вариатив " Добро пожаловать в экологию"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Козлова Татьяна Леонидовна

дополнительное образование в ДОУ, перспективный план по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа.

Программа дополнительного образования

в подготовительной к школе группе

«Добро пожаловать в экологию»

                                                                             Воспитатели:

                                                                                                     Козлова Т.Л.

                                                                                                     Воспитатель

                                                                                             1 кв.кат

г. Нижняя Тура, 2019

Пояснительная записка

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

 

Программа разработана на основе методической разработки  Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2008

Задачи:

·  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

·  обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

·  воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

·  воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

системное строение природы;

  • понятие "живое" как основа экологического образования;
  • единство живой и неживой природы;
  • приспособление растений и животных к среде обитания и сезону;
  • единство человека и природы как основа экологического сознания.

Ожидаемый результат

Количество учебных часов рабочей программы - 35 часов, из них 4 часа - педагогическая диагностика освоения детьми образовательной области. Продолжительность организованной деятельности не превышает 30 мин. в соответствии с требованиями СанПиН.

Форма контроля - педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - 2 раза в год, сентябрь, май.

Форма промежуточного контроля для детей, в отношении которых уровень освоения программы выявлен как низкий, ниже среднего -промежуточная педагогическая диагностика (устная беседа, выполнение заданий педагога, заполнение диагностической карты) - февраль.

Учебно-методический комплект

1.Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. - М.: Детство-Пресс, 2008

Дидактические материалы

-дидактических игр по экологии для  подготовительной группы:

Оборудование

Уголок природы»

- Календарь природы, модель календаря природы;

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов

бутылки);

- Воронки;

- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);

- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;

- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по разделу «Природный мир»

Сентябрь

1.«Путешествие колоска»

Задачи: Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб.

               Развивать умение различать растения по характерным признакам  (строение колоска, цвет, количество зерен).

               Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше

См.  Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»  стр. 323

2.   «Посещение кафе «Дары осени»

       Задачи: систематизировать представления о фруктах и овощах;   упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах;

                   познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат).

См.  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.327

Октябрь

  1. "Как растения готовятся к зиме" (экскурсия )

Задачи: Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений,

             показать способы приспособления семян к распространению. Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений.

             Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.

См.  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 329

2.«Унылая пора! Очей очарованье!..»

Задачи: Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени. Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.

См.  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 335

3.«Рассказ педагога «Как и для чего человек дышит»»

Задачи: познакомить с дыхательной системой человека;

воспитывать познавательный интерес к изучению строения человеческого тела.

См.  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 338

Ноябрь

  1. «Путешествие в осенний лес».  

Задачи: Обобщать и систематизировать знания детей об осени,      устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме,

              выделять характерные признаки основных периодов и сезона и рассказать об этом,

              развивать логическое мышление, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.340

2.«Для чего растению нужны семена»

Задачи: Закрепить знания о том, что семя - конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни.

             Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш.

             Формировать представление о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 343

3.«Путешествие капельки» Формировать представления детей о круговороте воды в природе.

Задачи: Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде

СМ.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 347

4. «Зачем человеку желудок».

Задачи: Сформировать представление об органах пищеварения.

              Раскрыть функции и значение желудка для организма.

              Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

СМ. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 351

Декабрь

  1. «Клуб знатоков леса»

Задачи: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений к условиям жизни.

             Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

             Развивать доказательную, связную речь у детей

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.353

  1. «Для чего человек ест».

Задачи: Дать детям представление о том, что пища необходима для жизни человека, закрепить знания об основных процессах пищеварения.

          Развивать интерес к строению человека.

См  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 359

Январь

1.« Как живут наши пернатые друзья зимой». Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц, отметить взаимоотношения птиц во время зимовки, вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

См  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 360

  1. « Север- царство льда и снега».

Задачи: Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры,

              устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе, развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

              Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата

См  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.365.

  1. «Что такое огонь?»

Задачи: Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть).

             Познакомить  с историей использования огня человеком.

           Активизировать словарный запас.

См  О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 368

  1. «Колыбельная из двух слов».

Задачи: Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму

См О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 374

Февраль

1.«Лес как экологическая система».

Задачи: Сформировать понятие «этажи леса».

              Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.

              Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 376

2.«Пищевые цепочки в лесу».

Задачи: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторах неживой природы на уровне частных и обобщенных понятий.

          Сформировать представление о пищевой зависимости обитателей леса. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 381

3.«Как животные приспособились к зиме».

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

          Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

          Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.

          Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой.

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 385

4.«Если хочешь быть здоров».

Задачи: Закрепить представления детей о приспособлении человека к зимним условиям жизни.

          Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

          Дать знания об использовании народной медицины при простудных заболеваниях

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.389

Март

1.«Как поссорились март и февраль».

Задачи: Дать знания о жизни животных и птиц.

              Воспитывать интерес к народному календарю.

             Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте

См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 393

2.«Комнатные растения – спутники нашей жизни» (посадка комнатных растений)» 

Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

             Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

           Учить доказательности суждений и речи

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.401

3.«Загадки природы»

Задачи: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).

            Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

          Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 406

4.«Как растет человек»

Задачи: Учить различать появление возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей.

             Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека

См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.412

Апрель

1.«Весенняя экскурсия в лесопарк»

Задачи: Сформулировать представления детей о лесопарке, как сообществе, в котором живут вместе растения(деревья, кусты, травы) и животные(насекомые, птицы, звери).

           Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживание животных.

СМ. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 417

2.«Почему земля кормит»

 Задачи: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.

              Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

См.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр.420

3.«Кто такой человек»

Задачи: Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.

          Показать, что человек больше всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет.

          Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

         Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 422

Май

1.«Весенние заботы птиц»

Задачи: Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.

           Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда(различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.

          Формировать гуманное отношение к птицам.

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 425

2.«Строим экологический город»

Задачи: Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле.

           Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы

См. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»  стр. 430


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

"Добро пожаловать в экологию"

Воспитывать бережное отношение к природе....

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...