Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька"
рабочая программа (старшая группа)

Михновец Елена Алексеевна

дополнительная программа художественной напрвленности "Акварелька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_akvarelka.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

РАССМОТРЕНО:                                         УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом Совете                                 Директор_________Леонова С.С.

протокол № _____

от «___» _________ 20___ г.                             «____» ___________ 20____ г.

        

Дополнительная образовательная программа

художественной направленности

«Акварелька»

Возрастной состав обучающихся  5-6  лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: воспитатель Михновец Е.А.

г. Холмск

2018 г.

Пояснительная записка

       Сейчас современное общество переживает эпоху стремительного прогресса во всех областях жизнедеятельности человека. Наше время – это время перемен. Следовательно, обществу требуются люди, способные находить разные подходы и необычные решения тех или иных задач, умеющие творчески мыслить. Помимо знаний и исполнительности  современному человеку необходимы творческие способности, то есть креативность. Потому что именно это помогает человеку изобретать, придумывать, создавать что-то новое, необычное и проходит через все области его жизнедеятельности. Но способность к творчеству никогда не появится сама по себе, её необходимо развивать. Исходя из этого, возрастает интерес к проблеме развития творчества  детей дошкольников.  

      Способность к творчеству зависит от многих факторов, одним из которых выступает такой психический процесс, как воображение. Развитие, которого в свою очередь зависит от приобретенного человеком социального опыта. В настоящее время приобретение детьми социального опыта происходит  чаще всего через визуальные каналы. На детей обрушивается большое количество негативной информации из телевидения и других источников, что пагубно сказывается на их психике, губит эмоциональную сферу. Потребность в творческом самовыражении у детей снижается. Известно, что ребёнок не может обходиться без возможности свободы проявлений, а в водовороте проблем и забот взрослых он лишается этой потребности. Результатом этого является появление в детских рисунках сюжетов войны, монстры из комиксов и компьютерных игр. У детей пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, чаще используют в своих работах тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, которые отражают агрессию, раздражительность и другие негативные эмоции.

   Сейчас особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание всех необходимых условий для раскрытия максимальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

      Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном возрасте, оно определяет интересы детей, отражает мысли, чувства, отношение к окружающему миру,  затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым, развивая разные её стороны.

     Необходимость развития изобразительного творчества детей становится очевидной. А для этого необходимо создать специальные условия. В работе над развитием детского творчества очень важна роль взрослого. Дети не могут полностью самостоятельно организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Необходим такой взрослый, который не будет подавлять интересы ребёнка, а напротив – позволит самому найти область деятельности, будет стимулировать нестандартные и интересные идеи.

     Исходя из этого,  мною было решено организовать в своей группе кружок  - изостудия «Маленькие художник», для дополнительных занятий с детьми изобразительным  творчеством.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:

Срок реализации программы – 1 год

Продолжительность обучения составляет 72 часа в год.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза неделю по 25-30 минут.

Между занятиями предусмотрены 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Возраст учащихся: От 5 до 6 лет.

Количество учащихся в группе: 21 человек.

Занятия направлены на развитие познавательной сферы, развитие эмоционального интеллекта и развитие художественных умений и навыков.

Цель:

Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.

Программа ставит следующие задачи:

  • формирование у обучающихся аккуратности в работе и трудолюбия, творческого мышления: ассоциативных образов, фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию по мотивам народного орнамента;
  • овладение различными художественными материалами и техниками изображения и декоративно-прикладной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками, эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
  • воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;

                                  Основные методы работы.

Дидактические игры, игровые упражнения, занимательные и требующие творческого подхода задания, проблемно – игровые ситуации.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Общее
кол-во
учебных часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с коллективом.
Инструктаж по ТБ.

1

1

-

2

Построение геометрических фигур

1

1

1

3

Изучение цветов радуги. Смешивание цветов. Различия теплых и холодных цветов.

