Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»
    рабочая программа

    Лядухина Татьяна Васильевна

    Развитие творческой личности посредством нетрадиционной техники работы с пластилином .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc132.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

    Рабочая программа дополнительного образования

     по развитию мелкой моторики рук

     детей среднего дошкольного возраста «Пластилинография»

    Воспитатель: Лядухина Т.В.

    МБДОУ «ДСОВ №7»

    Усинск


    Пояснительная записка

            Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

          Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных  объектов на горизонтальной поверхности.  

     Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи.  Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

    Девиз занятий:

    «Растём и развиваемся через познание, творчество и игру».

    Цель: Развитие творческих способностей у детей.

    Задачи:

    • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
    • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
    • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
    • Развивать мелкую моторику рук
    • Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
    • Воспитывать эстетический вкус

    Цели и задачи повышенного уровня

    • Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
    • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
    • Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».

    Техника безопасности работы с пластилином

    и особенности используемого материала.

    Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

    - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

    -  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

    Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

    • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
    • Для работы использовать плотный картон.
    • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
    • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
    • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
    • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

    Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

    Тематическое планирование занятий

    кружка по развитию мелкой моторики: пластилинография.

    Декабрь

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1. Вводное занятие.

    Знакомство детей с правилами  поведения на занятиях; выявление уровня владения  приемами работы с пластилином.

    Пластилин, набор стеков, нож для резки пластилина, дощечки, салфетки

    (1 занятие)

    2.«Дорожка для кошки.»

    Учить детей делать дорожку в технике пластилинографии.

    Познакомить  с приемами работы с пластилином : придавливания, примазывания и разглаживания ; развивать умение скатывать тонкую колбаску и примазывать её к картону; учить вдавливать горох в пластилин;

    развивать мелкую мускулатуру; воспитывать желание помочь животному попавшему в сложную ситуацию.

    Картон, пластилин белого цвета, горох или фасоль, плоскостная фигурка кошки.

    (2-3 занятие)

    3.«Елка для лесных зверей»

    Учить детей лепить елку методом выдавливания.

    Познакомить детей с новым методом лепки – выдавливание трафаретом; закреплять метод разглаживания; развивать воображение , мелкую моторику пальцев; воспитывать отзывчивость.

    Пластилин зеленого цвета, трафарет – елка, горох, рисовая крупа, мелкие фигурки лесных зверей.

    (4-5 занятие)

    4.«Дед Мороз и Снегурочка несут подарки»

    Учить детей украшать шубу Деда Мороза и Снегурочки методом пластилинографии.

    Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, придавливать их к основе, использовать в работе пластилин разных цветов; развивать  мелкую моторику трех основных пальцев руки (большого, указательного, среднего) ; приучать детей к усидчивости и аккуратности.

    Раскраски Деда Мороза и Снегурочки на картоне, пластилин разных цветов, манная крупа.

    (6-7 занятие)

    Январь

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1.«Снежинка»

    Учить детей украшать снежинку в

    технике пластилинографии.

    Учить приему – размазывания в разных направлениях; продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина; использовать в своей работе дополнительный материал (манку, рис); развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

    Заготовки снежинок из картона, пластилин, манная и  рисовая крупа.

    (8-9 занятие)

    2.«Заснеженное дерево»

    Научить лепить дерево методом пластилинографии.

    Научить детей лепить из пластилина широкие ленты, примазывать их  к основе (трафарету  детской ладошки на картоне); закреплять прием – вдавливания;  развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать любовь к природе, развивать фантазию.

    Картинка – заготовка: трафарет детской ладошки на листе темного картона, пластилин, гречневая крупа, попкорн.

    (10-11 занятие)

    3.«Зимние окна»

    Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пласттилинографии.

    Учить детей выделять контур окна – используя метод наложения тонких колбасок из пластилина контрастного цвета; закреплять приемы примазывания и придавливания; развивать мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков; развивать творческое воображение, фантазию.

    Картинки-заготовки: листы картона темного цвета, пластилин, стеки разной формы

    (12-13

    занятие)

    Февраль

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1.«Олимпийские кольца»

    Учить рисовать кольца методом пластилинографии.

    Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.; закреплять умение прикреплять «горошины» близко друг к другу; учить использовать в работе пластилин нескольких цветов; развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

    Картинка-заготовка: олимпийские кольца, пластилин.

    (14 - 15

    занятие)

    2.«Снегирь»

    Учить лепить снегиря методом пластилинографии.

    Закреплять умение детей отщипывать шарики одинакового размера и катать их между пальцами, прикреплять их приемом надавливания; развивать чувство ритма, мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать любовь к природе , развивать фантазию.

    Бумажная тарелка с нарисованным снегирем, пластилин, косточки вишни

    (16 -17

    занятие)

    3.«Лошадка»

    Научить детей изображать лошадь в технике пластилинографии.

    Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок, закреплять умение размазывать линии в разных направлениях, пользоваться приемом вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать любовь к животным.

    Рамка – трафарет с силуэтом лошади, картон, пластилин, гречневая крупа.

    (18 - 19

    занятие)

    4.«Военная техника»

    Учить лепить технику методом пластилинографии.

    Продолжать учить детей раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, расплющивать его между пальцами, размазывать в разных направлениях, пользоваться пластилином разных цветов; развивать мелкую моторику; воспитывать желание порадовать папу .

