Отчёт по самообразованию
материал

Цветкова Елена Васильевна

Отчет по самообразованию педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№196»

г.Барнаул

Воспитатель Цветкова Е.В.

Отчет по самообразованию

на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

2018 – 2019 учебный год

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Формировать у детей первоначальные представления о быте, традициях, художественной культуре, жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
  2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами.
  3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора .
  4. Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь.
  5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества.
  6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову.
  7. Знакомить детей с историей своего города, края.
  8. Познакомить детей с праздниками  «Новый год»,«Масленица», «Пасха», с особенностями празднования, традициями.
  9. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей, повысить их педагогическую компетентность.

Актуальность:

«Детство – каждодневное открытие мира.  Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.» В.А. Сухомлинский

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. » В.М. Васнецов

Одной из самых серьезных проблем сегодняшнего дня в России стала проблема потери чувства общности народа, размытости национальной принадлежности, утрата чувства уважения и гордости к своим корням, своему народу, своей стране. Бездуховность, рост преступности – прямое следствие нерешенности этих проблем. Наше будущее самым жестким образом связано не столько с экономическими, сколько с нравственными категориями.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. Материальные ценности начинают доминировать над духовными. Поэтому искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции  - хранители народной культуры.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к традициям, культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Поэтому воспитание нравственности, духовности, гражданственности, патриотизма, приобщение ребенка к христианским ценностям, художественному наследию русского народа, его национальной культуре и традициям становится  жизненно необходимым и одной из актуальных проблем. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Детский возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к истокам народной культуры.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Изучение литературы по теме.

- Поиск информации по данной теме в интернет ресурсах.

- Проведение НОД по теме.

- Создание картотеки народных игр и забав, малых жанров фольклора

- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.

-Обобщение результатов на итоговом заседании педагогического совета МАДОУ.

План работы:

Раздел плана

Сроки

Форма, содержание работы

Изучение методической литературы

В течение  всего периода работы над темой.

  1. Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга»
  2. «Приобщение детей к истокам русской культуры» Князева О.В., Маханева М.Д.
  3. «Русские народные подвижные игры» Литвинова М.Ф.
  4. «Народный календарь. Основы планирования работы с дошкольниками. Николаева С.Р., Катышева И.Б.
  5. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П.

Работа с детьми

В течение   всего периода работы над темой

Познавательное развитие. Знакомство

с русскими народными сказками.

Подборка иллюстративного материала, книг.

Знакомство с русским фольклором.

 Посиделки с загадками.

Проект «По страницам сказок»                  

НОД « Работа с раскрасками «герои сказок»

Организация народных подвижных игр, хороводных, пальчиковых.

НОД «Моя семья»

Мастерская Деда Мороза «Поздравительные открытки»

Знакомство с народным праздником «Масленица»

НОД Лепка «Блины для матрешек»

Знакомство с православным праздником «Пасха»

НОД «Писанки» (поздравительная газета для родителей)

Знакомство со сказкой «Теремок»

НОД конструирование «Теремок»

Работа с родителями

В течение  всего периода работы

над темой

Консультация  «Влияние народных праздников на духовно-нравственное воспитание личности ребенка»

Привлечение к участию в проекте «По страницам сказок»

Создание мини-музея в уголке книг «Любимые сказки»

Участие в выставке совместных рисунков с детьми « Мой любимый сказочный герой»

Консультация «Семейные традиции»

Оформление группы к Новому году-изготовление ёлочек.

Костюмы детям к празднику

Папки-передвижки «Масленица», «Пасха»

Создание ПРС

Изготовление новогодних украшений.

Выставка книг с иллюстрациями по теме «Русские народные сказки», создание магнитного театра «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», театра на лопатках «Репка»

Методическая работа

В течение всего периода работы над темой

Формулирование темы, установка целей, осмысление последовательности работы

Изучение литературы, составление консультаций и конспектов занятий.

Создание картотеки «Русские народные игры»

Создание картотеки  «Малые жанры фольклора»

Написание консультаций

Изучение материала (Масленица,).

Изучение материала «Пасха»

Оформление папок.

Подведение итогов

Для успешного овладения детьми знаниями по народной культуре я использую в непосредственной образовательной деятельности технологию интегрированного занятия.
Разнообразные средства, используемые на таких занятиях, создают естественную среду для ознакомления детей с народными традициями, укладом жизни, помогают обогащать духовный мир ребенка. 

В заключение своего выступления хочу сказать о тех трудностях, с которыми я столкнулась. Мне было тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. И, конечно же, много времени и сил, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей занимает подготовка к фольклорным праздникам, так как ребята при разучивании малых фольклорных форм сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка.
Но несмотря на это, и мне и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Глядя на детей, я уверена, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Я буду продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры

Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...