Доклад на тему: "Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_k_prezentatsii_dlya_sayta_po_fin_gr.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Семинар на тему:

«Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»

Подготовила: Верёвкина Г. С.

2023 г.

1 слайд: Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться опытом работы на тему: «Формирование финансовой культуры и начальных навыков финансовой грамотности у дошкольников»

2 слайд: Роберт Кийосаки, говорил так: «Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче».   Финансовая грамотность и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Но правильно знакомить с экономикой с её сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?  Не стоит, ли подождать, пока ребёнок подрастет, и многое поймет сам?  Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в самом понятии финансовая грамотность, что это такое?  Финансовая грамотность для дошкольника — это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развития нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение). 

3 слайд: В своей деятельности обязательно соблюдаем требования  федерального  государственного   стандарт дошкольного образования.

4 слайд: В чем же актуальность данного направления работы? Актуальность заключается в том, что современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться   в дошкольном возрасте.

5 слайд: Свою работу по обучению детей финансовой грамотности мы начали, с опроса родителей Результат анкетирования среди родителей показал, что более 62% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 20% считают, что эта тема детям не интересна, 18% считают, что финансовую грамотность нужно внедрять в образовательную деятельность ДОУ. На самом деле многие родители не понимают, насколько важно приобщать ребёнка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребёнка к жизни и его приспособленности к обществу. 

6 слайд: Экономическое воспитание детей дошкольного возраста - проблема комплексная, и решить ее можно, постепенно включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых. На основе такого подхода была сформулирована цель: " Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности ".

             Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие Задачи: Образовательные: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

7 слайд: На наш взгляд, работа по финансовой грамотности должна дать следующие результаты (вы их тоже видите на экране).

8 слайд: Ознакомление с формированием основ финансовой грамотности происходит в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ. Для этого подобран необходимый методический материал, наглядные пособия.

9 слайд: А сейчас мы хотим вас познакомить и раскрыть формы и методы работы с детьми по формированию финансовой грамотности в нашем дошкольном учреждении.

10 слайд: Реализация НОД началась со знакомство по   формированию основ финансовой грамотности через все виды деятельности.

Было проведено занятия на тему: " В кошелек  мы их кладем, с ними в магазин идём!" - в этом занятие главной задачей было донести детям, что человек работает на работе, делает что- либо полезное и получает за это деньги. На них он может купить вещи,  продукты, или заплатить за работу кому - то другому. При знакомстве с деньгами использовался  исследовательский метод, в виде  монет и бумажных купюр.

Нужно было рассмотреть монету и купюру. Чем они отличаются? Какие по форме? Из чего сделаны?  Центральная мысль заключается в формирование, понятия  бережливый ребенок.  Начиная с бережного отношения к вещам, к природным ресурсом и затем к деньгам.

 

11 слайд: Далее нами было проведено занятия на тему: "Сколько профессий и все хороши! акцент сделан на знакомство детей с различными профессиями, а так же с их социальной значимостью. Дети знакомятся здесь и с профессиями дошкольного учреждения, а так же размышляют, кем бы они хотели быть.

 12 слайд: Беседуя  с детьми, мы побуждаем их, думать и говорить. Задаем им вопросы, даём им высказаться, что  позволяет  понять, о чем дети думают, и что знают из личного опыта. Беседуя с детьми о "Волшебном кошельке", мы узнаем, почему не все можно купить и продать, что продается и покупается. Например: "Снег, дождь, солнце, радуга, звезды, ветер.  Нельзя купить за деньги, т. к. это явление природы".  "Дружба, любовь, здоровье не покупается и не продается" и т.д.  

13 слайд: Дидактические  игры по формированию основ финансовой грамотности - это увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность, которая является средством познания окружающего мира. В  игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. На слайде вы видите  игру "Посчитай и купи". В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.

Еще одна игра " Семейный бюджет: расходы и доходы".  В этой игре знакомим детей с видами доходов: зарплата, пенсия, стипендия, сезонные доходы от продажи грибов и ягод. Знакомство с видами расходов: расходы на продукты, на одежду, на оплату коммунальных услуг, услуги связи, расходы на медицину, образование и т.д. Итогом проведения игры дети, самостоятельно делают вывод, что доходы и расходы семьи - это экономические показатели.

