Доклад на тему: "Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_k_prezentatsii_dlya_sayta_po_fin_gr.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Семинар на тему:
«Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»
Подготовила: Верёвкина Г. С.
2023 г.
1 слайд: Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться опытом работы на тему: «Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»
2 слайд: Роберт Кийосаки, говорил так: «Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче». Финансовая грамотность и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Но правильно знакомить с экономикой с её сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит, ли подождать, пока ребёнок подрастет, и многое поймет сам? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в самом понятии финансовая грамотность, что это такое? Финансовая грамотность для дошкольника — это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развития нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
3 слайд: В своей деятельности обязательно соблюдаем требования федерального государственного стандарт дошкольного образования.
4 слайд: В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность заключается в том, что современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
5 слайд: Свою работу по обучению детей финансовой грамотности мы начали, с опроса родителей Результат анкетирования среди родителей показал, что более 62% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 20% считают, что эта тема детям не интересна, 18% считают, что финансовую грамотность нужно внедрять в образовательную деятельность ДОУ. На самом деле многие родители не понимают, насколько важно приобщать ребёнка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребёнка к жизни и его приспособленности к обществу.
6 слайд: Экономическое воспитание детей дошкольного возраста - проблема комплексная, и решить ее можно, постепенно включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых. На основе такого подхода была сформулирована цель: " Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности ".
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие Задачи: Образовательные: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
7 слайд: На наш взгляд, работа по финансовой грамотности должна дать следующие результаты (вы их тоже видите на экране).
8 слайд: Ознакомление с формированием основ финансовой грамотности происходит в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ. Для этого подобран необходимый методический материал, наглядные пособия.
9 слайд: А сейчас мы хотим вас познакомить и раскрыть формы и методы работы с детьми по формированию финансовой грамотности в нашем дошкольном учреждении.
10 слайд: Реализация НОД началась со знакомство по формированию основ финансовой грамотности через все виды деятельности.
Было проведено занятия на тему: " В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идём!" - в этом занятие главной задачей было донести детям, что человек работает на работе, делает что- либо полезное и получает за это деньги. На них он может купить вещи, продукты, или заплатить за работу кому - то другому. При знакомстве с деньгами использовался исследовательский метод, в виде монет и бумажных купюр.
Нужно было рассмотреть монету и купюру. Чем они отличаются? Какие по форме? Из чего сделаны? Центральная мысль заключается в формирование, понятия бережливый ребенок. Начиная с бережного отношения к вещам, к природным ресурсом и затем к деньгам.
11 слайд: Далее нами было проведено занятия на тему: "Сколько профессий и все хороши! акцент сделан на знакомство детей с различными профессиями, а так же с их социальной значимостью. Дети знакомятся здесь и с профессиями дошкольного учреждения, а так же размышляют, кем бы они хотели быть.
12 слайд: Беседуя с детьми, мы побуждаем их, думать и говорить. Задаем им вопросы, даём им высказаться, что позволяет понять, о чем дети думают, и что знают из личного опыта. Беседуя с детьми о "Волшебном кошельке", мы узнаем, почему не все можно купить и продать, что продается и покупается. Например: "Снег, дождь, солнце, радуга, звезды, ветер. Нельзя купить за деньги, т. к. это явление природы". "Дружба, любовь, здоровье не покупается и не продается" и т.д.
13 слайд: Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности - это увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность, которая является средством познания окружающего мира. В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. На слайде вы видите игру "Посчитай и купи". В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.
Еще одна игра " Семейный бюджет: расходы и доходы". В этой игре знакомим детей с видами доходов: зарплата, пенсия, стипендия, сезонные доходы от продажи грибов и ягод. Знакомство с видами расходов: расходы на продукты, на одежду, на оплату коммунальных услуг, услуги связи, расходы на медицину, образование и т.д. Итогом проведения игры дети, самостоятельно делают вывод, что доходы и расходы семьи - это экономические показатели.
