал, литература, пособия. На творческой стене организуются тематические выставки работ дошкольников, а так же совместные выставки детей и родителей. Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников. Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Детский совет – как средство развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности.

Данный проект является результатом применения педагогической технологии «Детский совет» как средства развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности....

Наполняемость центров активности в группе руками детей и взрослых.

Наполняемость центров активности в подготовительной к школе      группе руками детей и взрослых....

Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...

Консультация для воспитателей: «Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы»

Программа ФГОС направлена на:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на осно...