    Раскраски военной техники на картоне, пластилин, крупные пуговицы

    (20 -21

    занятие)

    Март

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1.«Веточка мимозы»

    Учить детей рисовать веточку мимозы в технике пластилинографии.

    Учить детей самостоятельно прикреплять шарики одного цвета поверх другого; развивать чувство ритма, композиционные умения; развивать мелкую моторику, глазомер, координацию в системе «глаз-рука); воспитывать желание порадовать маму.

    Картинка-заготовка: бумажная тарелка с фоном, пластилин желтого и оранжевого цвета, цветные карандаши.

    (22 – 23)

    2.«Солнышко лучистое»

    Учить детей закрашивать солнышко методом пластилинографии.

    Учить детей способом  размазывания закрашивать солнышко; использовать  для выразительности образа  предметы заместители ; развивать согласованность в работе обеих рук, фантазию. Воспитывать желание доводит начатое дело до конца.

    Трафарет – солнышко, лист голубого картона, макароны разной формы, красная чечевица, пластилин.

    (24 – 25)

    3.«Узор на тарелочках»

    Учить детей составлять узора на круге в технике пластилинографии.

    Научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета; закреплять прием размазывания; развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию.

    Картинка-заготовка: круг из сиреневого картона, зерна кофе, семечки подсолнечника, скорлупка фисташек, пластилин.

    (26 – 27)

    4.«Цветочная клумба»

    Учить детей создавать цветы в технике пластилинографии.

    Учить детей самостоятельно сочетать в работе разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа; продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа; развивать согласованность в работе обеих рук; умение работать в коллективе; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

    Лист формата А-3, пластилин, пшено, горох, семена тыквы, макароны разной формы.

    (28 - 29)

    Апрель

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1.«Кометы и звезды»

    Учить детей рисовать звезды и кометы методом пластилинографии.

    Познакомить детей со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; закрепить умение скручивать и свивать удлиненные жгутики; развивать чувство формы и композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать навыки сотрудничества (умение работать в парах).

     Пластилин разных цветов, силуэты звезд из картона, пуговицы, картон темных тонов.

    (30 – 31)

    2.«Едем, плаваем, летаем»

    Учить детей создавать сюжетную композицию в технике пластилинографии.

    Учить детей создавать сюжетную композицию с различными видами транспорта; закреплять прием надавливания и размазывания; развивать композиционные умения; закрепить знания о видах транспорта; развивать мелкую моторику пальцев; приучать детей доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

    Картинки заготовки, пластилин разных цветов, стека, макароны – транспорт.

    (32 - 33)

    3.«Цыплята»

    Учить детей передавать образ цыпленка в технике пластилинографии.

    Продолжать обучать детей работать с трафаретом, равномерно распределяя пластилин по всей поверхности рисунка; закреплять прием вдавливания; развивать согласованность в работе обеих рук; воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

    Картон зеленого цвета, рамка трафарет с силуэтом цыпленка, пластилин, оранжевая чечевица, пшено семечки лимона.

    (34 - 35)

    4.«Овечки возле дома»

    Учить создавать сюжетную картину в технике пластилинографии. Научить детей составлять сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

    Картинка –заготовка: голубой или зеленый картон, пластилин, стека, пшено, чечевица, макаронные изделия.

    (36 - 37)

    Май

    Тема.

    Цели и задачи.

    Материал.

    Занятие

    1.«Салют Победы»

    Учить создавать сюжетную картинку методом пластилинографии.

    Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином;

    смешивания цветов , пластилиновую растяжку; развивать чувство композиции; развивать глазомер и мелкую моторику трех основных пальцев; воспитывать  чувство патриотизма.

    Картон темных оттенков, пластилин разных цветов, стека, цветные пуговицы, пайетки.

    (38 - 39)

    2.«Подводное царство»

    Учить создавать образ рыбки  в технике пластилинографии.

    Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку, продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками; учить создавать «чешуйки» рыбки  дополнительными материалами (семечки, крупа, макароны и т.д.); развивать глазомер, координацию в системе глаз-рука; приучать детей к усидчивости и аккуратности; развивать фантазию, воображение.

    Большой лист голубого картона, пластилин, семена арбуза, пайетки, фигурные макаронные изделия, ракушки.

    (40 – 41)

    3.«Такие разные бабочки»

    Учить рисовать бабочку в технике пластилинографии.

    Научить детей симметрично украшать крылья бабочки используя для создания узора пластилин и семена; воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию; мелкую моторику , утончение движений трех основных пальцев.

    Рамки – трафареты бабочек, картон разного цвета, пластилин, семечки тыквы, зерна кукурузы, чечевица разных цветов, плоские макаронные изделия.

    (42 - 43)

    4.«Любимые сказки».

    Учить детей создавать образы любимых сказочных героев методом пластилинографии.

    Продолжать учить  детей создавать сюжетную картинку, используя знакомые приемы работы с пластилином; развивать композиционные умения, фантазию, воображение; упражнять детей в работе с крупой; развивать мелкую и общую моторику рук ; воспитывать эстетические чувства.

    Картон разного цвета, пластилин, трафареты животных, макароны фигурные, гречка, рис, чечевица.

    (44 - 45)

    Список литературы

    1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

    2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.» (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

    3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте.

    Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуальног...

    ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

    Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии

    Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один ...

    Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

    Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

    Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

    Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

    Программа кружка по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...