"Методы, формы и средства"
статья (младшая группа)

Митыпова Зинаида Цыдыповна

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formy_i_sredstva.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Телембинская СОШ"

детский сад "Ёлочка"

Методы, формы и средства организации

 деятельности воспитанников

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников

использующие в детском саду "Ёлочка"

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Традиционные занятия я заменяю занятиями в игровой форме, которые построены, как увлекательное дело с детьми, и в их процессе, я решаю программные задачи. Я как педагог становлюсь  в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Моя позиция педагога по отношению к детям носит  характер сотрудничества, когда я с  ребенком вступаю в ситуацию совместной деятельности и общения происходит между нами как с равноправным партнером.

Форма организации обучения - это способ, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, на основе этого все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру.   В связи с этим применяю разнообразные виды игр на занятиях: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Используя в педагогическом процессе русские и бурятские народные игры, своей работе я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

 Чтобы развивать познавательно- исследовательскую, коммуникативную  деятельность и таким образом решать задачи психолого-педагогической работы разных образовательных областей детей приучаю к слушанию и восприятию художественной литературы. Так как чтение является основной формой восприятия.

  Мастерская – еще одна из форм организации продуктивной деятельности, что позволяет развивать двигательную - мелкую моторику, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится мною в соответствии с программой, по которой работает наш детский сад "Ёлочка". Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планирую работу  с детьми.

При разработке непосредственной образовательной деятельности использую проблемные,  исследовательские ситуации, когда обучаю детей исследовать, даю интегративные задания, которые способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т. д. Непосредственно образовательная деятельность включает в себя – усвоение ребенком знаний, овладения определенными умениями и навыками. Дети должны уметь обобщать и систематизировать свои знаний и применять на своем опыте.

  Разумное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей помогает выстроить модель обучения и воспитания по дорожной карте своей группы.

Работая над разносторонним развитием ребенка опираюсь на систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации; обеспечиваю осмысленное усвоение детьми информации (продумываю содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации, обобщаю ответы детей, направляю их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности и умение осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Фронтальная форма – включает в себя работу педагога со всей группой детей, четкое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения, недостатком этой формы - трудности в индивидуализации обучения.

Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития, при этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе работы группы на какое - то, определенное время, как непосредственно образовательной деятельности, так и во время выполнения каких - то поручений, обязанностей и т. д.

Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.

Такая форма дает прекрасные результаты в работе с литературой; проработка упражнений; в экспериментальной деятельности – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

 Методы организации обучения в детском саду "Ёлочка".

Метод обучения – способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольника, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения, через совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели (способ прикоснуться к ребёнку).

Классификация методов является общепринятой в методике по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Методы бывают:

Наглядные, словесные, практические (по источнику изложения учебного материала).

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Метод демонстрации включает различные приемы:

Один из самых распространенных приемов обучения является — показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.)

Показ образца — прием, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, поделка, аппликация и т. д.

На занятиях по развитию движений, музыкального развития, изодеятельности  использую показ способа действий, он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Иллюстрации, демонстрация картин помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Демонстрация диафильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач: расширение представлений детей и развитие их речи; воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием педагога. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей. Чтобы увлечь детей использую при показе яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. Дети учатся глубоко воспринимать содержимое.

 Наблюдение — это целенаправленное, восприятие предметов ребенком и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода направляю восприятие ребенка на выделение в предметах основных, существенных признаков явления, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

Практические методы обучения, к этой группе в нашем детском саду относятся: упражнения – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений имеют вид подражательного, конструктивного, творческого, игрового характера. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Использую словесные методы возбуждаю чувства, вызывающие определенные отношения к содержанию формируемых знаний. Живое общение между мной и воспитанниками характерны для речевых методов. Я использую основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении, такие как рассказ воспитателя, рассказы детей, чтние художественных произведений, беседы и т.д.

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Репродуктивные, объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации; придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. ; игры-драматизации; сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны; юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее); игровые приемы; экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы)

Средствами обучения и воспитания являются важным компонентами образовательного процесса и элементоми учебно-материальной базы ДОО и оказывают большое влияние – на цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — созданные человеком обьекты, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения бывают естественные и искусственные; демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; реальные и виртуальные; двигательные (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); коммуникативной (дидактический материал); игровым материалом (игры, игрушки); чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда).

Средства организации образовательной деятельности имеющиеся в детском саду "Ёлочка" по направлениям:

Физкультурно-оздоровительное направление – включает в себя помещение зал с оборудованием - обручи разных размеров, палки гимнастические, скакалки, фишки, конусы для разметки игрового поля, щит баскетбольный навесной с корзиной, мячи, мешочки с песком, и т. д.

В группах так же имеется спортивный инвентарь: мячи, кегли, кольцебросы, скакалки, массажные коврики, мячи, стаканчики для полоскания рта.

Познавательно-речевое направление. Это и методический кабинет, который оснащен дидактическими альбомами, пособиями, детской литературой, муляжами, методической литературой по темам, наборы картин и картинок серии «Окружающий мир»; ОБЖ, правилам дорожного движения, подборки игр и т. д.

В каждой группе нашего сада в этом направлении ведется работа и пополняются дидактическими пособиями - это настольными играми, наборами геометрических фигур, предметными и сюжетными картинками, схемами, конструкторами, игрушками и т. д.

Природные уголки: разнообразные растения; материал для опытнической деятельности. Календари наблюдения за природой. Дидактический материал для рассматривания: альбомы, открытки, календари, плакаты, значки, книжные уголки.

Коридор: Уголок «Безопасности движения», уголок «Бурятия – наша малая Родина», уголок «Советы врача», выставки детского творчества.

Театрализованная деятельность - детские костюмы, взрослые костюмы, шапочки персонажей, куклы для кукольного театра и т. д. В группах организованны уголки театральной деятельности: куклы для кукольного театра: пальчиковые, игрушки и декорации для настольного театра, шапочки персонажей: из картона, ткани, поролона, эмблемы, фартучки и т. д.

Музыкальная деятельность. В группах организованы музыкальные уголки. Пианино, магнитофон, детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, игрушки самоделки, музыкальные пособия, портреты композиторов и другие пособия.

Изобразительная деятельность - методический кабинет: материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, изделия народных промыслов. группы: ИЗО-студия, выставки детского творчества, материал для рассматривания: альбомы, открытки, игрушки народных промыслов. Коридоры: тематические выставки детского творчества.

Социально-личностное направление - группы: портфолио ребенка, дидактические игры, плакаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

Методы, формы и средства в организации деятельности воспитанников

Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-с...

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...

Методы, формы и средства обучения

Программно-методические и дидактические материалы (методы, формы, средства обучения и воспитания)...

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...