«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»
статья (младшая группа)

Комарова Ирина Ивановна

Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»

Сообщение из опыта работы

на педагогическом совете

педагога-психолога

Комаровой Ирины Ивановны

17.10.2019 года

Цель нашей работы - это обеспечение всестороннего развития детей, одной из основных задач является создание условий для легкой и безболезненной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. 

Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей. Основная ответственность за успешную адаптацию ребенка к нашим условиям ложится, на наши плечи, на плечи педагогов. От того насколько детям будет комфортно у нас зависит их эмоциональное, психическое и физическое состояние и настроение. Поэтому, так важно грамотно подготовиться к первой встрече с новыми воспитанниками. Для более эффективной организации нашей работы заранее знакомимся и получаем информацию о поступающем ребенке, чтобы ему легче и успешней привыкнуть к новым условиям пребывания. В адаптационный период организация работы в группах строится следующим образом:

Создание благоприятной атмосферы.

Педагоги проводят с родителями беседы, они рассказывают, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомят с режимом дня, вместе обсуждают, как облегчить период адаптации. Педагоги формируют и у ребенка положительную установку, желание идти к нам. Это зависит в первую очередь от их умений и усилий создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группах. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, то у него исчезнут волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среду в группах разместили так, чтобы ребенок мог уединиться, где чувствовал бы себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, в наших группах есть сухой бассейн, домики, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Дети групп чувствуют себя комфортно в период адаптации в домике, другим нравится находится в бассейне с шариками.

Планета детства

В возрасте от 1,5-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, игра в этом возрасте пока не сформировалась. В этом возрасте взрослые выступают для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации лучше использовать простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря этим играм, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки).

Монтессори терапия.

Дети очень любят игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом такие игры легко организовать на улице. Для разнообразных и увлекательных игр педагоги могут использовать шарики разной конфигурации и объема, ложки, сита. Дети могут купать в воде резиновые игрушки, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики.

Центр изобразительного творчества

Изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. В наших группах есть Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Он помогает решать проблемы в период адаптации и так же в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, подводя итог всему вышесказанному, еще раз стоит отметить, что период адаптации ребенка к условиям детского учреждения тесно связан с решением семьей определенного ряда задач. В том случае, если семья не способна самостоятельно решить возникшие трудности, это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Поэтому для избегания тяжелых дезадаптивных проявлений воспитателям, педагогу-психологу необходимо наладить тесную работу с семьей. Период адаптации ребенка с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка, и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери, необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой адаптационный потенциал. В то же время самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в детское учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)

Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....