Метод коллективного кейсового обучения в дошкольном учреждении
статья

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс - кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы. Метод коллективного кейсового обучения-это новая форма эффективного обучения, которая включает в себя использование проблемно-ситуативного анализ с применением кейса. Давайте разберёмся, что же это за метод. Метод кейсов – это техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. В ходе данного метода дошкольникам предлагается изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саранцева С. А.

Метод коллективного кейсового обучения в дошкольном учреждении

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс - кейс-метод. С его помощью воспитатели смогут моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы.

Метод коллективного кейсового обучения-это новая форма эффективного обучения, которая включает в себя использование проблемно-ситуативного анализ с применением кейса. Давайте разберёмся, что же это за метод. Метод кейсов – это техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации.

В ходе данного метода дошкольникам предлагается изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Впервые кейс-метод был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Учащимся предлагались описания некоторых ситуаций, которые происходили в каких-либо организациях. Познакомившись с ситуацией, студенты пытались найти самостоятельно в ходе коллективного обсуждения решение. Сегодня кейс-метод широко используется в обучении.

Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает - появляются вузовские кейс-клубы, где участники устраивают мозговые штурмы, в ходе которых анализируют, решают и выстраивают прогнозы. С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания в школах и начитают применяться в дошкольных учреждениях.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также развивать умение работать с информацией.

Как же применять на практике кейс-технологии в дошкольном учреждении? И зачем они нужны современному дошкольнику?

Использование кейс-технологии в ДОУ, позволяет детям взаимно обмениваться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

В дошкольном образовании используют различные виды кейсов: кейс-иллюстрация, проблемно-ролевой кейс, кейс-дискуссия, кейс-фото.

В практике МБДОУ «Д/с «Звездочка» широко применяют метод кейс-иллюстрации и кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Обычно подобные иллюстрации педагоги подбирают из произведений художественной литературы, мультфильмов с проблемным содержанием. Фото-кейс напротив, это реальное фото из жизни детей, сюжет которого отражает какую-либо проблему. Данный метод применяется воспитателями с целью разбора сути проблемы, анализа возможных решений и выбора лучшего из них.

Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере можем сказать, что если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Данные кейсы отличаются от наглядности тем, что предполагают знакомство детей с реальной ситуацией. Таким образом, у воспитанников МБДОУ «Д/с «Звездочка» появляется свой взгляд на решение проблемы. Рассматривая иллюстрации и фото, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого свой прогноз.

Применяя в своей работе кейс-метод педагоги МБДОУ «Д/с «Звездочка» отмечают хорошую динамику в речевом развитии детей. Начиная свою образовательную деятельность с кейсов у воспитанников активизируются мысли, развивается воображение, появляется позитивный настрой на дальнейшую работу. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Каждая выбранная ситуация соответствует потребностям дошкольника и иллюстрирует те проблемы, с которыми дети сталкиваются в жизни. Как показывает опыт, конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Подготавливая кейс для работы с детьми, воспитатели МБДОУ «Д/с «Звездочка» обращают внимание на описание содержания кейса. Ситуация должна зацепить ребёнка. В кейсе должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам детям, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вы можете сказать, что я сейчас описываю проблемные ситуации на занятии. Но это не так. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Работа с кейсами очень проста. Для начала выстраивается индивидуальная самостоятельная работа дошкольников с материалами кейса, происходит идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив и предложений решения проблемы. Далее происходит работа в малых группа по согласованию видения проблемы и ее решений. В заключение работы с кейсом ребята презентуют результаты на общей дискуссии.

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: он может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу, плавно перейти к самостоятельной деятельности. В ходе работы воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Систематическое общение педагога с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Данный метод позволяет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

На сегодняшний день в практике МБДОУ «Д/с «Звездочка» данный метод применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться, развивали умственные, сенсорные и речевые способности, учились классифицировать, вести дискуссию, развивали умение слушать и оценивать поведение свое и своих сверстников.

Библиографический список

  1. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  3. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
  4. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения."

Из опыта работы педагогического коллектива и старшего воспитателя  МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Презентация на тему "Метод проекта в образовательной деятельности дошкольного учреждения".

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образова...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы обучения в дошкольном образовательном учреждения в соответствии с ФГОС"

laquo;Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования д...

Конспект образовательной деятельности в средней группе, образовательная область «Социально-коммуникативное» Тема: «Путешествие в страну цветов» К коллективному просмотру в рамках дошкольного учреждения для студентов БПК

Добрый день! 26 апреля 2019г. Мной было проведино открытое занятие для студентов. Образовательная область "Социально-коммуникативное"на тему "Путешествие в страну цветов"...

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья на тему "Проблема использования метода проектов в ДОУ"...

"Индивидуализация обучения в дошкольном учреждении"

Индивидуализация образовательноготпроцесса в ДОУ....