Игра "Угадай, где продаются"- Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины "Мебели", "Овощей", "Одежды" и т.д. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 14 слайд: Коллеги,  а мы с вами давайте разгадаем кроссворд экономических терминов.

По горизонтали:

1. Денежное пособие студентам или другим учащимся? Стипендия

3. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях возврата с уплатой процентов? Кредит

5. Всеобщий товарный эквивалент? Деньги

7. Форма результата деятельности работы за месяц? Отчет

9. Ценная бумага, выкупаемая обществом и дающая право на получение доходов? Акция

По вертикали:

2. Система деловых отношений с целью получения

прибыли?  Бизнес

4. Разница между суммой денег от дохода и расхода? Прибыль

6. Вклад в банк? Депозит

8. Договор, о представлении имущества, за определенную

 плату, на определенный срок? Аренда

15 - слайд: Сделать экономику понятной помогают нам сюжетно- ролевые игры. Так играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно - ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям.

16-  слайд: В работе по формированию ОФГ проводились экскурсии и встречи с интересными людьми с целью знакомства о разных профессиях, о том, что входит в их обязанность, какое образование получили для этого.

   

17-  слайд: Экскурсия  в магазин началась с загадки детям, в какой магазин мы пойдем,  чтобы купить хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье- все это как мы назовём одним словом? (продукты).  Магазин, в котором продаются продукты питания, называется? (продуктовый). Кто работает в магазине? (продавец и кассир).  Что делает продавец? (раскладывает, продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет). Кто принимает деньги за товар? ( Кассир). Что выдает кассир покупателю? (он выдает чек).

 18  слайд: Экскурсия в банкомат и банк дает первичное представление детям  о работе банка, о сотрудниках банка и проводимых в нем операциях( вклады, займы, оплата коммунальных и прочих услуг.  Банк - это место для хранения денег. Банк хранит наши деньги и готов вернуть их нам в любой момент, когда они нам понадобятся.

19  слайд: У каждого из нас есть небольшой музей в кармане, но речь не о гаджетах, где можно найти информацию про любую достопримечательность, а о денежных купюрах, которые, если приглядеться, могут выполнять не только свою непосредственную функцию, но и просветительскую. Конечно, сейчас мы чаще расплачиваемся онлайн, в ходу все больше банковские карты и не у каждого при себе бывают наличные. Тем не менее, бумажные деньги все еще реальность и многим нравится рассматривать знаковые для всей России места, изображенные на банкнотах. Давайте узнаем, что это за города и достопримечательности, какие загадки истории таятся в них.

20  слайд:                

50 рублей — Санкт-Петербург

На купюре изображено здание биржи в Санкт-Петербурге и Дева-Нева.

Купюра в 50 рублей посвящена северной столице России. На ее лицевой стороне можно увидеть скульптуру прекрасной девы, олицетворяющей Неву, на фоне Петропавловской крепости.

21  слайд:  

100 рублей — Москва

100-рублевая банкнота воспевает Государственный академический Большой театр в Москве, считающийся символом и флагманом театральной России. Собственно, именно изображение его здания и украшает обратную сторону купюры. А сама квадрига изображена на лицевой стороне сторублевки.

22  слайд:    

200 рублей — Севастополь

На купюре изображен памятник затопленным кораблям и Херсонес Таврический в Севастополе. Крымский Севастополь — город-герой.

Сама купюра относительно молода — она вошла в оборот только в 2017 году.

На лицевой стороне банкноты — изображение Памятника затопленным кораблям, являющегося одной из главных достопримечательностей Севастополя и украшающего даже городской герб.

      На обратной стороне 200-рублевки изображена еще одна достопримечательность Севастополя — руины античного греческого города Херсонеса.

23  слайд:                    

500 рублей — Архангельск

На купюре изображен Памятник Петру Великому и Соловецкий монастырь в Архангельске.

   На ее лицевой стороне мы видим памятник Петру Великому. Будущий первый российский император, облаченный в мундир офицера Преображенского полка, опирающийся на трость.

