проект "Все инструменты в гости к нам"
проект (подготовительная группа)

Титова Елена Анатольевна

проект музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_moy_1_1.docx191.42 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Все инструменты в гости к нам!»

Ханты-Мансийский автономный         округ - Югра

Октябрьский район

п. Унъюган

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида «Сказка»

C:\Users\Елена\Desktop\фото телефон\IMG_20171026_110220.jpg

Разработала музыкальный руководитель Титова Елена Анатольевна

Образовательный проект «Все инструменты в гости к нам!»

Характеристика проекта:

По виду: музыкально-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Тип проекта: продуктивный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, диски с записью инструментов, фотографии и иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, видеофильмы с записью игры на музыкальных инструментах, музыкальные инструменты (треугольник, бубен, трещотки, колотушки, маракас и т.д.

Актуальность проекта.

Восприятие музыки-сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому музыкальному руководителю необходимо искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям музыкальной классики и фольклора, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых технологий. Важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертной народной музыки в записи, слушание музыки в исполнении разных инструментов в свободное время, рассматривание изображений музыкальных инструментов, игра на музыкальных инструментах и т.д. Каждый музыкальный инструмент отличается не только внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звукоизвлечения, источником звукообразования и т.д. Разобраться в большом их многообразии ребёнку-дошкольнику очень сложно. И успеха можно достичь только в результате совместной работы педагогов и родителей. Чтобы сформировать у детей интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать музыку и играть на музыкальных инструментах, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребёнка в мир музыкальных инструментов.

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов, как традиционных, так и необычных.                                                                                                                                                             

Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей К. Орфом. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Цель:

- развитие и поддержка познавательной активности,

- развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей,

- расширение и углубление знаний детей старшего дошкольного возраста о шумовых и ударно-шумовых инструментах.

Задачи:

Активизировать интерес детей к народной музыке и к музыкальной культуре.

Воспитывать в ребёнке слушателя и исполнителя народной музыки.

Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Систематизировать и закрепить знания детей о музыкальных инструментах разных групп (шумовые, ударно-шумовые), об истории происхождения музыкальных инструментов.

Развивать умение слышать и узнавать тембр инструмента, его характерные особенности.

Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.

Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей.                                                                                   Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.

Повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности.

Раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.

Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.

Методы и приёмы:

Наглядный метод: показ изображений отдельных инструментов, презентаций, видеофильмов со звучанием инструментов и с игрой на шумовых инструментах.

Словесный метод: беседа об инструментах, рассказ музыкального руководителя о происхождении музыкальных инструментов и об их характерных особенностях, рассказ, диалог.

Игровой метод: музыкально-дидактические, творческие, сюжетно-ролевые, имитационные, подвижные игры.

Практический метод: эксперимент, наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций.

Формы организации проекта:

НОД с использованием всех видов музыкальной деятельности,

Слушание музыки в режиме дня,

Работа с познавательной литературой,

Поисковая деятельность совместно с родителями,

Музыкальные викторины,

Просмотр видеофильмов и презентаций,

Самостоятельная игра детей в группах,

Музыкальное развлечение с использованием шумовых музыкальных инструментов.

Режим реализации проекта:

 -музыкально-игровая деятельность с детьми была включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушали аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяли некоторые игры и песни для закрепления результатов;

-после презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги.

Этапы реализации проекта:

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (сентябрь-октябрь), целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (сентябрь-апрель)

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май)

4 этап – подведение итогов (повторение, подготовка и проведение презентации (презентационный этап реализации проекта)), обобщение и диагностика результатов.

Формирующий этап организации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

Сентябрь-октябрь

1.Составление перспективного плана мероприятий.

2.Подбор репертуара для детей старшего дошкольного возраста.

3. Отображение целей и задач проекта.

4.Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

4.Подготовка видео- и аудиозаписей, музыкально-дидактических игр.

1.Мониторинг (определение степени знаний детей о разновидностях музыкальных инструментов)

2.Октябрь-выступление на развлечении «Осень» с игрой на шумовых инструментах.

1.Анкетирование, беседы.

2.Изучение степени потребности и желания работать по данному направлению.

3.Изучение литературы.

4.Посещение родителями развлечения «Осень».

Технологический этап реализации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

ноябрь, декабрь, январь

1.Консультация по шумовым инструментам.

2.Подбор иллюстраций и музыкального репертуара для слушания в группе

1.Интегрированные НОД о происхождении музыки, группах музыкальных инструментов.

2.Интегрированное НОД о группе шумовых инструментов.

3.Слушание и игра на шумовых инструментах в режиме дня.

4.Просмотр презентации о шумовых инструментах.

1.Консультация по поиску материала (иллюстраций, видео, музыки, совместно с детьми, в интернете)

2.Мастер-клаасс с родителями по изготовлению шумовых инструментов.

Февраль, март

1.Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением шумовых инструментов.

2.Закрепление с детьми знаний о шумовых инструментах.

3.Подготовка и проведение   викторины по шумовым инструментам.

4.Прослушивание музыки в режиме дня.

1.Знакомство с ударно-шумовыми инструментами.

2.Слушание и игра на ударно-шумовых музыкальных инструментах в режиме дня.

3.Просмотр презентации о ударно-шумовых инструментах

1.Работа с познавательной литературой.

2.Поисковая деятельность детей совместно с родителями (поиск стихов и загадок о инструментах).

3.Поиск иллюстраций с изображением инструментов и истории их происхождения.

4.Поиск видеозаписей со звучанием инструментов.

апрель

1.Закрепление с детьми знаний о ударно-шумовых инструментах.

2. «Музыкальная минутка» - слушание кассеты О. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах».

3.Выставление в музыкальный уголок изображений ударно-шумовых инструментов.

4.Пополнение фонотеки записями со звучанием инструментов.

5.Подготовка и проведение викторины по ударно-шумовым инструментам.

6.Выставка детских рисунков «Музыка глазами детей»

1.Музыкальная викторина по прослушиванию шумовых и ударно-шумовых инструментов.

2.Прослушивание на занятии народной музыки со звучанием шумовых и ударно-шумовых инструментов.

1.Поиск аудиозаписей со звучанием ударно-шумовых инструментов.

2.Поиск стихов и загадок, записей о ударно-духовых инструментах.

Итоговый этап реализации проекта

С педагогами

С детьми

С родителями

май

1.Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада.

2.Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала.

3.Публикация проекта в блоге музыкального руководителя.

1.Закрепление знаний о шумовых и ударно-шумовых инструментах.

2.Обобщение пройденного материала.

3.Выставка творческого портфолио на тему «Шумовые и ударно-шумовые инструменты», а также стихов и загадок об инструментах, дисков с видеозаписями музыкальных инструментов, выставка аудиозаписей с игрой на инструментах. 4.Выставка рисунков детей «Мой любимый инструмент».

1.Распечатка всех накопленных материалов для ДОО.

2.Запись всех накопленных аудио- и видеоматериалов для ДОО.

3. Выступление на родительском собрании с мастер-классом «Шумим весело!»

4.Показ презентации о работе над проектом на родительском собрании.

Продукты деятельности

Знания и умения детей в области игры на музыкальных инструментах, звукоизвлечения и строения музыкальных инструментов, звучания и характерных особенностей музыкальных инструментов и т.д.

Творческое портфолио с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов, загадками и стихами о музыкальных инструментах.

Творческие работы детей с изображением музыкальных инструментов.

CD с записями народной музыки и с записями отдельных музыкальных инструментов.

Видеотека с записями игры на музыкальных инструментах.

Ожидаемые результаты проекта

Дети:

-повышение эмоциональной отзывчивости , заинтересованности детей творческим процессом, усиление  познавательной активности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          - Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.                                                                                                                        

-проявляют интерес к прослушиванию народной и классической музыки и к музыкальной культуре,

-знают историю происхождения музыкальных инструментов, знают, к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы извлечения звука,

-различают на слух и дают названия музыкальных инструментов, самостоятельно классифицируют их,

-различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказать,

-могут самостоятельно и подгруппами играть на детских музыкальных инструментах,

-получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым, стремятся к такой деятельности.

- стабилизируется эмоционально-психическое состояние детей.

Родители:

-становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса,

-повышают общую и музыкальную культуру.

-проявляют интерес к поиску аудиозаписей со звучанием музыкальных инструментов,

-слушают произведения народной и классической музыки дома, привлекают к слушанию детей,

-посещают музыкальные развлечения в детском саду.

Педагоги осуществляют оснащение музыкального уголка (накопительные папки с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов; загадки и стихи о музыкальных инструментах; CD с записями отдельных музыкальных инструментов; видеотека с записями игры на музыкальных инструментах), а также детскими музыкальными инструментами.

