Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
рабочая программа

Лядухина Татьяна Васильевна

Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

Рабочая программа дополнительного образования

 по развитию мелкой моторики рук

 детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»

Воспитатель: Лядухина Т.В.

МБДОУ «ДСОВ №7»

Усинск


Пояснительная записка

        Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

      Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных  объектов на горизонтальной поверхности.  

 Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи.  Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Девиз занятий:

«Растём и развиваемся через познание, творчество и игру».

Цель: Развитие творческих способностей у детей.

Задачи:

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус

Цели и задачи повышенного уровня

  • Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
  • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
  • Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».

Техника безопасности работы с пластилином

и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

-  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Тематическое планирование занятий

кружка по развитию мелкой моторики: пластилинография.

Декабрь

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

  1. Вводное занятие.

Знакомство детей с правилами  поведения на занятиях; выявление уровня владения  приемами работы с пластилином.

Пластилин, набор стеков, нож для резки пластилина, дощечки, салфетки

(1 занятие)

2.«Дорожка для кошки.»

Учить детей делать дорожку в технике пластилинографии.

Познакомить  с приемами работы с пластилином : придавливания, примазывания и разглаживания ; развивать умение скатывать тонкую колбаску и примазывать её к картону; учить вдавливать горох в пластилин;

развивать мелкую мускулатуру; воспитывать желание помочь животному попавшему в сложную ситуацию.

Картон, пластилин белого цвета, горох или фасоль, плоскостная фигурка кошки.

(2-3 занятие)

3.«Елка для лесных зверей»

Учить детей лепить елку методом выдавливания.

Познакомить детей с новым методом лепки – выдавливание трафаретом; закреплять метод разглаживания; развивать воображение , мелкую моторику пальцев; воспитывать отзывчивость.

Пластилин зеленого цвета, трафарет – елка, горох, рисовая крупа, мелкие фигурки лесных зверей.

(4-5 занятие)

4.«Дед Мороз и Снегурочка несут подарки»

Учить детей украшать шубу Деда Мороза и Снегурочки методом пластилинографии.

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, придавливать их к основе, использовать в работе пластилин разных цветов; развивать  мелкую моторику трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего) ; приучать детей к усидчивости и аккуратности.

Раскраски Деда Мороза и Снегурочки на картоне, пластилин разных цветов, манная крупа.

(6-7 занятие)

Январь

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Снежинка»

Учить детей украшать снежинку в

технике пластилинографии.

Учить приему – размазывания в разных направлениях; продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина; использовать в своей работе дополнительный материал (манку, рис); развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Заготовки снежинок из картона, пластилин, манная и  рисовая крупа.

(8-9 занятие)

2.«Заснеженное дерево»

Научить лепить дерево методом пластилинографии.

Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, примазывать их  к основе (трафарету  детской ладошки на картоне); закреплять прием – вдавливания;  развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать любовь к природе, развивать фантазию.

Картинка – заготовка: трафарет детской ладошки на листе темного картона, пластилин, гречневая крупа, попкорн.

(10-11 занятие)

3.«Зимние окна»

Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пласттилинографии.

Учить детей выделять контур окна – используя метод наложения тонких колбасок из пластилина контрастного цвета; закреплять приемы примазывания и придавливания; развивать мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков; развивать творческое воображение, фантазию.

Картинки-заготовки: листы картона темного цвета, пластилин, стеки разной формы

(12-13

занятие)

Февраль

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Олимпийские кольца»

Учить рисовать кольца методом пластилинографии.

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.; закреплять умение прикреплять «горошины» близко друг к другу; учить использовать в работе пластилин нескольких цветов; развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Картинка-заготовка: олимпийские кольца, пластилин.

(14 - 15

занятие)

2.«Снегирь»

Учить лепить снегиря методом пластилинографии.

Закреплять умение детей отщипывать шарики одинакового размера и катать их между пальцами, прикреплять их приемом надавливания; развивать чувство ритма, мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать любовь к природе , развивать фантазию.

Бумажная тарелка с нарисованным снегирем, пластилин, косточки вишни

(16 -17

занятие)

3.«Лошадка»

Научить детей изображать лошадь в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок, закреплять умение размазывать линии в разных направлениях, пользоваться приемом вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать любовь к животным.

Рамка – трафарет с силуэтом лошади, картон, пластилин, гречневая крупа.

(18 - 19

занятие)

4.«Военная техника»

Учить лепить технику методом пластилинографии.

Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать его между пальцами, размазывать в разных направлениях, пользоваться пластилином разных цветов; развивать мелкую моторику; воспитывать желание порадовать папу .