Игра "Угадай, где продаются"- Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины "Мебели", "Овощей", "Одежды" и т.д. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
14 слайд: Коллеги, а мы с вами давайте разгадаем кроссворд экономических терминов.
По горизонтали:
1. Денежное пособие студентам или другим учащимся? Стипендия
3. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов? Кредит
5. Всеобщий товарный эквивалент? Деньги
7. Форма результата деятельности работы за месяц? Отчет
9. Ценная бумага, выкупаемая обществом и дающая право на получение доходов? Акция
По вертикали:
2. Система деловых отношений с целью получения
прибыли? Бизнес
4. Разница между суммой денег от дохода и расхода? Прибыль
6. Вклад в банк? Депозит
8. Договор, о представлении имущества, за определенную
плату, на определенный срок? Аренда
15 - слайд: Сделать экономику понятной помогают нам сюжетно- ролевые игры. Так играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно - ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям.
16- слайд: В работе по формированию ОФГ проводились экскурсии и встречи с интересными людьми с целью знакомства о разных профессиях, о том, что входит в их обязанность, какое образование получили для этого.
17- слайд: Экскурсия в магазин началась с загадки детям, в какой магазин мы пойдем, чтобы купить хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье- все это как мы назовём одним словом? (продукты). Магазин, в котором продаются продукты питания, называется? (продуктовый). Кто работает в магазине? (продавец и кассир). Что делает продавец? (раскладывает, продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет). Кто принимает деньги за товар? ( Кассир). Что выдает кассир покупателю? (он выдает чек).
18 слайд: Экскурсия в банкомат и банк дает первичное представление детям о работе банка, о сотрудниках банка и проводимых в нем операциях( вклады, займы, оплата коммунальных и прочих услуг. Банк - это место для хранения денег. Банк хранит наши деньги и готов вернуть их нам в любой момент, когда они нам понадобятся.
19 слайд: У каждого из нас есть небольшой музей в кармане, но речь не о гаджетах, где можно найти информацию про любую достопримечательность, а о денежных купюрах, которые, если приглядеться, могут выполнять не только свою непосредственную функцию, но и просветительскую. Конечно, сейчас мы чаще расплачиваемся онлайн, в ходу все больше банковские карты и не у каждого при себе бывают наличные. Тем не менее, бумажные деньги все еще реальность и многим нравится рассматривать знаковые для всей России места, изображенные на банкнотах. Давайте узнаем, что это за города и достопримечательности, какие загадки истории таятся в них.
20 слайд:
50 рублей — Санкт-Петербург
На купюре изображено здание биржи в Санкт-Петербурге и Дева-Нева.
Купюра в 50 рублей посвящена северной столице России. На ее лицевой стороне можно увидеть скульптуру прекрасной девы, олицетворяющей Неву, на фоне Петропавловской крепости.
21 слайд:
100 рублей — Москва
100-рублевая банкнота воспевает Государственный академический Большой театр в Москве, считающийся символом и флагманом театральной России. Собственно, именно изображение его здания и украшает обратную сторону купюры. А сама квадрига изображена на лицевой стороне сторублевки.
22 слайд:
200 рублей — Севастополь
На купюре изображен памятник затопленным кораблям и Херсонес Таврический в Севастополе. Крымский Севастополь — город-герой.
Сама купюра относительно молода — она вошла в оборот только в 2017 году.
На лицевой стороне банкноты — изображение Памятника затопленным кораблям, являющегося одной из главных достопримечательностей Севастополя и украшающего даже городской герб.
На обратной стороне 200-рублевки изображена еще одна достопримечательность Севастополя — руины античного греческого города Херсонеса.
23 слайд:
500 рублей — Архангельск
На купюре изображен Памятник Петру Великому и Соловецкий монастырь в Архангельске.
На ее лицевой стороне мы видим памятник Петру Великому. Будущий первый российский император, облаченный в мундир офицера Преображенского полка, опирающийся на трость.
На обратной стороне 500-рублевки — Соловецкий монастырь, располагающийся на Соловецком острове в Белом море. Он известен не только как святыня с богатой историей, но и как монастырская тюрьма.
