Роль музыки в жизни дошкольника
материал

Ayman Ragulina

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения к добру,

красоте, человечности.

Как гимнастика выпрямляет тело,

так и музыка выпрямляет душу человека».

 Сухомлинский В.А.:

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту способность, доказал, что если установить механизмы влияние музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.

        Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

        Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность:

  • способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
  • способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.
  • проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих солдат, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.  Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатываю четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

 

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыка в жизни детского сада1.31 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль музыки в жизни ребёнка»

Слайд 2

Музыка в жизни детского сада Музыкально-образовательная деятельность – это основная форма организации музыкального развития и воспитания детей. Здесь осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Они включают в себя чередование различных видов музыкальной деятельности: Восприятие музыки; Музыкально – ритмические движения; Пение; Игра на детских музыкальных инструментах; Ознакомление с элементами музыкальной грамотности.

Слайд 3

Музыкальные занятия ♫ — это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. Именно тут дети приобретают знания и умения, навыки по слушанию музыки и пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах.

Слайд 4

Праздники в детском саду В детском саду проводятся такие праздники и развлечения как, праздник Осени, Новый год, 8 марта, 23 февраля, Выпуск в школу и многие другие, которые способствуют всестороннему развитию детей.

Слайд 5

Музыкально-ритмические особенности

Слайд 7

Оркестр в детском саду Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки в жизни детского сада

Семинар - практикум для педагагов в форме конкурса...

"Роль музыки в жизни детского сада"

Велика роль музыки в воспитании у ребенка правильного отношения к доступным явлениям жизни. Формирование общественных представлений происходит на занятиях, экскурсиях, прогулках, в ходе бесед во...

Роль музыки в жизни ребенка.

Музыка в повседневной жизни ребенка. Консультация для родителей....

Роль музыки в жизни детей. Презентация

Влияние музыки на психологическое здоровье дошкольников....

Роль музыки в жизни детей

Каждый ребёнок музыкален - надо только увидеть и развить его способности.......

Роль музыки в жизни ребёнка

Рекомендации родителям от музыкального руководителя...

" Роль музыки в жизни ребёнка"

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста....