Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста «Чайхана»
классный час (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.).
ЦЕЛЬ: 1. Ознакомление детей с назначением чая, видами и сортами чая. Знакомство с правилами приема гостей, традициями татарского чаепития, сервировка стола и угощениями на чаепитие(чак-чак, эчпочмак, бэлэш, пэрэмэч, кыстыбый и т.д.);
2.Развитие активности, самостоятельности; способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия;
3. Воспитание уважения и интереса к людям разных национальностей, их культуре (татарской культуре). Воспитание бережливости, аккуратности и эстетического вкуса.
Из истории праздника. Ритуал чаепития – «чей эча» – настолько вошел в татарский быт, что «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни. Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую чашку со свежезаваренным чаем. Обязательными предметами сервировки чайного стола, кроме чашек, являются индивидуальные тарелки, сахарницы, молочники, чайные ложки.
До блеска начищенный самовар с заварным чайником на конфорке должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники, и в будни.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Воспитатель: Дети сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития и гостеприимства у татар.
А кто мне скажет? Что такое чай?
Дети: Чай – это напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение. У чая мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.
Воспитатель: Из чего делают чай?
Дети: Из листьев дикого чая.
Восп.: Как делают чай?
Дети: Собранные листья высушивали.
Восп.: А какая страна является родиной чая?
Дети: Китай.
Восп.: Где кипятили чай татары?
Дети: В самоваре.
Восп.: Самовар стал традиционным татарским сувениром. Самовары растапливали углями и сосновыми шишками. Вода в нем не остывает. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще самовары, порой подлинные произведения искусства.
Рассказ о чае.
Восп.: Чаепитие у татар с давних времен. Чай к нам пришел из Китая. Из-за того, что чай привозили из далека, он был очень дорогим.Был очень ценен. Постоянное употребление настоящего чая было в основном привилегией зажиточных крестьян, богатых горожан. Они же могли позволить себе покупку лимонов, фиников, инжира и других фруктов, которые считаются обрядовыми у мусульман.
Татарский народ с давних времен был гостеприимным. Они умели делать чай из смеси различных трав: душицы или зверобоя, мяты, листьев дикой малины, смородины и вишни. Собранные листья высушивали, а затем "морили" в печи, так что по цвету домашний чай почти не отличался от черного, а по степени полезности и по вкусу, очевидно, превосходил его.
Татарский народ всегда встречал гостей с улыбкой на лице и поил чаем. С самого утра в каждом доме кипятили самовар, повсюду был вкусный аромат чая. Чай пили с ягодами, медом, лимоном. Умелые хозяйки с утра к чаю готовили вкусные блины. На каждом торжестве Чай занимает особое место. Готовится с любовью.
Чай к тому же очень полезен.
Восп: Поиграем в чайхану.
Сначала вспомним пословицы про чай и гостеприимство, и как нужно вести себя в гостях.
Дети: Чай пить - не дрова рубить.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Гость на порог, счастье в дом; и т.д.
Восп.: Хозяйкой чайханы будут наши дети из группы. Будут еще несколько помощников. Остальные дети будут посетителями чайханы.
Восп.: Вы с родителями ходили в чайхану? Если нет, то сегодня мы вместе сходим в чайхану. А сейчас поделим роли: кто-то будет сервировать стол для чайной церемонии, кто–то подносить чай к столу, а кто-то будет посетителем. ( Делятся роли)
Поход в чайхану - это то же самое, что идти в гости. Поэтому нужно приходить опрятными, чистыми, аккуратно причесанными. Наш народ издревле считался чистой, красивой нацией.
(Игра начинается.)
Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу чайхану.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0389.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0390.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0391.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0392.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0393.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0397.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0402.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0406.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/15/dsc_0413.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831174-1476457618.jpg)
Реализация инициативы по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
В наше время, время высоких скоростей, целенаправленная деятельность по своевременному предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у дошкольников навыков осознанного безопа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-859156-1480436863.jpg)
Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»
Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/11/picture-1152460-1562816855.jpg)
Методическая разработка "Использование авторского интерактивного образовательного ресурса «Веселые путешественники» в реализации тематической недели «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: расширение, закрепление и обобщение представлений детей о транспорте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/14/picture-445335-1400090145.jpg)
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...
Реализация программы экономического образования с детьми старшего дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321722-1382373119.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие в весенний лес».
Непосредственно образовательная деятельность по реализации области познавательное развитие на тему: "Путешествие в весенний лес" способствует обобщению и систематизации знаний детей о ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-787305-1506794189.jpg)
Использование авторского интерактивного образовательного ресурса «Веселые путешественники» в реализации тематической недели «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста
В последние годы отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей....