Проектная деятельность как составляющая технологии «субъект - субъектного» взаимодействия Л.В.Свирской
статья (подготовительная группа)

Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО. Уникальным средством их достижения, на наш взгляд, является технология проектирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.proektnaya_deyatelnost.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как составляющая технологии «субъект - субъектного» взаимодействия Л.В.Свирской

В современном обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса формирования у воспитанников личностных качеств, позволяющих эффективно развиваться в реальной жизни.

Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО. Уникальным средством их достижения, на наш взгляд, является технология проектирования.

Технология проектирования, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект-субъектном» подходе, а не исполнителей указаний взрослых.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Л.В. Свирская – доцент кафедры дошкольного образования Новгородского центра развития образования, кандидат педагогических наук, разработала технологию проведения группового сбора«детский совет», целью которой является вовлечение детей старшего дошкольного возраста в проектирование. Данная технология построена на основе международной программы «Сообщество», проверена многолетней практикой и адаптирована Л.В. Свирской для работы с дошкольниками. Её ценность заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.

Как мы начали внедрение технологий проектной деятельности и «детский совет»?  Во-первых, начали с трансформации развивающей предметно-пространственной среды: определили уютный уголок в помещении групповой, где можно спокойно и доверительно общаться. В определенное время, утром, примерно в 9.00 и вечером, с 16.30 звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, и дети спокойно собираются. Таким образом, «Детский совет» в нашей группе проходит два раза в день.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребёнок еще не может самостоятельно найти противоречие, сформулировать проблему, определить цель (замысел) именно поэтому в ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители, что объединяет всех участников воспитательно-образовательного процесса. Вместе со взрослыми (педагогами, родителями)  ребенок познает мир, учится жить в нем. Однако спецификой использования метода проектов в ДОУ проявляется в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

по тематике

- творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника;

- исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;

 -игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;

- информационные - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.);

по составу участников

- индивидуальные ;

- подгрупповые;

- групповые;

по срокам реализации

- краткосрочными;

- средней продолжительности;

- долгосрочными

Этапы проектной деятельности

На первом этапе создается  ситуация, в ходе которой ребенок должен быть мотивирован на решение задач и самостоятельно прийти к формулировке проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта.

На втором этапе разрабатывается совместный план действий по достижению цели. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, происходит распределение ролей.

Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

Третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Воспитатель направляет и контролирует осуществление проекта.

Четвёртым (заключительным) этап работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

              

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. При ведении детского совета взрослый – это модератор (администратор, ведущий или координатор).  

Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; так же предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов.

Воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. Конечно это невозможно без взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность способствует субъект – субъектному  взаимодействию, ребёнок – родитель, педагог- родитель. педагог-ребёнок.

Так технологии: проектной деятельности и  «детский совет» позволяют эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Ребенок не просто рисует, а украшает, не просто конструирует из бумаги, а изготавливает функциональный бинокль, не просто классифицирует картинки, а  составляет рецепт приготовления пищи, не просто считает, а ведет счет ингредиентов. Таким образом, каждую минуту жизни утверждается позиция ребенка, как вполне взрослого осознанного ответственного человека, независимо от его возраста.

Несмотря на постоянно возникающие вопросы, мы работаем, радуемся процессу совместной деятельности, где-то ошибаемся, но ошибки – это тоже шанс научиться чему-либо. И мы учимся!!!                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."

презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."...

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология «Детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия

В статье показано, как технология «детский совет» позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основ...

Организация образовательной деятельности в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия"

Попробуем обозначить проблемные поля,  мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО...

Проектная деятельность как составляющая технологии субъект –субъектного взаимодействия Л.В.Свирской

Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Мастер класс для воспитателей "Субъект - субъектное взаимодействия детей и педагогов в процессе развития ребёнка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76 г. Челябинска»ул. Котина, 50; конт. тел. 772-86-29, e-mail:  sadik.76@yandex.ru...