Публичная лекция: «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектно-экспериментальную деятельность»
статья

Котькина Ольга Евдокимовна

Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.  В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_kotkina_o.e._1.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Старошайговский  детский сад №2 комбинированного вида»                                                                          Старошайговского  муниципального района  Республики Мордовия

Воспитатель:  Котькина Ольга Евдокимовна. 

Публичная лекция:                                                                                                    «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектно-экспериментальную деятельность»

Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.  В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.  

 Проблема. Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует развитию творческой личности  ребенка, глушит природные задатки и способности логически  мыслить.

Дошкольный возраст-возраст почемучек. Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Почему вода мокрая? Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них.  Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – здесь ему помогают взрослые. В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, построенные на основе современных методов и инновационных технологий. Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать-и я пойму. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и желает сделать все сам. Одним из эффектных методов познания окружающего мира является проектно-экспериментальная деятельность, которая является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей.

 Проектная деятельность – это комплексная деятельность, направленная на развитие творчества ребёнка, его коммуникативных умений, навыков экспериментально-исследовательской деятельности, которая позволит ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

 В процессе проекта   идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и умения делать выводы.

  Целью проектной деятельности- является познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта через практическое самостоятельное познание.  

Я работаю в этом направлении во время проведения непосредственно-образовательной деятельности, во время игр, трудовой деятельности, на прогулках, тематических досугах, побуждаю к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

   Главными задачами, в процессе работы, являются развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, развитие речи и активизация словарного запаса, совершенствование технических навыков и умений, создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами; умение презентовать продукт своей творческой деятельности.

  Для формирование интереса у детей к исследовательской деятельности в группе создана  предметно- развивающая среда-центр экспериментирования, который включает: природные материалы; медицинские материалы; пищевые вещества; дидактические игры, познавательная литература, , средства для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности. выделено место для демонстрации проектов воспитанников, тематических интерактивных папок-лэпбуков. Наглядно представлены правила техники безопасности, Доступность и безопасность — основные критерии организации  центра  исследований.

  Центр пополняю и изменяю в связи с расширением тематики экспериментов. А тема недели плавно перетекает в тему будущего проекта.  

 В исследованиях ученых: Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько, говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.  

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. С целью поддержания этого интереса я использую и реализую следующие виды детских проектов:

1.  Исследовательские: «Свойства воздуха и воды», «Снег и его чудеса», «Тайны песка» «Волшебная бумага», «Домашний вулкан », «Молочные сказки», «Посажу я огород», «Питание растения».

2.  Познавательные: «Масленица-Авдотья Изотьевна», «Эта удивительная березка».

3. Творческие:  создание самодельных интерактивных папок- лэпбуков на разные темы: «Бумага», «Магнит», «Глина» , «Песок», «Мир камней», «Почва», «Лето» , «Животные», «Воздух»;создание книжек«Золотая осень», «Зима-волшебница».

4.  Игровые: «Путешествие по нашему  селу».

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После проведенной НОД «Волшебная бумага» дети заинтересовались этой темой. Они узнали, где впервые изобрели бумагу, что бумагу нужно беречь и продолжением этой работы стало участие в Республиканском ЭКО-марафоне «Сдай макулатуру-спаси дерево!» Заключительным этапом этой работы был представлен индивидуальный проект в виде интерактивной папки - Лэпбук. «Бумага»

Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей способствовал проект - «Осень нашего края», итогом которого стала выставка творческих работ «Дары осени» и создание книжек про осень.

При реализации тематического проекта: «Животные», дети рассказывали о своих домашних питомцах, составляли загадки и рассказы  о них, рисовали, а продуктом работы был создан альбом по данной теме.

Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей.Провожу следующие опыты:

«Вода – это жидкость», «У воды нет вкуса», «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», « Вода принимает форму сосуда», « Она растворяет сахар, соль и краску»

     На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Делают выводы в соответствии с результатами проведения опытов.

      Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. Так дети познакомились с «Домашним вулканом», а затем выполнили свои работы.

При знакомстве со свойствами песка и глины дети рассматривали песок через лупу, наблюдали и описывали крупинки. Затем устраивали «бурю в пустыне», дули через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно пришли к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получили знания о свойствах воздуха; обнаруживали его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривали вопрос о необходимости воздуха для всего живого. Выяснили, зачем поливать растение и как движется вода внутри него.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда заключительный этап - защита проекта. На защиту мы приглашаем детей, родителей. А для ребенка это еще и ответственно, ведь ему необходимо объяснить, почему это социально значимо, для кого, для чего создавался этот проект.  

Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

При проведении презентации проектов, с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует познавательную активность, творческие способности.

Любое начинание не проходит без участия родителей. Родители были ознакомлены с этим видом деятельности. Для родителей провела родительское собрание «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», подготовила консультации: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектной деятельности. Проектная деятельность объединяет детей, родителей и воспитателя в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Хочется отметить, что заинтересованность родителей в исследовательской деятельности своих детей не только принесла ощутимую помощь мне как педагогу, но и резко повысила родительскую значимость в жизни моих воспитанников.                                                                                                                          Что даёт экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

  Поэтому в  своей работе в проектно-экспериментальной  деятельности отдаю предпочтение опытам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.  

Опыты для выполнения  я старалась подбирать простые.

Опыт в  моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения, проявлять  уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

   Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются  в этот период  интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.    

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

  В заключение приведу  в пример  слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.»

Поэтому, в процессе современного образования и воспитания дошкольника мы должны стремиться к модели современного выпускника детского сада, которая включает в себя самостоятельную, способную логически и творчески мыслить личность, психологически готовую к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисков...

Консультация из опыта работы Тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности через изучение природы»

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, п...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

          Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей.        Для успешного развития...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...