Беседа об ударных инструментах

Большое значение отводится ударным инструментам. Ударные инструменты самые древние по происхождению. Первобытные люди сопровождали свои танцы ударом камень о камень, подавали друг другу сигналы с помощью деревянных колотушек. Со временем люди заметили, что если стучать по пустому сосуду, то создаётся более гулкий звук, чем от стука по дереву или камню. Тогда они стали обтягивать пустые сосуды кожей, и получился барабан. Барабанной дробью предупреждали об опасности.

Исполнителей ударных называют мастерами на все руки. С ударными инструментами музыканты обходятся довольно жёстко: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут-и всё это для того, чтобы задать ритм, а также придать колорит и своеобразие музыке. По характеру звучания ударные делятся на два типа: одни имеют определённую высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокольчики и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки).

Большой барабан. У большого барабана и литавр звук гулкий, низкий. Играют на них колотушками, покрытыми войлоком.

Литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерева, войлока, кожи. Литавры похожи на большие котлы, обтянутые кожей.

Малый барабан. Звуки малого барабана в отличие от гулкого большого барабана более сухие. Его называют иногда военным барабаном. Звук отрывистый и сухой. Играют на нём палочками.

Некоторые ударные инструменты делаются из дерева – кастаньеты, ксилофон, другие – из металла: тарелки, треугольники, колокольчики, колокола. Среди деревянных ударных инструментов своеобразно звучит испанский народный инструмент кастаньеты.

Кастаньеты обладают звонким щёлкающим звуком. Они представляют собой две деревянные пластинки, эти деревянные пластинки соединены между собой шнурком. Во время танца кастаньеты одеваются на обе руки-это балетные кастаньеты. При чётком потряхивании кастаньеты звучат. На кастаньетах отстукивают чёткий ритм, что придаёт мелодии характерность.

Ксилофон – один из ударных инструментов, на которых можно играть мелодии. Он состоит из деревянных брусков различной длины, которые звучат по-разному. У ксилофона звонкий отрывистый звук. Играют на ксилофоне с помощью палочек.

Тарелки – один из древних инструментов. Звук резкий, блестящий. При резком ударе одной тарелкой о другую они звучат пышно, звеняще. При ударе по ним специальными щёточками тарелки могут звучать тихо, таинственно.

Треугольник.  Этот инструмент вам хорошо знаком. Звук треугольника чистый, звонкий, прозрачный, нежный.

Колокола. Есть такой инструмент, который очень похоже передаёт звон колоколов, он так и называется – колокола. Но внешне этот инструмент совсем не похож на колокола, он представляет собой металлические трубки разного размера, свободно развешенные на перекладине. Если по ним ударить специальной колотушкой, то раздаётся колокольный звон.

Колокольчики.  Этот инструмент похож на металлофон по звучанию. По металлическим пластинкам, расположенным в два ряда, ударяют палочками или молоточками. Звучат колокольчики нежно, чисто, звонко.

Список литературы

  1. «Дошкольная педагогика» журнал
  2. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет»
  3. Рытов Д.А «Домашний оркестр для весёлого праздника»
  4. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
  5. Малыгина М.П. «Сказки-шумелки»

музыкальный руководитель Титова Елена Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Путешествие в сказочную страну «Симфонический Оркестр»в гости к семейству струнно-смычковых инструментов"

Цель:  Расширить  знания  детей  об инструментах  симфонического оркестра.Задачи:1. Познакомить  детей   с  новыми музыкальными понятиями такими...

Презентация "Путешествие в сказочную страну "Симфонический оркестр" в гости к семейству деревянно-духовых и медно-духовых инструментов"

Презентация может использоваться на музыкальном занятии у детей старшей и подготовительной группы.Ребята знакомятся с инструментами деревянно-духовой и медно-духовой группы симфонического оркестра.Уча...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...

"Музыкальные инструменты в гостях у ребят"

Програмное содержание:-обобщить представление о музыкальных инструментах.-развивать слуховое восприятие и внимание.-продолжать развивать мелкую моторику рук.-воспитывать любовь к музыке....

Развлечение " Русские народные инструменты в гостях у ребят"

Под музыку дети едут на машинах в мастерскую к деду Василию за русскими народными инструментами - ложками. Там с ним играют, поют песни, загадывают загадки, шутят и танцуют....

Развлечение "Ударные инструменты в гостях у ребят"

Сценарий развлечения "Ударные инструменты в гостях у ребят"...