    На обратной стороне 500-рублевки — Соловецкий монастырь, располагающийся на Соловецком острове в Белом море. Он известен не только как святыня с богатой историей, но и как монастырская тюрьма.

24 слайд:                      

1000 рублей — Ярославль

На купюре изображен Памятник Ярославу Мудрому и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле.

     Купюра в тысячу рублей — маленькая ода святыням Ярославля.  

 На лицевой стороне банкноты изображен памятник Ярославу Мудрому на фоне часовни Казанской Богоматери.

       На обратной стороне банкноты мы видим церковь Иоанна Предтечи, располагающуюся в поселке Толчково в городской черте и являющуюся единственной в России 15-главой. И хотя в наши дни храм не работает по прямому назначению, будучи музеем, он считается ярким образцом русского зодчества XVII века.

25  слайд:                  

2000 рублей — Владивосток

На купюре изображен Космодром «Восточный» в Амурской области и мост на остров Русский во Владивостоке.

 На ее лицевой стороне — автомобильный мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Этот объект, видный практически из любой точки города, не только украсил Владивосток, но и значительно облегчил жизнь горожанам.

    На обратной стороне банкноты изображен стартовый комплекс космодрома «Восточный», призванный сделать Россию более независимой в части развития космической отрасли (после распада СССР знаменитый Байконур остался на территории Казахстана, и России приходится его арендовать). В настоящее время работы на «Восточном» продолжают вестись.

26 слайд:                      

5000 рублей — Хабаровск

На купюре изображен Памятник Муравьёву-Амурскому и мост через Амур в Хабаровске.

Главные символы Хабаровска собраны на банкноте в пять тысяч рублей. Во-первых, это памятник Муравьеву-Амурскому, изображенный на лицевой стороне купюры. Николай Муравьев-Амурский был государственным деятелем, генерал-губернатором Восточной Сибири, сыгравшим огромную роль в освоении и присоединении к России юга Дальнего Востока.

    Мост через Амур, который мы видим на обороте пятитысячной купюры, называли амурским чудом. Он стал последним звеном Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей Дальний Восток с европейской частью России.

27 слайд: Для лучшего усвоения программы  экономического  содержание, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению способствует   чтение художественных произведений и просмотр мультфильмов.  В своей работе мы используем народные  и авторские сказки: Чтение и обсуждение о возможностях.  "Жадная старуха",  "Сказка о рыбаке и рыбке", "Телефон". Сказки о труде. "Терем- теремок", "Хаврошечка", "Морозко", "Мужик и медведь", "Петушок и бобовое зернышко", "Федорино горе" и др. Сказок о бартере. "Лисичка со скалкой", "Дудочка и кувшинчик". Сказок о деньгах. "Муха- Цокотуха".

Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных  ценностей, отношения к труду. "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", " Терпение и труд все перетрут", "Сделай дело - гуляй смело", "Дело мастера боится" и т.д. 

    А также в работе можно использовать цикл мультфильмов "Азбука финансовой грамотности" со Смешариками или "Рассказы тетушки Совы", "Фиксики"и др.

28 слайд:  Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. Семья - основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально - нравственных отношений. 

29 слайд:  Нами были проведены с родителями беседы, консультации, анкетирование, оформлен для них информационный уголок.  Опыт показал, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному отношению взрослых к экономическому воспитанию.

30  слайд:  Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников. Дети стали самостоятельнее, вырос уровень познавательной активности, вовлеченности, интереса ко всему происходящему.

     Завершая  выступление, хотелось бы знаменитым принципом: "Соленого огурца" Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога - новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике. Он утверждал, что вокруг ребёнка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания. Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, он рано или поздно станет соленым. Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении, Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки. "Дошкольник и финансы", я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику. Формирование экономического создания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

31 слайд: Завершая презентацию, представляю вашему вниманию список литературы.

32  слайд: Спасибо за внимание! Успехов Вам и Вашим детям

в основе финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование экологической культуры у детей в процессе общения с природой."

Планета Земля переживает глобальный экологический кризис. Проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Такое вза...

Доклад на тему: Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Цель : сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Успех интеграции в зн...

Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»...

ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

ПРОЕКТ по формированию начальных навыков финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»...