Разбудим родителей
консультация

Марьясова Екатерина Ильинична

Порой взрослые уверены, что развитие ребенка происходит само собой: малыш растет, становится крепче, умнеет, незаметно усваивает знания и навыки. Такое заблуждение может привести к непониманию своих детей, а следствием этого будут проблемы в семье, садике, школе. Сегодняшняя потребность к роли родителей в воспитании и развитии детей возрастает. Задача дошкольного образовательного учреждения — изменить отношение родителей, «разбудить» родителей из «пассивных зрителей» и перевести их в «активные участники». Наш коллектив брал за основу все возможные плодотворные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbudim_roditeley.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разбудим родителей!

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И. Даль)

Детские годы нельзя вернуть назад. Они уйдут навсегда, одновременно оставив у ребенка большой след на всю дальнейшую жизнь. Гармонично развитая личность даст ребенку «крылья», с помощью которых он будет «парить как птица в небе» и в садике, и в школе над знаниями, а не нести тяжкий груз «бремени» во время учебы.

Порой взрослые уверены, что развитие ребенка происходит само собой: малыш растет, становится крепче, умнеет, незаметно усваивает знания и навыки. Такое заблуждение может привести к непониманию своих детей, а следствием этого будут проблемы в семье, садике, школе. Сегодняшняя потребность к роли родителей в воспитании и развитии детей возрастает. Задача дошкольного образовательного учреждения — изменить отношение родителей, «разбудить» родителей из «пассивных зрителей» и перевести их в «активные участники». Наш коллектив брал за основу все возможные плодотворные формы работы.

Мы считаем, что с нашим участием взаимодействие между родителями и детьми даст положительные результаты: для родителей понять их важность в развитии малыша, для ребенка массу положительных эмоций, которые благоприятно влияют на все стороны личностного развития.

Работу решили провести во второй младшей группе с нарушениями речи.

Мы поставили задачи:

— выявить характер взаимоотношений в семье;

— определить влияние родителей на ребенка;

— донести до родителей их важность в гармоничном развитии ребенка;

— объединиться с мамами и папами для партнерского сотрудничества;

— постоянно обогащать воспитательные знания и умения родителей;

— вовлекать в совместную деятельность;

— создать комфортные условия для ребенка и родителей.

Принципы нашей работы:

— гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил нам сведения о себе);

— валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

— точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

— надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

— корректность (определяется качеством диагностического материала).

Исходя из принципов и задач, мы выбрали стиль общения — доброжелательный стиль общения. Такой стиль всегда настраивает на позитив и родителей, и педагогов.

Индивидуальный подход необходимо учитывать не только с детьми, но и с родителями, так как все мы с разным темпераментом, восприимчивостью, чертами характера.

Готовимся серьезно и тщательно, любое даже самое незначительное мероприятия нужно основательно спланировать и продумать. Плохо организованное мероприятие может нести негатив.

Советами помогать, а не заниматься наставничеством. Родители всегда считают себя грамотными, поэтому любое наставничество могут воспринять как протест.

Традиционные формы работы с родителями

Посетили семьи воспитанников (для эффективности, мы информировали родителей не только о дате и времени, но и об основной цели визита педагога). Нужно отметить, что в домашней обстановке беседа была более откровенней, мы ознакомились с взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед и наблюдений четко определили проблемы в воспитании. Оказалось, что во многих семьях господствует авторитарный стиль воспитания. Мы провели работу, рассказав родителям о других стилях воспитания. Побеседовали и подвели к выводу, что от того какой стиль преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. После наших трудов многие семьи пересмотрели позицию ребенка в воспитании и постепенно перешли на демократический стиль воспитания. Ребенок стал находиться в активной позиции, прислушиваться к родителям, а они в свою очередь любить, проявлять требовательность и последовательность в соблюдении дисциплины, поощрять инициативу ребенка.

Разместили и оформили родительский уголок

С разными рубриками и темами: «Советы и рекомендации» под руководством педагога-психолога, куда поместили классификацию стилей воспитания, последствия для детей и родителей, от каждого стиля воспитания. Помимо этого поместили папки-передвижки с разными стихами и призывами: «Роль родителей в воспитании». Это помогло нам найти индивидуальный подход к родителям. Ведь как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Организовали «День открытых дверей»

Организовали для того чтобы познакомить поближе родителей друг с другом и специалистами ДОУ: с заведующим, методистом, учителем-логопедом, педагогом — психологом. Показали через театральные, дидактические, подвижные игры, режимные моменты, как живут дети в детском саду. Создали ситуации, в которых родители смогли наблюдать за детьми, что дает возможность маме и папе увидеть ребенка в отличной ситуации от семейной.

Проводили родительские собрания

Доклад воспитателя на темы: «Кризис трех лет», «План мероприятий», «Ребенок не хочет идти в детский садик», «Адаптация ребенка». Мамам и папам объясняли, понятия: кризис, адаптация, новая ступень развития. Обсудили проблемы, возникшие вопросы, дали советы и рекомендации, для успешного и эффективного пути преодоления выше перечисленных тем.

