"Индивидуализация обучения в дошкольном учреждении"
статья

КОБЯКОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Индивидуализация образовательноготпроцесса в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ.

На сегодняшний день наиболее актуальным остается реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Одним из основных принципов реализации ФГОС ДО является принцип индивидуализации. Который подразумевает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана развитии  потенциальных возможностей детей, стимулировании, стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Индивидуализация достигается за счет учета личного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях:

— возраст, состояние здоровье, уровень развития (физического, эмоционального, когнитивного)

— семейная культурная среда

— способности (потребности/сильные стороны), интересы

— характер и темперамент.

Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!

Главным условием индивидуализации образовательной деятельности с детьми создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

 С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные композиции из природного и бросового материала, пластилина, которые украшают детский сад.

В группе может работать стенд или уголок «Уголок именинника». «Мое настроение» учит детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Благодаря этому дети с самого раннего возраста понимают, что любой человек имеет право на весь эмоциональный спектр – от радости и счастья, до обиды и гнева. Такой уголок поможет научить справляться с негативом и не позволять ему копиться внутри. 

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни. Согласно п. 3.3.4 ФГОС ДО 

развивающая 

предметно-пространственная  среда должна быть: 

  • содержательно насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

В группах функционируют различные центры активности, которые дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков.

То есть в групповой комнате все материалы и оборудование, ее интерьер должны способствовать развитию каждого из детей, и предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. 

В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.

Кроме традиционной техники рисования дети знакомятся с нетрадиционными техниками (пальчиком, пальчиковыми красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т. д.). Для того, чтобы детям было интересно и нравилась изобразительная деятельность, требуется смена обстановки, поэтому непосредственно образовательная деятельность может проходит в самых разнообразных уголках детского сада и на его территории (для этого используются мобильные переносные мольберты). Приходя в группу, музыкальный зал, в «зеленый уголок»  дети превращаются в фантазёров и юных художников – экспериментаторов.

Всем детям нравятся движения под музыку. Однако представляете ли вы себе, что означает для ребенка танец? Нет, это не ловкость, творчество или осанка. В танце ребенок самоутверждается. В танце актуализируется внутреннее «Я» ребенка. И чем лучше мы работаем над телом ребенка, тем гармоничнее психику он имеет!

Важное место отводится физическому развитию дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций.

Ежегодно согласно годовому плану проходят мероприятия (праздники и развлечения по физическому развитию) как в зале, так и на улице, часто привлекаем к таким мероприятиям родителей.

Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

        То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. 

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения образовательного маршрута для дошкольников с О...

Дистанционное обучение в дошкольном учреждении.

Цель дистанционного обучения в детском саду – это дать  возможность детям, не посещающим детский сад, продолжать участвовать в образовательном процессе, находясь дома. Только в этом случае,...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении

В статье раскрываются неторые вопросы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями....

«Дистанционное обучение в дошкольном учреждении».

Методическая разработка содержит: нормативные основы деятельности, основные понятия, направления деятельности ДОО с использованием дистанционных, технические условия, содержание де...

«Дистанционное обучение в дошкольном учреждении»

Данные методические рекомендации посодействуют педагогам, желающим шагать в ногу современем, вестивзаимодействие ссемьями, овладеть всеми подходящими...

Метод коллективного кейсового обучения в дошкольном учреждении

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет педагогу самостоятельно проектировать образовательный ...