Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по повышению мотивации к обучению.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

В  подготовительной группе интерес детей к учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания непосредственной образовательной деятельности (хотя этот  учитывается  педагогом при отборе содержания для детских рассказов, для рисунков, аппликаций и т.д.), но и в связи с осознанием детьми значимости занятий для будущего обучения в  школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста

по повышению мотивации к обучению.

    Усвоение знаний об окружающей действительности в дошкольном детстве характеризуется своей непреднамеренностью. Ребенок-дошкольник учится главным образом в процессе игры, в процессе жизненной практической деятельности или в непосредственном общении со взрослыми. Играя, слушая сказки и рассказы, участвуя в других видах дошкольных занятий (лепке, рисовании, ручных поделках и т.п.), он знакомится с миром окружающих его предметов. 

      Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, то есть психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т. е. проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, занятий, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. 

      Первое требование к учебно-дидактическим играм, непосредственной образовательной деятельности, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям: 
 

  • способность порождать интерес у детей; 
  • предоставление детям возможности проявить свои способности; 
  • вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; 
  • обеспечение самостоятельности в поиске-знании, в формировании умений и  навыков; 
  • доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков; 
  • получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней новых знаний, умений и навыков. 

 

    Для повышения мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста в  ДОУ используются следующие методы и приемы:  

  • досуги, развлечения 
  • НОД 
  • развивающие игры (познавательного характера)  
  • сюжетно-ролевые игры 
  • беседы 
  • экскурсии 
  • чтение художественной литературы 
  • беседы, консультации для родителей 
  • оформление наглядной агитации для родителей 
  • специально организованная предметно-развивающая среда «Мини класс» 
  • созданы уголки: «Уголок экспериментирования», «Уголок умных книг».  

   

  Во время бесед с детьми воспитатель может объяснить детям, зачем ходят в школу. Это лучше сделать в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе.  

 

    Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать  детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать  школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. 

      

     В  подготовительной группе интерес детей к учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания непосредственной образовательной деятельности (хотя этот  учитывается  педагогом при отборе содержания для детских рассказов, для рисунков, аппликаций и т.д.), но и в связи с осознанием детьми значимости занятий для будущего обучения в  школе. Воспитателю, важно время от времени «перекидывать мостик» от НОД к уроку. (Например: -Ребята, в школе вы, так же как и сейчас, будете учиться составлять задачи. Или: - В школе вы тоже будете учиться внимательно, рассматривать картины и рассказывать о том, что на них нарисовано. Давайте научимся сейчас, тогда в школе у вас это будет лучше получаться.) 

 
    Особый интерес у детей вызывают беседы, игры, в которых они что-то узнают про школу, готовят пособия, которыми они будут пользоваться, став учениками. Так, например, дети слушают рассказы о школе, рассматривают школьные принадлежности, готовят закладки для книг, счетный материал. Иногда воспитатель может предложить: «Давайте сегодня будем заниматься так, как будто мы в школе». Подобная полу игровая ситуация положительно влияет на активность детей. Следует, однако, подчеркнуть, что этот прием         ни в коей мере не должен приводить к копированию урока. 

 
      Формы приближения старших дошкольников к школе могут быть различными, но все они должны быть связаны с активной деятельностью детей, например, рисование на тему «Как мы готовимся к школе» с последующим рассказыванием, сбор природного материала для уроков труда и т.д. Все задания входят в комплекс воспитательной работы, направленной на ознакомление детей со школой. 

 
   Путем интересных рассказов, описывающих разные ситуации, будто бы происходивших с воспитателем, когда он учился в школе, педагог знакомит воспитанников со многими правилами поведения на занятиях, не прибегая к нравоучениям. Подобные рассказы, несмотря на их простоту, очень эмоционально воспринимаются детьми: ведь это случаи из жизни их воспитателя! (Можно заменить их рассказами о лесной школе, о различных ситуациях, которые происходят с лесными обитателями). Так перед дошкольниками раскрывается их ближайшее будущее: жизнь в школе среди сверстников, а школьные правила предстают в виде конкретных жизненных ситуаций. 

 
     Одной из форм формирования учебной мотивации является проведение экскурсий в школу, встреч с учителем и учениками. Данные мероприятия помогут создать у ребенка положительную установку на учебу в школе. Наши воспитанники  посещают ГБОУ лицей №1598, где их всегда с радостью встречают педагоги, показывают классы, рассказывают о школе, дети посещают школьные музеи. 

 

     Важнейшим средством формирования положительного отношения к школе является игра. Игра является социальной практикой ребенка, т.е. проникает в различные виды деятельности, в том числе учение. В игре оказывает комплексное воздействие на развитие всех сторон психики ребенка, в ней развиваются общение, произвольность, стремление к познанию, мотивационная сфера,  и т.д. При организации игры в школу воспитатели, педагог-психолог используют сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии  (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки (Карлсона)– ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки (Карлсона) выполняет кукла, затем любой из детей по желанию. 
    Л.И. Божович отмечала, что если во время игры в «школу» дети предпочитают роль учеников, то есть эта роль кажется им особенно значимой, то у ребенка сформированы элементы мотивационной готовности. Игра «в школу» имеет огромное значение, где каждый ребенок должен побыть и в роли ученика и в роли учителя. В процессе проведения этой игры надо показать детям примеры взаимодействия учеников между собой, учить их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной деятельности. 

      Положительное влияние на формирование  мотивации  к обучению оказывает создание в детском саду особой развивающей среды – зона «мини-класс».  

    В оборудование этой зоны включены: доска ученическая, парта, стулья, специально оформленный стенд, на котором помещаются школьные принадлежности так, чтобы дети имели доступ к ним.  

Здесь же оформлен «уголок умных книг» или если нет возможности можно разложить на отдельном столике учебники и книги для 1-го класса и написать: «эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Поместить на стенах «мини класса» картинки и фотографии, отражающие жизнь в школе. 
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован. Например, организуя сюжетно-ролевые игры в школу в «мини-классе», рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, нужно активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. 

   По результатам проводимых исследований (методики разработанные Н. И. Гуткиной, тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность»)  педагогом-психологом на сформированность мотивации к обучению у детей старшего дошкольного возраста нами получены следующие результаты: 

 

 
    В формировании  у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья.    Все то, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение и, как следствие большой интерес к новой социальной позиции школьника, стремление к получению новых знаний. Важно, чтобы сообщаемая родителями информация вызывала у ребенка живой отклик, чувство радости, сопереживание, желание учиться. 
     Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместное совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, знаний. 
Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается. 

 

       Поэтому при планировании работы детского сада  по формированию готовности ребенка к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями:  

  • организация консультативно-методической помощи родителям,  
  • проведение собраний, бесед, анкетирования;  
  • оформление стендов, буклетов, папок-передвижек, содержащих практические рекомендации для родителей;  
  • проведение «Дней открытых дверей»; 
  • совместные игры детей, родителей и педагогов в «школу»; 
  • в «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с ребенком, сценарии игры в «школу», картинки из школьной жизни для обсуждения. 

 
    Задача воспитателя и родителей не в том, чтобы как можно больше сообщить детям знаний о школе и школьниках. Это все они узнают после поступления в школу. Главная наша цель состоит в том, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать стремление, осознанное желание учиться в школе, получать новые знания и естественно связать его с интересными детскими играми, делами, т.е. с жизнью школьников. 

 

     При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания.  

    Но и в тоже время процесс обучения должен быть для детей радостным позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию. 

   Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон. 

 

Список используемой  литературы 

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков, М. 1972г. 

2. Будницкая И. Ребёнок идет в школу / Библиотека для родителей. М.: 1995. 

3. Гринева М. Внутренняя позиция школьника/Дошкольное воспитание №4 2009г. 

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб, 2004г. 

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991г. 

6. Мухина В. Возрастная психология. М, 1998г. 

7. Немов Р. Психология 

8. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977 

9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003 

10. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности,  Ярославль, 1991г. 

11. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, №5, 1994. 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста «Чайхана»

ЦЕЛЬ: Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.).ЦЕЛЬ: 1. Ознакомлени...

Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В наше время, время высоких скоростей, целенаправленная деятельность по своевременному предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у дошкольников навыков осознанного безопа...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Анализ особенности поведения воспитателя в ООД в процессе взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста

Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Необходимо подходить к проведению занятий очень творчески, всегда учитывает социально-психологическое состояние груп...

Анализ особенности поведения воспитателя в ООД в процессе взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста

Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Необходимо подходить к проведению занятий очень творчески, всегда учитывать социально-психологическое состояние груп...