Доклад на тему: «Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ».
материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Мельникова Татьяна Юрьевна

Доклад по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_razvitiyu_rechi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «ДУБРАВУШКА»

Доклад на тему:

«Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ».

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

МЕЛЬНИКОВА Т.Ю.

2018г.


Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ.

Согласно ФГОС ДО «речевое развитие дошкольников включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» [1, с. 12].

В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. 

Портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

По нашему мнению это «наслышанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. 

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами [8, c.150].

Дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», дети не учатся концентрировать внимание на звуке. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, а нередко им и сказать-то друг другу нечего. Тот, кто уже с младенчества оказался избалован и обездвижен нянькой-телевизором, будет молчать и взрослея. 

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей. И уж совсем невозможными оказываются семейные разговоры, если детям покупают собственный телевизор. Вынужденная изоляция заставляет их заметно увеличивать потребление телевидения, как свидетельствуют статистические данные. У детей, имеющих собственный телевизор, просмотровое время постоянно растет.

Телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. Даже детские передачи часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия. Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями [2, c.28].

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.

Речь человека является своеобразным зеркалом политической жизни страны, нравственного состояния личности. Малейшие изменения в обществе влияют на человеческую мысль, на речь каждого жителя страны. В лексиконе появляются неологизмы, связанные с возникновением и развитием новых явлений, процессов, предметов. Зачастую эти слова в обыденной речи трактуются людьми по-своему, имеют переносное значение.

Всё новые веяния дети воспринимают с особой чуткостью. Всё, с чем они встречаются в жизни, что смотрят по телевидению, что читают в книгах, они воспринимают по-своему. Дети – существа творческие, они исполняют роли телесериалов, пересказывают друг другу просмотренные передачи, обыгрывают рекламу.

Дети воспринимают мир живым существом. Обыгрывая рекламу, они приписывают неодушевлённым предметам свойства и признаки одушевлённых, ребёнок не просто повторяет увиденное, но и может критиковать рекламный ролик.

По сравнению с языком наших предков мы говорим сухо и маловыразительно. Следует признать, что речь взрослых при общении с детьми стала необразной, унифицированной. Этому способствует телевидение, прочно вошедшее в нашу жизнь.

Унификация речи проявляется в определённых лексических наборах, пластах. И здесь на наших глазах возникают новые устойчивые сочетания, близкие к фразеологизмам, которые формируют телесериалы и рекламные ролики. Подобная фразеология скудна, она засоряет речь, снижает её культуру.

На материале детских высказываний мы видим, как расширяется сфера обиходно-бытового стиля – в него проникает и, утрачивая иностилевую окраску, нейтрализуется лексика других функциональных стилей. Так некоторые слова проникли в обиходно-бытовой стиль через газету и радио, то есть через газетно-политический стиль, роль которого возрастает.

В лексике детей иногда наблюдаются семантические сдвиги, когда на значение слов как бы наслаивается дополнительная стилистическая окрашенность, когда происходит расширение значения с привнесением образности.

Наиболее яркой, рельефной особенностью речи в онтогенезе являются инновации, то есть словотворчество. Ребёнок часто изобретает слова, не существующие в языке, но отвечающие природе и духу языка. Детские новообразования порождены системой языка, поэтому любое детское новшество мы легко узнаем.

В речи детей находит отражение и такая социальная разновидность языка, как жаргон. Мы можем увидеть переосмысление общеупотребительного слова и использование его в качестве выразительной метафоры.

Детские высказывания богаты, эмоциональны, экспрессивны. Один из источников образности речи детей – сравнения. Путём сравнения дети узнают окружающий мир, потому что это яркое и важное средство оценки окружающей действительности. Сравнения уже точны потому, что каждый образ, как правило, неповторим, индивидуален, обособлен. Предметами сравнений являются родители, сами дети, домашние животные, артисты. Различны и образы сравнений – это герои мультфильмов, рекламы, художественных фильмов. Сравнения – образное, яркое средство языка. Поэтому дети предпочитают лаконичное и точное сравнение длинному, поверхностному и расплывчатому описанию [6, c.36].

Как же относиться к тому, что речь детей отражает не всегда благоприятное влияние современной жизни? Относиться к этому надо спокойно. Многое в жизни и в языке нормализуется само собой. Но родители не должны оставлять ребёнка на монопитании телевидения и средств массовой информации. Надо поощрять детей сочинять сказки, смотреть хорошие фильмы, восхищаться хорошими фразами, избирательно относиться к кругу чтения, то есть стремиться давать детям образное, выразительное речевое питание.

Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. доказали, что в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте , по данным В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.

Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень беден. На первый взгляд это кажется странным – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша. За последние 20 лет технологии сильно изменили наш быт. Телевизор занял особое место в жизни большинства семей. Его включают сразу, как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер. Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи [4, c.107].

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому – компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. 

ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше.

Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами - искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Абраменкова В. Дети и телевизионный экран // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 6. – С. 28–31.
  3. Бурухина А.Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №10. - С. 60–71.
  4. Ильясова В.И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. – 2016. - №4. – С.107-109.
  5. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего возраста. – М.: «Детство-Пресс», - 2011. – 80 с.
  6. Коростелева Н.А., Постнова В.В., Бондаренко В.В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 36-38.
  7. Немирич А.А. Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути решения // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 9-11.
  8. Селезнёва В.Е. Влияние телевидения на речь детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (7). - С. 150–152.
  9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС. – 2010. – 287 с.
  10. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, - 2013. – 64 с.
  11. Фрилучкова Г., Щербик Л. Методика формирования связной речи старших дошкольников// Детский сад от А до Я. – 2012. - № 4. – C.108-113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Доклад на тему: "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с обьектами окружающего мира"

В данном докладе говориться,что все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие,из наблюдений за окружающим его вещественным миром.А наш...

Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...

Перспективное планирование по теме самообразования: "Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту....

Доклад на тему "Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте через взаимодействие с объектами окружающего мира"

Все математические представления,доступные ребенку,он извлекает из жизни,в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. В докладе описываются условия для п...

Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...