"Какой ключик подобрать к шустрику".
статья

Всем детям для полноценного развития необходимо внимание, забота и понимание взрослых. Это понятно всем, но как выбрать оптимальный способ взаимодействия с проблемным дошкольником? Какой ключик подобрать к шустрику с которым часто бывает трудно воспитателям, родителям, другим детям, да и ему самому порой нелегко? Чем можно помочь родителям, которые постоянно слышат в свой адрес: «Опять ваш сын (или дочь)…»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Выступление на заседании Ресурсного Центра «Здровячок»

Доклад: «Как ключик подобрать к шустрику»

Подготовила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок  - 2017 г. г. Тында

Содержание доклада: «Какой ключик подобрать к шустрику».

     Всем детям для полноценного развития необходимо внимание, забота и понимание взрослых. Это понятно всем, но как выбрать оптимальный способ взаимодействия с проблемным дошкольником? Какой ключик подобрать к шустрику с которым часто бывает трудно воспитателям, родителям, другим детям, да и ему самому порой нелегко? Чем можно помочь родителям, которые постоянно слышат в свой адрес: «Опять ваш сын (или дочь)…»?

     Мальчика привели в группу в середине года. Как выяснилось позже, это был не первый сад. Который он посещал, и даже не второй. И везде возникали одни и те же проблемы: трудности общения со сверстниками, раздражительность, а порой и агрессивность.  Воспитатели жаловались на его непоседливость и невнимательность, неумение доводить начатое дело до конца. Родителей беспокоила перспектива обучения ребенка в школе: его двигательная активность, отвлекаемость и неумение сосредоточиться затрудняли усвоение материала на занятиях в детском саду. Шумный, много говорящий, постоянно перескакивающий с темы на тему. Мальчик буквально срывал занятия, вынуждая детей и педагогов обращать на него внимание.

     Во время занятий с психологом мальчик проявлял те же качества, с воодушевлением поддерживал беседу на увлекательные для него темы и скучнел, когда надо было сделать что-либо неинтересное и не входящее в его планы. Особенно сложно обстояло дело с заданиями, теребившими большей концентрации и устойчивости внимания. Мальчик наотрез отказывался выполнять задания, которые с его точки зрения, были «плохими», «нелюбимыми», «неинтересными». И сразу вслед этим  следовали проявления плаксивости или агрессивности.

      При этом уровень интеллектуального развития ребенка был высоким, То, что вызывало интерес, он схватывал буквально на лету. Мальчик тянулся к общению с детьми, с удовольствием выполнял несложные поручения воспитателя. Вот только хватало его ненадолго: разбросанные игрушки, крики, жалобы детей...

     К сожалению, приведенный пример не единичен. Как правило, два-три ребенка группы в той или иной степени имеют подобные нарушения поведения. На практике мы часто сталкиваемся с непониманием родителями и воспитателями причин такого поведения. Старания подогнать ребенка теми или иными способами (уговоры, наказания поощрения) под среднестатистическую норму, как правило, не приносят ощутимых результатов, имеют временный, нестойкий эффект. В результате дети переходят в разряд неуправляемых, которых проще изолировать от детского общества, дабы избежать напряжения конфликтов…

     Родители, обратившиеся за консультацией к психологу, часто формулируют данную проблему как нежелания ребенка подчиняться требованием взрослых, леность своенравие, с которыми надо бороться до победы, в чем и должен, с их точки зрения, помочь психолог, т.е. подсказать такие методы, чтобы ребенок «стал делать как надо, стал как все» сразу и надолго.

     Встречается и другая крайность: родители приходят на консультацию по рекомендации воспитателей и педагогов, сами же стараются не замечать остроты проблемы: «он у нас такой был всегда, просто окружающие не хотят  (не умеют) работать с такими детьми». Иногда подобные высказывания, к сожалению, имеют под собой основания, но чаще педагоги пробуют подобрать методы эффективного взаимодействия с ребенком, но у них почти нечего не получается. Взрослые чувствуют, что необходимы понимание, поддержка и согласованные действия с родителями.  

     Тогда и возникает вопрос: «Ребенок не хочет или не может вести себя иначе?». Если в его поведении присутствуют расторможенность, импульсивность, значит, ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых: налицо все признаки гиперактивности. Можно ли помочь таким детям, их родителям и воспитателям? Да, можно! Добиться от гиперактивного ребенка абсолютного послушания и идеального поведения невозможно, а вот научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача. Важно выявить симптомы гиперактивности и начать проводить коррекционные мероприятия как можно раньше, пока неадекватное поведение не зафиксировалось в формирующемся сознании ребенка.

     Часто педагоги и воспитатели при проведении занятий с гиперактивным ребенком допускают ошибку, требуя от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. Одновременно выполнять эти три условия для такого ребенка непосильная задача. Поэтому при проведении коррекционных занятий, а так же в общении с родителями, педагогами и воспитателями необходимо учитывать два условия: во-первых, занятия следует проводить в эмоционально привлекательной форме и, во-вторых, необходимо соблюдать поэтапность в тренировке ослабленных у гиперактивного ребенка функций.

     Гиперактивный ребенок не способен длительно удерживать внимание – план занятия составляется с учетом этой особенности. Игры, направленные на развитие внимания, усидчивости и снижение импульсивности, чередуются в течение занятия. В особо сложных случаях подбор игр проводится так, чтобы было возможно осуществлять коррекцию индивидуально. Это особенно важно для того, чтобы ребенок почувствовал себя успешным, чтобы интерес к занятиям не пропадал. Тем более, что, как правило, у гиперактивных детей скопилось достаточно негативного опыта, связанного с конфликтами, отторжением, непониманием детей и взрослых и неспособностью справиться со своим «неправильным» поведением. Ведь он. Ребенок, не может вести себя так, как требуют от него взрослые, и от этого страдает в первую очередь он сам. На первом этапе подбираются игры, обеспечивающие тренировку одной функциональной способности, так как дошкольнику трудно соблюдать несколько условий одновременно. Так в играх на развитие устойчивости, переключения, распределения и объема внимания от  ребенка не требуют контролировать свою двигательную активность и импульсивность, а деятельность его оценивают только по тому качеству, которое подлежит коррекции. На следующем этапе подбор игр происходит таким образом, чтобы количество тренируемых качеств, например внимание и импульсивность или внимание и контроль двигательной активности, увеличивалось. В результате спустя определенное время в занятия вводятся игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, тактильного восприятия и на снятие эмоционального напряжения.

    Практика показывает: воспитателей следует информировать о методах и этапах работы на коррекционных занятиях и подбирать игры для проведении их в группе и на прогулке. Это объясняется необходимостью переноса позитивных психологических изменений из зоны коррекционных занятий в реальную жизненную ситуацию. Родители беспокоятся, сомневаются в необходимости продолжения занятий. Поэтому беседа перед началом коррекционной работы необходима, но недостаточна -  контакт с родителями должен осуществляться систематически. Формы взаимодействия с ними многовариантны: для кого-то эффективны тренинги, обсуждение конкретных случаев; для других более приемлемыми являются индивидуальные консультации, где можно разобраться в первопричине нарушений в развитии ребенка и тем самым из «круга проблем выйти на спираль развития».

     Безусловно, в каждой семье есть особенности, на которые следует обратить внимание, но можно обобщить наиболее часто встречающиеся случаи и дать следующие рекомендации:

     *проявлять интерес к ребенку, стараться понять его;

     *сдержанно реагировать на негативное поведение ребенка, но активно и эмоционально поддерживать его во всех попытках позитивного поведения;

     *избегать угроз и категоричных оценок, что часто приводит к конфликтам;

     * следить за своей речью, говорить с ребенком спокойно, при необходимости применять тактильный контакт (взять за руку, погладить);

     * давать детям возможность больше двигаться, чтобы сбрасывать напряжение.

     Из года в год мы сталкиваемся со случаями, когда приходится тратить силы и время не столько на коррекционную работу, сколько на т, чтобы убедить родителей в невозможности достичь стабильных результатов вне активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

     Личность маленького человека формируется в целостной системе социальных отношений, неразрывно от нее и в единстве с ней. Трудности свидетельствуют как о проблемах в развитии ребенка, так и о неблагополучии в самой системе, в семье или ближайшем окружении. Успешность коррекционной работы во многом зависит от готовности родителей и педагогов к сотрудничеству с психологом, от понимания необходимости тратить силы и время для достижения стабильного результата.

     Коррекции подлежит не только развитие личности ребенка, но и социальная ситуация в целом, система взаимоотношений между ребенком и его окружением. Перенос позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен только при условии готовности родителей и воспитателей реализовывать новые способы общения и взаимодействия с ребенком, принять и поддержать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шустрики" и "мямлики".

Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамическо...

Образовательная деятельность в форме игры – драматизации «Приключение паровозика Шустрик»

Подборка игр на ознакомление детей с железнодороным транспортом....

Авторская сказка «Шустрик» для подготовительной к школе группы

Эта сказка начиналась с одного предложения, "обрастала" сюжетом, редактировалась вместе с детьми, обретала форму, использовалась в пересказах и театральных представлениях....

Совместная деятельность с детьми средней группы «Встреча с клоуном Шустриком»

Цель:    Развивать коммуникативные навыки воспитанников        Воспитывать дружеские взаимоотношения с окружающимиЗадачи:- продолжать формировать комм...

"Шустрики" и "Мямлики"

Статья в помощь родителям....

Знаете ли вы темперамент своего ребенка "Воспитание шустриков и мямликов"

Уважаемые коллеги! Этот материал Вы можете использовать как консультацию для родителей или беседу на родительском собрании....