24 слайд:
1000 рублей — Ярославль
На купюре изображен Памятник Ярославу Мудрому и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле.
Купюра в тысячу рублей — маленькая ода святыням Ярославля.
На лицевой стороне банкноты изображен памятник Ярославу Мудрому на фоне часовни Казанской Богоматери.
На обратной стороне банкноты мы видим церковь Иоанна Предтечи, располагающуюся в поселке Толчково в городской черте и являющуюся единственной в России 15-главой. И хотя в наши дни храм не работает по прямому назначению, будучи музеем, он считается ярким образцом русского зодчества XVII века.
25 слайд:
2000 рублей — Владивосток
На купюре изображен Космодром «Восточный» в Амурской области и мост на остров Русский во Владивостоке.
На ее лицевой стороне — автомобильный мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Этот объект, видный практически из любой точки города, не только украсил Владивосток, но и значительно облегчил жизнь горожанам.
На обратной стороне банкноты изображен стартовый комплекс космодрома «Восточный», призванный сделать Россию более независимой в части развития космической отрасли (после распада СССР знаменитый Байконур остался на территории Казахстана, и России приходится его арендовать). В настоящее время работы на «Восточном» продолжают вестись.
26 слайд:
5000 рублей — Хабаровск
На купюре изображен Памятник Муравьёву-Амурскому и мост через Амур в Хабаровске.
Главные символы Хабаровска собраны на банкноте в пять тысяч рублей. Во-первых, это памятник Муравьеву-Амурскому, изображенный на лицевой стороне купюры. Николай Муравьев-Амурский был государственным деятелем, генерал-губернатором Восточной Сибири, сыгравшим огромную роль в освоении и присоединении к России юга Дальнего Востока.
Мост через Амур, который мы видим на обороте пятитысячной купюры, называли амурским чудом. Он стал последним звеном Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток с европейской частью России.
27 слайд: Для лучшего усвоения программы экономического содержание, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению способствует чтение художественных произведений и просмотр мультфильмов. В своей работе мы используем народные и авторские сказки: Чтение и обсуждение о возможностях. "Жадная старуха", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Телефон". Сказки о труде. "Терем- теремок", "Хаврошечка", "Морозко", "Мужик и медведь", "Петушок и бобовое зернышко", "Федорино горе" и др. Сказок о бартере. "Лисичка со скалкой", "Дудочка и кувшинчик". Сказок о деньгах. "Муха- Цокотуха".
Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", " Терпение и труд все перетрут", "Сделай дело - гуляй смело", "Дело мастера боится" и т.д.
А также в работе можно использовать цикл мультфильмов "Азбука финансовой грамотности" со Смешариками или "Рассказы тетушки Совы", "Фиксики"и др.
28 слайд: Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Семья - основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально - нравственных отношений.
29 слайд: Нами были проведены с родителями беседы, консультации, анкетирование, оформлен для них информационный уголок. Опыт показал, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному отношению взрослых к экономическому воспитанию.
30 слайд: Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников. Дети стали самостоятельнее, вырос уровень познавательной активности, вовлеченности, интереса ко всему происходящему.
Завершая выступление, хотелось бы знаменитым принципом: "Соленого огурца" Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога - новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике. Он утверждал, что вокруг ребёнка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания. Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, он рано или поздно станет соленым. Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении, Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки. "Дошкольник и финансы", я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Формирование экономического создания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
31 слайд: Завершая презентацию, представляю вашему вниманию список литературы.
32 слайд: Спасибо за внимание! Успехов Вам и Вашим детям
в основе финансовой грамотности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."
Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое вза...
Доклад на тему: «Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ».
Доклад по развитию речи....
Доклад на тему: Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Цель : сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Успех интеграции в зн...
Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»
Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»...
Тема семинара: «Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников» в старшей группе «Родничок» Интеллектуальная игра «Что? Где? Почему?»
Методичесая разработка...
ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»...