3

1

2

4

Изображение осенних листьев и деревьев

4

1

3

5

Свет и тени

4

1

3

6

Изображение натюрморта

4

1

3

7

Зимняя сказка

5

1

4

8

Изображение стилизованных животных

6

1

5

9

Изображение любимых сказочных героев

2

1

1

10

Растительный мир

2

1

1

11

Портрет

5

-

5

12

Изображение стилизованных цветов

3

-

3

13

Изображение открытки

3

-

3

14

Ознакомление с росписью

6

1

5

15

Декоративно-прикладное искусство

5

1

4

16

Пейзаж

4

1

3

17

Изображение транспорта

2

-

2

18

В мире прекрасного: произведения русских художников

3

-

3

19

Оформление выставки

2

2

-

20

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

67

Содержание программы

«Акварелька»

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка на год. Правила техники безопасности.
Организация рабочего места. Чем и как работают художники. Как нужно держать кисть и карандаш. Материалы, необходимые для художественного творчества.

        Практика: рисунок на свободную тему.

        Оборудование: карандаш, ластик, акварель или цветные карандаши.

2. Тема:  Построение геометрических фигур.

Практика: учимся рисовать квадрат, треугольник, шар, овал, прямоугольник.

Оборудование: карандаш, ластик.

3. Тема: Изучение цветов радуги.

Изучение цветов. Смешивание их на палитре. Различие теплых и холодных
цветов. Разновидность акварели.

Практика: рисуем радугу.

Оборудование: акварель, кисти.

4. Тема: Изображение осенних листьев и деревьев. 

Практика: изображение веток с листьями березы, клена, рябины, дуба и дерева без листьев.

Оборудование: карандаш, акварель.

5. Тема: Понятие света и тени. Огонь как источник света.

Практика: рисуем яблоко, показывая свет и тень на нем.

Оборудование: акварель кисти.

6. Тема: Изображение натюрморта.

Практика: геометрические фигуры и фрукты.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти, палитра, наглядные пособия.

7. Тема: Зимняя сказка.

Практика: рисование снежинки, елочки, Снегурочки, деда Мороза.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

8. Тема: Изображение стилизованных животных.

Практика: изображение бабочки, рыбы, птицы, утки, зайца, пони.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти.

9. Тема: Изображение любимых сказочных героев.

Практика: изображение героя по выбору.

Оборудование: карандаш, акварель, кисти.

10. Тема: Растительный мир.

Практика: изображение листьев и ягод.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

11. Тема: Портрет.

Практика: : научить детей как выбирать наилучшую точку зрения, с которой модель смотрится наиболее интересно и выразительно. Правильно уточнять пропорции лицевой части.

Оборудование: альбом, краски, ластик.

12. Тема: Изображение стилизованных цветов.

Практика: изображение тюльпана, колокольчика, нарцисса.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

13. Тема: Изображение открытки.

Практика: изображение открытки к празднику.

Оборудования: акварель, карандаш, кисть.

14. Тема: Ознакомление с росписью.

Практика: гжель, полхов-майдан,  городецкая роспись, хохломская роспись.

Оборудование: гуашь, кисти.

15. Тема: Декоративно-прикладное искусство.

Практика: лепка домашних животных из пластилина. Аппликации «Кораблик», «Собака». Аппликации из сухих листьев «Рыбка».

Оборудование: пластилин, ножницы, цветная бумага, сухие листья, клей.

16. Тема: Пейзаж.

Практика: изображение времен года.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

17. Тема: Изображение транспорта.

Практика: изображение авто- и авиатранспорта.

Оборудование: акварель, карандаш, кисти.

18. Тема: В мире прекрасного.

Знакомство с произведениями русских художников. Анализ произведений. Экскурсия в выставочный зал.

19. Тема: Оформление выставки рисунков.

20. Итоговое занятие.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы  и делятся на три группы:

1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

2. Практические умения и навыки.