Раскраски военной техники на картоне, пластилин, крупные пуговицы

(20 -21

занятие)

Март

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Веточка мимозы»

Учить детей рисовать веточку мимозы в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно прикреплять шарики одного цвета поверх другого; развивать чувство ритма, композиционные умения; развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука); воспитывать желание порадовать маму.

Картинка-заготовка: бумажная тарелка с фоном, пластилин желтого и оранжевого цвета, цветные карандаши.

(22 – 23)

2.«Солнышко лучистое»

Учить детей закрашивать солнышко методом пластилинографии.

Учить детей способом  размазывания закрашивать солнышко; использовать  для выразительности образа  предметы заместители ; развивать согласованность в работе обеих рук, фантазию. Воспитывать желание доводит начатое дело до конца.

Трафарет – солнышко, лист голубого картона, макароны разной формы, красная чечевица, пластилин.

(24 – 25)

3.«Узор на тарелочках»

Учить детей составлять узора на круге в технике пластилинографии.

Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета; закреплять прием размазывания; развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию.

Картинка-заготовка: круг из сиреневого картона, зерна кофе, семечки подсолнечника, скорлупка фисташек, пластилин.

(26 – 27)

4.«Цветочная клумба»

Учить детей создавать цветы в технике пластилинографии.

Учить детей самостоятельно сочетать в работе разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа; продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа; развивать согласованность в работе обеих рук; умение работать в коллективе; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Лист формата А-3, пластилин, пшено, горох, семена тыквы, макароны разной формы.

(28 - 29)

Апрель

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Кометы и звезды»

Учить детей рисовать звезды и кометы методом пластилинографии.

Познакомить детей со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; закрепить умение скручивать и свивать удлиненные жгутики; развивать чувство формы и композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать навыки сотрудничества (умение работать в парах).

 Пластилин разных цветов, силуэты звезд из картона, пуговицы, картон темных тонов.

(30 – 31)

2.«Едем, плаваем, летаем»

Учить детей создавать сюжетную композицию в технике пластилинографии.

Учить детей создавать сюжетную композицию с различными видами транспорта; закреплять прием надавливания и размазывания; развивать композиционные умения; закрепить знания о видах транспорта; развивать мелкую моторику пальцев; приучать детей доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Картинки заготовки, пластилин разных цветов, стека, макароны – транспорт.

(32 - 33)

3.«Цыплята»

Учить детей передавать образ цыпленка в технике пластилинографии.

Продолжать обучать детей работать с трафаретом, равномерно распределяя пластилин по всей поверхности рисунка; закреплять прием вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Картон зеленого цвета, рамка трафарет с силуэтом цыпленка, пластилин, оранжевая чечевица, пшено семечки лимона.

(34 - 35)

4.«Овечки возле дома»

Учить создавать сюжетную картину в технике пластилинографии. Научить детей составлять сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

Картинка –заготовка: голубой или зеленый картон, пластилин, стека, пшено, чечевица, макаронные изделия.

(36 - 37)

Май

Тема.

Цели и задачи.

Материал.

Занятие

1.«Салют Победы»

Учить создавать сюжетную картинку методом пластилинографии.

Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином;

смешивания цветов , пластилиновую растяжку; развивать чувство композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать  чувство патриотизма.

Картон темных оттенков, пластилин разных цветов, стека, цветные пуговицы, пайетки.

(38 - 39)

2.«Подводное царство»

Учить создавать образ рыбки  в технике пластилинографии.

Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку, продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками; учить создавать «чешуйки» рыбки  дополнительными материалами (семечки, крупа, макароны и т.д.); развивать глазомер, координацию в системе глаз-рука; приучать детей к усидчивости и аккуратности; развивать фантазию, воображение.

Большой лист голубого картона, пластилин, семена арбуза, пайетки, фигурные макаронные изделия, ракушки.

(40 – 41)

3.«Такие разные бабочки»

Учить рисовать бабочку в технике пластилинографии.

Научить детей симметрично украшать крылья бабочки используя для создания узора пластилин и семена; воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию; мелкую моторику , утончение движений трех основных пальцев.

Рамки – трафареты бабочек, картон разного цвета, пластилин, семечки тыквы, зерна кукурузы, чечевица разных цветов, плоские макаронные изделия.

(42 - 43)

4.«Любимые сказки».

Учить детей создавать образы любимых сказочных героев методом пластилинографии.

Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, фантазию, воображение; упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

Картон разного цвета, пластилин, трафареты животных, макароны фигурные, гречка, рис, чечевица.

(44 - 45)

Список литературы

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.» (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по развитию мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте «Развивайка» (срок реализации 1 год)

Цели программы: - положительное воздействие на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику; - подготовка руки ребенка к письму.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с такими понятиями, к...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)

laquo;Источники  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»      ...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...