Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка

Терехова Елена Владимировна

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н. Е. Веракса).

Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственно образовательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._deyat-t.docx97.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Левороссошанская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение «Детский сад»

C:\Users\Admin\Desktop\логотип.jpg

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Методическая разработка

                                                            Составитель: воспитатель

                                                        Терехова Елена Владимировна

Левая Россошь 2016

Введение

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н. Е. Веракса).

Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственно образовательная деятельность.

История возникновения метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории таковы:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  • ребенок в онтогенезе повторяет путь повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешного обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

Проектный метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении. В 1905 г. этот метод внедрил в школьное обучение С.Т. Шацкий. Перестал использоваться проектный метод в 30-е гг. В 90-ых годах метод проектов стал применяться вновь в старшей школе, когда началась ориентация на личностные интересы и особенности ребенка, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.

Метод проектов стал применяться и в дошкольных учреждениях.

Использование проектной технологии в практике дошкольного образования

В педагогической литературе активно обсуждается вопрос использования метода проектов в дошкольном образовании.

Слово «проект» имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Кроме того, часто случается, что педагоги, не вникнув в суть метода проектов, используют его лишь для того, чтобы соответствовать новым веяниям, требованиям, предъявляемым к квалификации педагогов с высшей категории и пр. В результате смысл проектной деятельности теряется, она становится формальной, не выполняет своего назначения, поскольку у детей не формируются специфические проектные навыки.

Н.Е. Веракса выделил еще несколько важных проблем:

  • несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности – «проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм», в этом заключается сложность для воспитателя, т. к. приходится искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;
  • непонимание различия между субъектной и объектной позицией ребенка (под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности);
  • необходимость формирования субъектной позиции педагога – очень часто срабатывают стереотипы педагога, привычный дисциплинарный подход, педагог предлагает детям выбор вариантов, ждет идей, но вывод делает сам (дети собираются делать кораблики для малышей, педагог предлагает выбрать материал: «Из чего можно сделать кораблики?» - «Из бумаги, из дерева, из картона, пенопласта…» «Молодцы! – подводит итог педагог. – А делать будем из пластиковых бутылок!»).

Таким образом, прежде всего, следует определить, что такое проект, выделить его признаки, понять, чем проект отличается от других видов самостоятельной деятельности. Кроме того, надо определить степень участия педагога и ребенка на различных этапах выполнения проекта, показать специфику применения метода проектов в дошкольном образовании.

Метод проектов (по Л.Л. Тимофеевой) – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов (по Е.С. Поллат) – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить образовательную проблему в результате коллективных действий воспитанников.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная деятельность детей, имеющая определенную структуру, методы реализации и направленная на достижение конкретного результата, которым является заранее планируемый продукт.

Педагогу, использующему метод проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении продукта, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие критерии:

  • доступность;
  • социальная направленность;
  • воспитательная направленность;
  • научность;
  • соответствие возрастным особенностям;
  • интегративность;
  • ориентация на «зону ближайшего развития».

Проектирование – это всегда работа с идеями. Н.А. Краля в книге «Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся» предложила наглядное представление взаимосвязи основных понятий в виде звезды. Проект как идеальный объект расположен в центре звезды, но для его полноценного выполнения необходимы все указанные виды деятельности.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                       

                                                                               

Структура проектной деятельности

ПРОБЛЕМА

Классификация проектов

Классификацию проектов можно провести по следующим основаниям:

  • доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный;
  • характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает (младший возраст, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог незаметно направляет деятельность детей (старший возраст, дети знакомы с методом проектов);
  • число участников – индивидуальный, парный (совместно с родителем), групповой и коллективный;
  • продолжительность – краткосрочный (от одного дня до недели), среднесрочный (от недели до месяца), долгосрочный (от месяца до года);
  • характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.

В таблице приведена возможность использования того или иного вида проектов для каждого этапа развития ребенка.

Тип проекта

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

Доминирующая в проекте деятельность

Исследовательский

+

+

Творческий

*

*

+

+

+

Ролевой

+

+

Информационный

+

+

Практико-ориентированный

*

*

+

+

+

Характер координации

Скрытая координация

+

+

Открытая координация

*

*

+

+

+

Количество участников

Индивидуальный

*

*

+

+

+

Парный

+

+

Групповой

*

*

*

+

+

Коллективный

+

Продолжительность проекта

Краткосрочный

*

*

+

+

+

Среднесрочный

*

*

*

+

+

Долгосрочный

+

Характер контактов

Внутригрупповой

*

*

+

+

+

Межгрупповой

+

+

Региональный

+

+

*Вводятся элементы проектной деятельности.

Рассмотрим более подробно виды проектов, выделенные по основанию доминирующей деятельности.

Исследовательский проект

Цель. Формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат. Новое знание.

Ценность. Благодаря проекту формируется познавательная активность.

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование – исследовательская деятельность – представление результатов исследования – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).

Форма продукта. Модель, схема, календарь.

Возможная форма презентации. Доклад.

Оценка. Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.

Возможная тематика. «Откуда в дом вода пришла», «Секреты комнатных растений», «Размножение фиалки», «Свет в жизни растения» (старший возраст).

Творческий проект

Цель. Создание творческого продукта.

Результат. Творческий продукт.

Ценность. В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий (УУД).

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – определение предполагаемого творческого продукта – распределение на группы – планирование деятельности по созданию творческого продукта – практическая деятельность – представление результатов – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

Форма продукта. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации. Выставка, утренник, спектакль.

Оценка. Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт, его оригинальность.

Возможная тематика. «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки», «Необычная клумба» (младший и средний возраст); «Книжки-малышки», «Концерт для мам», «Поздравим будущих первоклассников», «Снимаем кино», «Заколдованный театр» (старший возраст).

Содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

  • технологичность – возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
  • экономичность – изготовление изделия с наименьшими затратами;
  • безопасность – предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового продукта;
  • эргономичность – оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
  • творческая направленность – предполагает творческую деятельность и учет интересов детей;
  • посильность – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • эстетичность – соответствие проектируемого продукта требованиям дизайна, а так же практичность, функциональность и красота продукта;
  • значимость – ценность продукта для конкретной личности.

При реализации творческого проекта важен метод информационной поддержки, когда педагог предоставляет воспитанникам книги, журналы, буклеты, схемы, чертежи и другие источники информации. Очень хорошо зарекомендовало себя использование наглядных методов и приемов, например, «Звездочка обдумывания» М.Б. Павлова – схематичное изображение составляющих творческого проекта.

                                                             

                                                           

                         

                   

                 

                         

                     

                                     

                                 

                 

                           

                                     

                               

                         

                     

Данные методы позволяют наглядно представить процесс, выбрать варианты творческого продукта. Однако следует помнить, что дошкольник не владеет техникой чтения, поэтому словесные обозначения необходимо заменить наглядными моделями.

Ролевой проект

Цель. Решение проблемных ситуаций в игре.

Результат. Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность. Ребенок переживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура. Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов.

Форма продукта. Игра.

Возможная форма презентации. Фильм, альбом, портфолио.

Оценка. Оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью.

Возможная тематика. «Школа» (только подготовительная группа).

Информационный проект

Цель. Сбор и представление информации.

Результат. Полная и достаточно необходимая информация.

Ценность. Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации. Доклад, экскурсия, утренник.

Оценка. Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.

Возможная тематика. «Динозаврики» (средний возраст); «»История крашеного яичка», «Путешествие в прошлое автобуса», «История старого города», «Они защищали Родину», «История транспорта», «Улицы нашего города», «Реликвии нашей семьи», «Что в имени твоем» (старший возраст).

Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет в достаточной мере компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать ребенку помогут родители. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии, буклет, газету и пр.

Поиск информации осуществляется по следующей схеме: обозначение предмета информационного поиска – поэтапный поиск с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными материалами – выводы, корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов – обобщение и выводы – заключение, оформление результатов (обсуждение, презентация, оценка).

Практико-ориентированный проект

Цель. Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Результат. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

Структура. Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов.

Форма продукта. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

Возможная тематика. «Безопасная дорога» (средний возраст); «Почему в группе холодно», «Почему у крыльца всегда лужа» (старший возраст).

Проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап

  1. Проблематизация

Создание проблемной ситуации. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Решение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки педагогов.

  1. Целеполагание

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.

У метода проектов должно быть минимум две цели: педагогическая – чему учить и конкретная – то, к чему будет стремиться сам ребенок. Например, цель «формирование экологической культуры детей» - это цель педагогическая. Для ребенка в данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой, построить скворечник.

Таким образом, цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение. Педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на минуту не была упущена из вида его участниками.

  1. Этап планирования

Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Шагов должно быть не менее трех.

Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

Нужно избегать ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, а затем просто знакомит детей с готовым планом.

Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.

  1. Основной этап

Реализация плана

Непосредственная реализация составленного плана проекта. Педагогом прописываются все пять этапов работы над проектом в следующей таблице:

Этапы

Деятельность детей

Деятельность педагога

Формируемые умения

1.Подготовительный этап

2.Этап планирования

3.Основной этап

4.Заключительный этап

5.Рефлексия

Шаги, запланированные детьми, должны отражаться в схемах, алгоритмах, картинках и пр.

В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

  • материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;
  • действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);
  • письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

  1. Заключительный этап

Презентация, представление готового продукта, его защита.

Представление готового продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

  • время проведения презентации;
  • длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);
  • форму организации общей презентации, особенности сценария;
  • проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.

  1. Рефлексия

Завершающий этап. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.

Оформление проекта

  1. Тема
  2. Форма проведения: проект
  3. Время проведения: краткосрочный (1 день, неделя), среднесрочный (1 месяц), долгосрочный (1 год)
  4. Цель
  5. Задачи:
  • предметные (о ком или о чем, напр., познакомить детей с профессией сотрудника ГИБДД);
  • метапредметные (регулятивные – учить ставить цель, планировать действия; познавательные; коммуникативные – формировать умение работать в паре);
  • личностные (формировать уважительное отношение к профессии).
  1. Оборудование для педагога, оборудование для детей
  2. Подготовка к реализации проекта (действия педагога)
  3. Реализация (таблица с пятью этапами работы над проектом)
  4. Приложение:
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);
  • промежуточные отчеты группы;
  • собранная информация по теме;
  • результаты исследования;
  • эскизы, чертежи, наброски;
  • материалы для презентации.

Проектные умения

В результате использования проектной деятельности у детей формируются следующие проектные умения.

Первая группа. Организационные умения.

Дети могут:

  • видеть, понимать, выдвигать проблему;
  • формулировать цель или понимать ее;
  • выбирать необходимые средства для достижения цели;
  • выстраивать этапы реализации проекта;
  • соотносить свою деятельность с этапами проекта и отслеживать ход их выполнения.

Вторая группа. Коммуникативные проектные умения.

Дети приобретают умения:

  • работать в паре, в группе, договариваться;
  • донести свою мысль до слушателя;
  • слушать и слышать;
  • словесно описывать свои действия.

Третья группа. Творческие проектные умения (включая исследовательские).

Дети приобретают умения:

  • принять и понять информацию, обратить внимание на главное;
  • выполнять любые созидательные действия;
  • выдвигать гипотезы и отслеживать их.

Четвертая группа. Презентационные и оценочные умения.

Дети могут:

  • презентовать продукт;
  • проводить рефлексию.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М., 2010.
  5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.