Формирование финансовой культуры у дошкольников
статья

Смирнова Наталья Анатольевна

В данной статье рассмотрен вопрос формирования финансовой культуры у дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена изменением экономических условий, в которых воспитываются наши дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f._g.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой культуры у дошкольников

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос формирования финансовой культуры у дошкольников. Актуальность данной темы обусловлена изменением экономических условий, в которых воспитываются наши дети.

Ключевые слова: детский сад; финансовая культура.

25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 г.г.».

Планируя работать над этой темой, мы задались вопросом: с какого возраста можно включать работу по развитию финансовой культуры у детей в детском саду.

Сегодня наши дети живут в иных экономических условиях, они рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с такими понятиями как «реклама», «деньги», «товары», «цены», «экономить», «дешево», «дорого», ходят с родителями в магазины, участвуют при покупке и продаже товаров.

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека.

Педагоги, которые уже занимаются проблемой формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста считают, что работу можно начинать с раннего возраста.

Мы начали разрабатывать эту тему, так как уверены, что необходима преемственность в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Изучая опыт работы по данной теме, мы познакомились с образовательной программой «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л. В. Стахович, проанализировали методическую литературу и разработали план своей работы с детьми.

Цель нашей работы – социально – личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования финансовой культуры.

Свою работу мы направили в первую очередь на формирование нравственных качеств, таких как, бережливость, трудолюбие, уважение к результатам труда взрослых, ответственное отношение к чужим вещам, а в старшем дошкольном возрасте работа еще и направлена на формирование экономических категорий.

Большое внимание уделяем проектной деятельности. На данный момент мы работаем над проектом «Маленький финансист». Участниками проекта являются дети второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели.

В начале нашей работы мы провели анкетирование родителей, чтобы определить, насколько родители заинтересованы в формировании у дошкольников финансовой культуры. Результаты анкет показали, что 84% родителей считают целесообразным начинать формирование финансовой культуры у детей с дошкольного возраста, 79% родителей ответили, что у них существует необходимость в получении информации о том, как организовать обучение и воспитание ребенка в области финансов в семье.

Нами были проведены ряд консультаций для родителей: «Труд – это основа человеческой жизни», где мы рассказали о важности воспитания уважительного отношения к труду; «Потребности и желания» - данная консультация была посвящена вопросу «Как ребенку объяснить разницу между потребностями и желаниями человека».

Для успешной реализации поставленных нами задач необходимым условием стало создание предметно – пространственной среды, которая способствует переносу экономических знаний в игровую и трудовую деятельность. Были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр, где дети отражают полученные знания, были созданы маркеры игрового пространства, пополнен книжный уголок книгами Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха – цокотуха», сказкой Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», сказкой С. Я. Маршака «Кошкин дом», русской народной сказкой «Курочка Ряба», книгой К. И. Чуковский «Мойдодыр» и др. Подобраны мультфильмы по данной тематике в соответствии с возрастом: «Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино» и др.

В младшей группе работа направлена на воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

В средней группе одна из задач нашей работы - это помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей, воспитываем уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях, даем детям первые экономические знания о купле и продаже товара.

         В старшей группе – даем представление о материальном обеспечении семьи, дети знакомятся с таким понятием как «потребности» человека. В игровой форме знакомим детей с понятием «бюджет», воспитываем культуру потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.  

В старшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с понятием «реклама». Что такое реклама? Какая она бывает? (печатная, аудио, видео реклама).

В подготовительной группе - постепенно вводим детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формируем у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи, расширяем представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.

В нашем проекте «Маленький финансист» одно из направлений - «Рождение новых вещей», где показываем детям всех возрастов возможность использования старых вещей при изготовлении новых, тем самым воспитывая у детей бережное отношение к вещам своим и чужим.

Список литературы:

1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.

2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: Вита – Пресс, 2019.

3. Стахович Л. В. «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М.: Вита – Пресс, 2019.

4. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и дидактический материал. Занятия и игры/ авт. – сост. Г. Н. Поварницина, Ю. А. Киселева. – Волгоград: Учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....

Формирование финансовой культуры у дошкольников

Финансовая культура дошкольников....

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Самообразование «Формирование финансовой культуры дошкольников»

План по самообразовани. " Формирование финансовой культуры дошкольников" и картотека игр по трудовому воспитанию...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...