Взаимодействие с семьей в непрерывном экологическом образовании
консультация

Марьясова Екатерина Ильинична

Не секрет, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе, к окружающему миру можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Поэтому, работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одно из основных направлений в нашем дошкольном учреждении. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей в непрерывном экологическом образовании

Не секрет, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе, к окружающему миру можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Поэтому, работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одно из основных направлений в нашем дошкольном учреждении. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания.

На базе средней группы я разработала свою систему сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Она состоит из нескольких этапов взаимодействия.

Первый этап: «Просветительский»

Цель — просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.

Задачи: разработка новых форм работы с родителями, реализация планов просветительской работы.

На первом этапе провела следующую работу:

  1. Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание детей». Проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности
  2. Так как в наше время родители очень заняты и не всегда могут посещать родительские собрания (консультации), пришлось придумать новую форму просвещения и консультирования родителей – это листовки-консультации. Листовки выпускаются на различные темы, некоторые из которых предлагают сами родители. Например: « Как ухаживать за домашними животными, комнатными растениями?», «Что такое экология?», « Берегите Природу!», «Наблюдения на прогулках», и т.п. Таким образом, у родителей накапливается материал для домашнего использования.
  3. Также в помощь родителям оформили экологический стенд, в котором помещаем статьи, интересные факты из жизни растений и животных: «лечение чесноком», лекарственные растения, «Бабушкины Советы» и т.д.
  4. Еще один способ размещать информацию – это папки передвижки. В них помещаем информацию о различных экологических играх, опытах, загадки, экологические сказки, стихи, кроссворды, советы.
  5. По результатам анкетирования мы выяснили, что книги о природе (В. Бианки, А. Чарушина и т.п.) есть не у многих родителей. Поэтому, с родителями придумали создать небольшую библиотеку, в которой собираем не только книги, но и видео материал по экологии: «Мир дикой природы», «Морские обитатели», «Океаны», «Сказки про животных и насекомых». Дети с удовольствием стали брать книги, и видеофильмы домой, читать, изучать. А также стали сами делать книги со сказками и фотографиями своих детей.

Результатом этой работы стало проявление интереса родителей к предлагаемой информации, использование и применение полученных знаний дома с детьми.

Второй этап: «Практический»

Цель — совместное сотрудничество педагогов и родителей в экологическом воспитании детей.

Задачи: вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологическую деятельность; создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.

На втором этапе:

  1. Привлекли родителей к участию в оформлении группы и площадки (расписали стену в спальне и в беседке на тему природы, оформили приемную по сказке про животных «Вини Пух), получилось очень красочно.
  2. Родители помогли создать небольшой экологический уголок в группе, помогли пополнить предметно-развивающую среду в экологическом уголке: (макеты сафари, морского дна, природный материал).
  3. С большим интересом проводим выставки поделок. Поделки из природного материала: «Листопад», «Шишки да орешки». Поделки из овощей: «Осенние дары», «Наш огород». Цель выставок: объединить родителей и детей в выполнении совместной творческой работы.
  4. Так же мы проводим семейные фотовыставки на разные темы: «На природе», « В зоопарке», «Поход с семьей», «Домашние любимцы».
  5. Еще наиболее эффективной технологией является метод проектов. В этом году мы провели несколько экологических проектов: «Подкормите птиц зимой». Целью проекта было рассказать детям о зимующих птицах, познакомить с особенностями жизни птиц зимой, с трудностями добывания корма, вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время. Главное задачей стало привлечь внимание еще и родителей к проекту. Родители вместе с детьми сделали кормушки, приносили корм, проводили познавательные беседы с ребятами. «Морские обитатели». Здесь целью проекта являлось ознакомление детей с морем и его обитателями, воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам.

Задачи: Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

-Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.

-Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.

-Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Родители приносили видео фильмы, книги, наглядный материал, фотографии с изображением морских обитателей.

  1. Очень большой интерес родители и дети проявили к проведению в нашей группе» Мини – акций». Мы провели несколько мини – акций:

«Озеленение группы»: Цель акции: познакомить детей с комнатными растениями, способами ухода за ними, бережного отношения к растениям. Дети с родителями не просто приносили в группу комнатное растение, но и проводили познавательную беседу для детей об этом растении, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит.

«Витамины на окне»: В этой акции родители и дети выбирали семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляли посадку семян. После посадки провели консультации о пользе витаминов для нашего организма. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

«Домашние животные»: Цель этой акции: знакомство с домашними животными, как ухаживать за ними, воспитывать чувство ответственности и любви к братьям нашим меньшим. Дети приносили из дома фотографии своих домашних любимцев ( либо самих питомцев) и вместе с родителями рассказывали о них в группе. Так у детей появлялся интерес и желание приобрести домашнего питомца.

Весной планируем организовать мини акцию «Собери мусор – сохрани планету»:

Цель: После схода снега убрать территорию сада от мусора, чтобы развивать желание детей беречь природу, а затем с родителями убирать мусор около своих домов или в парках.

Благодаря нашей работе родители стали активными участниками образовательного процесса, взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми. У родителей появилась заинтересованность самостоятельно повышать экологическую культуру своих детей. Но только совместными усилиями мы можем воспитать будущих созидателей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Методическая разработка. Непрерывное экологическое образование

Я работаю в экологическом  неправлении более 10 лет. Мне хотелось бы поделиться опытом в этом направлении. И так как наше учреждение находится в пригороде С -Петербурга, сама природа, и исто...

Система непрерывного экологического образования в условиях дошкольного учреждения

формирование у ребенка осознанного бережного отношения к природе, любви и заботе о живых организмах...

Взаимодействие с семьей в непрерывном экологическом образовании

Не секрет, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе, к окружающему миру...

Взаимодействие с семьей в непрерывном экологическом образовании

Не секрет, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий ДОУ и семьи. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе, к окружающему миру...

Статья. Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования.

Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования....

«Проектирование модели управления непрерывным экологическим образованием»

Началом формирования экологической культуры и природоохранного сознания по праву можно считать дошкольное детство, как начальной ступени непрерывного экологического образования, так как в этот период ...