Методическая разработка Педагогический проект" Лес - наш зеленый друг
методическая разработка

Бадьина Александра Ивановна

формировать у детей представлений о том, что лес это- сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, о том, человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Педагогический проект

«Лес – наш зелёный друг»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

                                

                   

           

                           Санкт -Петербург

2019 год

  Много леса – не губи

                                                Мало леса –  береги

                     Нет леса – посади.

                                                                                                 

Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор. Вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу. С трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях о том какую пользу приносит лес и почему его надо беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающими нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, нам необходимо воспитывать экологическую культуру с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес-наш зелёный друг», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научиться соблюдать правила поведения на природе.

Цель проекта: формировать у детей представлений о том, что лес это- сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, о том, человек и природа не могут существовать друг без друга, развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о деревьях и кустарниках;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • установление более тесных взаимоотношений детей и их родителей, и педагогов;
  • приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия

Коррекционные задачи:

*Развитие лексико-грамматического строя речи.

*Автоматизация поставленных звуков в речи.

*Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.

* Развитие связной речи.

*Обогащение словарного запаса.

*Развитие общей и мелкой моторики рук.

*Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (28.10 – 01.11).

Ожидаемый результат.

На уровне ребенка:

  • Имеют элементарные представления о лесе.
  • Знают правила поведения в природе. 
  • Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).  
  • Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей.
  • Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
  • Воспитывать убеждения о необходимости бережного и осознанного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

На уровне педагогов:        

  • Приобретение навыков организации психолого-педагогической работы, направленной на приобщение воспитанников и их родителей к бережному отношению к природе.
  •  Приобретение навыков организации взаимодействия с родителями, направленной на формирование элементарных  экологических знаний о лесе.
  • В планировании воспитательно-образовательной работы педагога используется новая технология-проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
  • Имеется возможность гибко подходить к планированию образовательного процесса с учетом интересов и запросов детей.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акции познавательно-исследовательской деятельности направленности.
  • Обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей.

На уровне родителей:

  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности группы;
  • Налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • Получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • Понимают важность бережного отношения к лесу.

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Обогащение библиотеки в группе книгами на тему «Лес».
  • Пополнение наглядное обеспечение «Как вести себя в природе», «Безопасное поведение в лесу», «Правила поведения в парке»
  • Создание картотек с речевым материалом (стихи, пословицы, загадки о лесе и деревьях)

Этапы реализации проекта «Лес – наш зелёный друг»

Этапы

Цель

Содержание

Формы

сотрудничества

1 этап – подготови-тельный

Проблема

Сформировать проблему.

Определить цели и задачи развития и обучения.

Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта.

Ввести детей в игровую (сюжетную) ситуацию

 Информирование родителей о сроках проведения проекта.                 Анкетирование по теме «Отношение   родителей   к   проблеме воспитания экологической культуры детей»

2 этап проектиро-вочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам экологического воспитания детей.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации.

Работа и объединение детей и родителей.

Распределение амплуа.

3-й этап

Практичес-кий

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Разработка конспектов мероприятий совместной деятельности с детьми.

Продукт проекта

Творческая выставка

« Моё дерево России»

4 этап аналитиче-ский

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы.

Круглый стол с участием родителей «Мы в ответе за лес!»

5 этап заключите-льный

Презентация проекта

Подготовка к презентации.

Представление презентации.

Детско-родительский конкурс.

Презентация.

План мероприятий по реализации проекта

Образовательная область

Содержательная деятельность

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя «Что такое лес». «Лес в жизни человека». Правила поведения в лесу. Экологические знаки.

Беседы: «Кто под деревом живёт, кто на дереве живёт», «Благодарит и сердится природа», «Мы друзья природы», «Лес многоэтажный дом», «В лесу пожар». «Как стул появился в детском саду», «Больное дерево», «Растение – земли украшение (по пословицам)».

Закрепление знаний о деревьях, из чего состоит дерево?

Рассматривание шишек, хвои.

Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес.

