Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)
статья по рисованию

            Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей. 

       Для успешного развития  творческих способностей детей необходимо педагогическое руководство, которое включает в себя мотивацию детей к деятельности, создание условий для совместной  и самостоятельной  деятельности детей. Педагог должен дать  возможность каждому ребёнку в творческой деятельности почувствовать свои силы, раскрыть способности, проявить индивидуальность, выразить своё мнение, свои эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

 «  Надо дать ребенку материал: глину для лепки,         карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой форме оно не выразилось»

                Н.К.Крупская

            Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей. Основываясь на исследования  Теплова Б.М, Дружинина В.Н.,  можно определить   творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Проблеме  развития творческих способностей детей в процессе  обучения посвящены теоретические работы Л.С. Выгодского, Е.Ф. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.  Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта.

       Выготский Л.С. отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. Изобразительная  деятельность, насыщенная, результативная, выполненная с помощью ярких материалов,  способствует развитию творческих способностей детей.

       Для успешного развития  творческих способностей детей необходимо педагогическое руководство, которое включает в себя мотивацию детей к деятельности, создание условий для совместной  и самостоятельной  деятельности детей. Педагог должен дать  возможность каждому ребёнку в творческой деятельности почувствовать свои силы, раскрыть способности, проявить индивидуальность, выразить своё мнение, свои эмоции.

         Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

          Поэтому тему свою считаю актуальной. 

          Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:  прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками; помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными материалами; учить детей выбирать материал для рисования и умело использовать его; развивать творчество, фантазию; развивать чувство  коллективизма, самостоятельность, стремление прийти на помощь друг другу; предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

            Использование нетрадиционных техник рисования позволяет педагогу создать оптимальные условия для творческой изобразительной деятельности, в которой дети не ограничены своими умениями, навыками. Нетрадиционные  техники - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

      Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В своей работе с детьми мы используем следующие техники нетрадиционного рисования: монотипия, рисование пальчиками, ладошкой, поролоновой губкой, оттиском смятой бумаги, ватными палочками, печать пробками, зубными щетками, ниточками, листиками и т. п.).

        Наиболее приемлемой формой для использования нетрадиционных техник рисования мы считаем кружковую работу. Наш кружок называется «Маленькие художники».Занимаются ребята два  раз в неделю-в вечернее время.

        Дети знакомятся на занятиях с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Ребятам нравится  передавать цветом настроение, состояние, отношение к изображаемому.

        Детям интересно рисовать акварелью на влажной бумаге, которою они сами научились смачивать ватным тампоном. А как выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным. Каждый раз ребенок  пробует, ищет решение, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение. Ребенок должен ощутить возможность выбора и все материалы для изобразительной деятельности должны быть доступны для детей – это способствует развитию творчества. После завершения занятия , мы оставляем все материалы доступными для самостоятельной деятельности, предоставляя  возможность каждому ребенку свободно выбрать, чем они хотят рисовать, какой материал использовать при решении различных изобразительных задач и наиболее полно выразить свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. В процессе самостоятельного выбора у детей выработалась смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами.

      В уголке для творчества мы оформляем для родителей, педагогов и детей выставки детских работ. Объясняем им, что они, возможно, не найдут, того что ожидали: выполненных по заданию, аккуратных, «хороших» рисунков, но зато увидят, чем живет их ребенок, какое у него сегодня настроение, как он воспринимает окружающий мир. Для нас важно, чтобы родители поняли, через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность. Выставки помогают детям почувствовать, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, и  педагогам.

         Ребята с нетерпением ждут занятий по рисованию, так как они не боятся, что что-то может, не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, мышку, в волшебное дерево. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоции, раскрывает возможность использование хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

        По нашим  наблюдениям, данный вид деятельности позволил сделать рисунки более интересными, красочными, дети больше проявляют фантазию, используют различные выразительные средства.

     

  Библиографический список

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии.  М., 1987. — 325 с.
  3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.  М. 2007.
  4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М., 2008.
  5. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006.
  6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб, 2008.
  7. Хвиюзова Т. А. Продуктивная деятельность как средство развития творчества у дошкольников. Архангельск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через кружковую деятельность.

Статья о развитие творческих способностей детей через организацию кружковой деятельности "Маленькие художники" (нетрадиционное рисование)....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ

С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения....

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Проект: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...

Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...