Нетрадиционные формы работы с родителями

Информационно — аналитические формы работы с родителями

Формы такого общения с родителями помогали нам выявить интересы, запросы родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.

Мы организовали: «Почта доверия», «Шкатулка пожеланий и предложений», «Секретная коробочка», в них родители смогли анонимно класть записки, в которых они выражали свое отношение к группе, педагогу, предлагали свои идеи и советы. Мы учитывали и прислушивались к их желаниям. Результат нашей работы — родители почувствовали свою важность в жизни детского сада. Они с большим энтузиазмом принимали участие. Также мы проводили индивидуальные беседы, в стиле «Душевный разговор». Это нас сблизило и установило доверительные отношения между педагогом и родителями.

Познавательная форма

Для успешной работы необходимо познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Организовывали такую работу в виде деловой игры, где ставили родителей на место детей, обыгрывая различные ситуации.

Проводили «Аукцион» на тему: «Помощь в преодолении кризиса трех лет», «Малыш не хочет идти в детский сад» — устраивали «продажу» полезных советов. Усаживали в круг и играли с родителями, в виде денег использовали фантики. Атмосфера после таких игр великолепная с обеих сторон.

Проводили «Вечера вопросов и ответов». Раздавали на таких вечерах брошюры или буклеты, в которых кратко излагали волнующую информацию.

Сблизить родителей и детей, занять позицию родителей как «активных участников» в этом нам помогали «Семинары-практикумы» под названиями «Утренняя гимнастика», «Учим песни»» на творческих занятиях музыкой, физкультурой. Обязательно после каждого мероприятия мы подводили итоги — что понравилось, какие бы советы они хотели дать, что узнали нового, что предложат сами.

Досуговая форма

Досуговая форма помогла нам установить эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми. Мы организовывали праздники по поводу дней рождения детей с хороводом, подарками. Родители и дети занимались украшением группы, участка. Разглядывали семейные фотографии и готовили угощение. Характер общения, положительная атмосфера менялись на глазах. У нас на таких мероприятиях царила не принужденная обстановка. Дети и родители всегда принимали активное участие в таких мероприятиях.

Для активизирования родителей устраивали «Мастер-класс» творческого ремесла, по изготовлению поделок или кулинарного мастерства: «Вышиваем крестиком», «Готовим блинчики с творогом», «Сладкий салат». Родители показывали и рассказывали, что и как они умеют делать, давали советы.

Затем для результативности устраивали выставку поделок или кулинарных произведений искусства.

После таких досуговых форм у всех хорошее настроение, улыбки на лицах.

Наглядно-информационная форма

Показывала родителям наглядно увидеть плод совместного труда. Вместе с мамами и папами мы создали альбом: «Жизнь и творчества ребенка в группе». Поместили его в родительский уголок, там разместили все интересные высказывания малыша на разном возрастном этапе, фотографии воспитанником, родителей и детей на праздниках. А также достижения родителей и детей, награды, грамоты, благодарности.

Сняли фильм «Наши достижения», где показали и рассказали все совместные достижения родителей и детей.

Таким образом, грамотное применение разных форм работы с родителями помогло нам достичь отличных результатов: мамам и папам лучше понять себя и своего ребенка, через совместную деятельность с их малышом. Изменился характер и климат общения педагогов и родителями. Проделанной нами работой мы доказали, что главное заинтересовать и подтолкнуть родителей к действиям, а использовать можно разные формы во взаимодействии с ними. Закончить хотим словами из стихотворения:

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

(Виктория Чам)

Библиографический список

1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика — Синтез, 2007год.

2. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.-сост. — Волгоград: Учитель, 2010. — 123с.

3. Свирская, Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007. — 176 с.

4. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:«Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка,чтобы он не устраивал капризы.»

Тот, кто рано проснулся, вчера вовремя лёг спать. Организм, приученный засыпать и просыпаться в одно и тоже время, легко и привычно переходит из одного состояния в другое. Обязательным является соблюд...

Консультация для родителей. КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ?

КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ? У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка читать. Предлагаю вам методы и советы, которые вам в этом помогут. ...

консультация для родителей «Разбудите в ребенке волшебника»

Консультация для родителей по развитию воображения у детей....

Консультация для родителей "Как разбудить в ребёнке исследователя"

В консультации раскрыты приёмы для развития у детей познавательной активности....

консультация для родителей "Разбудите в ребёнке творца"

Эта статья поможет родителям найти правильное направлении в развитии у детей творческих способностей, сблизит родителей с детьми и даст возможность всей семье фантазировать....

Консультация для родителей "Как разбудить ребенка в садик без слез и истерик?"

Данная консультация поможет родителям разбудить ребенка утром в садик спокойно и без истерик; разобраться в причинах: почему ребенок не хочет вставать по утрам....

Памятка родителям "От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день".

Памятка родителям "От токо, как родители разбудят ребёнка. зависит его психологический настрой на весь день"....