консультация «Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников»
консультация

Боровская Кристина Викторовна

консультация музыкального руководителя для педагогов по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация :

«Роль музыки в развитии  экологической  культуры дошкольников»

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа,  чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.

Формы работы с детьми.

Музыка на занятиях:

Используются разные виды музыкальных занятий: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные, обычные - это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Березка» и др.), а также музыкально-дидактические игры   ( «Птица и птенчики», «В лесу» и др.) помогают  в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

При организации занятий важно учитывать следующие моменты:

1.Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель . Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (Падают снежинки). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.

2.Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме.

3.Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

4.При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий  прежде всего нужно учитывать привлекательность этого материала для ребенка и только потом переходить к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно .

5.Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя и музыкального руководителя.

6.Музыкальную деятельность следует вводить в интегрированной форме в другие занятия.

В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания. Поэтому наряду со слушанием музыки нужно использовать другие виды деятельности:

слушание – движение ;слушание – игра; слушание – пение; слушание – рисование; слушание – рассказ ;слушание – наблюдение ;слушание – стихи;

слушание – творчество детей ;слушание – труд в природе.

Праздники и развлечения.

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить.

Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.

Важно продумывать сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем и участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием, доступным пониманию детей. По ходу сказки, следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию .

Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.

Важная роль  отводится разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.

Работа с родителями.

Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.

В детском саду используются следующие формы работы:

  1. Консультации .
  2. Оформление письменной информации.
  3. Серия советов “Витамины на всю зиму”.
  4. Привлечение родителей к созданию пособий по экологии, костюмов животных и насекомых к экологическим сказкам.
  5. Совместные экскурсии в лес, на природу.
  6. Выставки детских рисунков, конкурсы совместно с родителями.
  7. Выступления на родительских собраниях.
  8. Поделки из природного материала.
  9. Знакомство родителей с экологической литературой.
  10. Совместная подготовка к праздникам, выступлениям, конкурсам .
  11. Выступление родителей на праздника.

Эффективной формой работы с родителями является праздник, особенно в настоящее время, когда большинство семей сталкивается с социально – экономическими трудностями и живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства.

 На экологическом празднике:

  • встречаются и общаются дети, родители и педагоги;
  • проводятся игры, викторины, конкурсы, сценки с экологическим содержанием, поются песни о природе, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;
  • ребенок получает социальный опыт общения с родителями и другими взрослыми;
  • родители видят своего ребенка на фоне других детей, соотносят свои действия с действиями других родителей;
  • родители знакомятся с практическими приемами работы педагога в той или иной ситуации (разрешает конфликт между детьми, инструктирует ребенка для выполнения задания);
  • родители имеют возможность почувствовать очарование детства, получают опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком, все эмоции переживают вместе, ощущают рядом друг друга.

Необходимо отметить, что педагог должен показывать личный пример родителям, профессиональную заинтересованность, доброжелательность и тактичность, одинаково искреннее отношение ко всем присутствующим. Также педагог должен заранее продумывать свое поведение с трудными детьми, вместе с дошкольниками приготовить приглашения для родителей, во время праздника чаще хвалить детей и их родителей, дарить им грамоты, значки за достижения. После проведения праздников рекомендуется проводить совместные обсуждения с целью накопления опыта.

Заключение.

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.

Закончить хотелось бы следующими словами:

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!