Исследовательская деятельность (опыты):

«Для чего корешки», «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет». Рассматривание через лупу ветки, с которой только что упал листок (дерево не гибнет)

Д/И «Третий лишний», «Когда это бывает?», «Похож-не похож», «Времена года», «Сложи картинку», «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Деревья и плоды».

Речевое развитие

Обсуждение поговорок: За один раз дерева не срубишь. И лес шумит дружней, когда деревьев много. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Как ни гнети дерево, оно все вверх растет. Скрипучее дерево живуче. Поле видит, а лес слышит.

Общение по темам: «Как красив наш лес», »Как помочь дереву», «Могут ли деревья лечить?»

Творческое рассказывание «Прогулка в парк» 

Викторина «Загадки  Лесовичка»

Рассказы детей: Расскажи о деревьях в нашем саду.

Заучивание стихотворений: 

И. Токмакова «Если б дали березе расческу», «Осинка», «Дуб», «Рябинка»

Разучивание потешек: «Дождик, дождик, веселей», «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж».

Рассматривание репродукций картин русских художников:

И. Шишкин «Корабельная роща»,

«Утро в сосновом бору»;

И.И. Левитан «Берёзовая роща»;

Ю. Васнецов «Цветущий луг», «Иван Царевич на сером волке» В. Васнецов «Дубовая роща»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование «Домик для лесника»

Рисование «Сосна»

Лепка «Берёза»

Аппликация «Осенний лес»

Прослушивание музыкального произведения: «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковский.

Аудиозаписи: «Шум леса», «Голоса птиц»

Физическое развитие

Подвижные игры Русские народные игры: «Совушка», «Белки, орехи, шишки», «К кустику беги», «Зайцы и волк», «Лесные тропинки», хороводная игра «Во поле берёза стояла..» Эстафета «Пожар в лесу»                                   Утренняя гимнастика «В лес по тропинке», «В роще березовой».                                                           Пальчиковые игры: «В лес по ягоды», «Дикие животные», «Дерево»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?», «Вершки-корешки»; «Найди картинке место», «Кто как голос подаёт», «Один и много». Лото «В мире растений», «Как избежать неприятностей?», «Береги живоё»

Сюжетно-дидактическая игра – «Пожар в лесу», «На природу – на пикник». »Юные защитники леса»

Знакомство детей с работой лесника.

Работа с родителями

Анкетирование на тему: «Отношение   родителей   к   проблеме экологического   воспитания»

Информационное обеспечение «Что можно рассказать ребенку о красоте лесов?»

Консультация «Учите детей любить природу»

Рекомендации для прочтения детям художественной литературы по теме проекта

Памятка «Детская безопасность в лесу», «Если ты потерялся в лесу».

И. Токмакова

Осинка

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ели

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

Рябина

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она как хина!

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Пословицы и поговорки о лесе:

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

В лесу живём, по-лесному и поём.

Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

Из-за леса стоячего не видно леса лежачего.

 

Поле видит, а лес слышит.

В лесу и сковорода звонка.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лесная трава сочнее степной.

Ветер не подует – лес не зашумит.

Над лесом дождь дважды идёт.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

Лес зимой – второй тулуп.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)

Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Что цветет без цвета? (Сосна)

Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)

Красненько, кругленько, листочки продолговатенькие . (Рябина)

Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

Какую траву и слепой знает? (Крапива)

Что не сеяно родится? (Трава)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленый друг"

В проекте представлены материалы для организации занятий экологического содержания для детей дошкольного возраста....

Презентация "Зеленый друг"

Презентация к проекту "Зеленый друг"...

Проект "Зеленый друг"

Проект "Зеленый друг"...

Проект "Лук - зеленый друг"

Проект исследовательский в средней группе....

Проект "Мой лук - зеленый друг"

Огромную роль в экологическом воспитании   ребенка дошкольника играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, пл...

Методическая разработка. Проект «Лук-зеленый друг».

Формирование трудовых навыков и интереса у детей средней группы к посадке и выращиванию лука....

Групповой проект "Мой друг - зеленый друг"

Для того, чтобы быть здоровым, меньше болеть, нашему организму нужны витамины. Витамины содержатся в свежих овощах, фруктах, зелени, в том числе и в зеленом луке. Реализация данного проекта поможет де...