Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста «Чайхана»
классный час (старшая группа) на тему

Захраббекова Исли Магомедовна

ЦЕЛЬ: Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.).

ЦЕЛЬ: 1. Ознакомление детей с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.);

2.Развитие активности, самостоятельности; способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия;

3. Воспитание уважения и интереса к людям разных национальностей, их культуре (татарской культуре). Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса.

 Из истории праздника.   Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что   «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни. Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую чашку со свежезаваренным чаем. Обязательными предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки.

До блеска начищенный самовар с заварным чайником на конфорке должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники, и в будни.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития и гостеприимства у татар.

А кто мне скажет? Что такое чай?

Дети: Чай – это напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение. У чая мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.

Воспитатель: Из чего делают чай?

Дети: Из листьев дикого чая.

Восп.: Как делают чай?

Дети: Собранные листья высушивали.

Восп.: А какая страна является родиной чая?

Дети: Китай.

Восп.: Где кипятили чай татары?

Дети: В самоваре.

Восп.: Самовар стал традиционным татарским сувениром. Самовары растапливали углями и сосновыми шишками. Вода в нем не остывает. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще самовары, порой подлинные произведения искусства.

Рассказ о чае.

Восп.: Чаепитие у татар с давних времен. Чай к нам пришел из Китая. Из-за того, что чай привозили из далека, он был очень дорогим.Был очень ценен. Постоянное употребление настоящего чая было в основном привилегией зажиточных крестьян, богатых горожан. Они же могли позволить себе покупку лимонов, фиников, инжира и других фруктов, которые считаются обрядовыми у мусульман.

Татарский народ с давних времен был гостеприимным. Они умели делать чай из смеси различных трав: душицы или зверобоя, мяты, листьев дикой малины, смородины и вишни. Собранные листья высушивали, а затем "морили" в печи, так что по цвету домашний чай почти не отличался от черного, а по степени полезности и по вкусу, очевидно, превосходил его.

Татарский народ всегда встречал гостей с улыбкой на лице и поил чаем. С самого утра в каждом доме кипятили самовар, повсюду был вкусный аромат чая. Чай пили с ягодами, медом, лимоном. Умелые хозяйки с утра к чаю готовили вкусные блины. На каждом торжестве Чай занимает особое место. Готовится с любовью.

Чай к тому же очень полезен.

Восп: Поиграем в чайхану.

Сначала вспомним пословицы про чай и гостеприимство, и как нужно вести себя в гостях.

Дети: Чай пить - не дрова рубить.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Гость на порог, счастье в дом; и т.д.

Восп.: Хозяйкой чайханы будут наши дети из группы. Будут еще несколько помощников. Остальные дети будут посетителями чайханы.

Восп.: Вы с родителями ходили в чайхану? Если нет, то сегодня мы вместе сходим в чайхану. А сейчас поделим роли: кто-то будет сервировать стол для чайной церемонии, кто–то подносить чай к столу, а кто-то будет посетителем. ( Делятся роли)

Поход в чайхану - это то же самое, что идти в гости. Поэтому нужно приходить опрятными, чистыми, аккуратно причесанными. Наш народ издревле считался чистой, красивой нацией.

(Игра начинается.)

Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу чайхану. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В наше время, время высоких скоростей, целенаправленная деятельность по своевременному предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у дошкольников навыков осознанного безопа...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Анализ особенности поведения воспитателя в ООД в процессе взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста

Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Необходимо подходить к проведению занятий очень творчески, всегда учитывает социально-психологическое состояние груп...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

Реализация программы экономического образования с детьми старшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие в весенний лес».

Непосредственно образовательная деятельность по реализации области познавательное развитие  на тему: "Путешествие в весенний лес" способствует обобщению и систематизации знаний детей о ...