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу  обучения:

1. Дети должны знать:

  • правила техники безопасности и личной гигиены при работе в изостудии;
  • основы соотношения света и тени;
  • понятие теплого и холодного цвета;
  • понятие цветового круга, правила смешивания цветов;
  • понятие композиции и принципы ее построения;
  • значение фона в работе;
  • понятие «иллюстрация»;
  • понятие симметрии;
  • виды и символы орнамента;

2. Дети должны уметь:

  • правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
  • стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;
  • передавать в тематических рисунках пространство;
  • работать кистью по готовому фону;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно переработанных форм животного и растительного мира;
  • рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы народной росписи;
  • применять в рисунках средства выразительности;
  • должны научиться выполнять плоские аппликации;  
  • лепить простейшие фигуры.

3. Дети приобретут:

  • навыки аккуратности и трудолюбия;
  • основные навыки работы в группе.

  • умение самостоятельно рассуждать о произведениях искусства;
  • уверенность в своей способности творить;
  • умение работать в группе;
  • навыки культурного общения со сверстниками.


Методическое обеспечение программы

Изобразительное творчество детей младшего возраста имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества (живопись, графика); у других отмечается колебания и медлительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; многие болезненно реагируют на замечания.

Главная трудность для педагога - преодолеть склонность детей рисовать готовыми штампами, нередко сформированными в более раннем возрасте. Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий.

Формы занятий, планируемых по основным разделам программы, подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются как традиционные формы (беседы, практические упражнения детей с различными материалами), так и ряд активных форм.

 Рассматривание вместе с детьми репродукций картин известных художников способствуют развитию высокой эстетической взыскательности и художественного вкуса обучающихся, самостоятельности суждений; пониманию терминологии изобразительного искусства, воспитанию любви к сокровищам национальной культуры и произведениям мировой культуры.

Обязательным элементом по окончании изучения каждого раздела должно стать оформление выставок работ учащихся. Пусть это будет учебные выставки, но их воспитательный эффект значителен: они содействуют развитию художественного вкуса детей; способности самостоятельно формировать экспозицию; подбирать работы и впоследствии принимать непосредственное участие в оформлении школы.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, фотографии скульптур.

2. Литература по искусству.

3. Натюрмортный фонд.

4. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, кисти, бумага и т.д.).

5. Компьютер.

6. Столы, стулья.

Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

Формы подведения итогов по каждому разделу программы определяются конкретными учебными и воспитательными целями.Особенно высокий стимулирующий эффект для обучающихся создает такая форма подведения итогов: как их участие в выставках, организуемых на базе дошкольного учреждения.

Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов.

  1. САН и ПИН для учреждений дополнительного и профессионального образования.
  2. Устав МБДОУ №5 «Радуга»  г. Холмска.
  3. Типовое Положение об МБДОУ №5 «Радуга»  г. Холмска.
  4. Конвенция о правах ребёнка.
  5. Закон РФ «Об образовании».
  6. Закон Сахалинской области «Об образовании».
  7. Областная программа «Одарённые дети».
  8. Декларация прав ребёнка.
  9. Конституция РФ.


Список литературы:

Литература для педагога:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М.. Просвещение, 1984.

2. Дранов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и

логического. - Санкт-Петербург; Каро, 2004.

3. Коротеева Е.И. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2000.

4. Мосин И.Г. Рисование. - У-Фактория, г. Екатеринбург, 1997.

5. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство». Рабочая тетрадь.

Ч. 1,2. «Владос», 2000.

6. «Искусство - детям», учебное издание - серия выпусков, М., «Мозаика-Синтез», 2005

Литература для обучающихся и родителей:

1. Пал Корчмарос «Хорошо-заточенный-карандаш» рассказывает волшебные истории,

Москва, Тип. МГПУ им, В.И. Ленина

2. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. - М.: Просвещение, 1996.

3. «Художественная галерея», Киев, Юнивест-Маркетинг, 2004-2005.

4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.

5. Рогов А.П. Кладовая радости. - М.; Просвещение, 1982

6. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф. Этюды об изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1994.

7. Ивасенко А. Когда я буду художником. М.: Дет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...