ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья

Смышляева Анна Сергеевна

Статья на тему "Проблема использования метода проектов в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Каськова Анна Сергеевна, старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга 

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Метод проектов как средство воспитания, обучения и развития все активнее используется в практике дошкольных образовательных организаций. Важно понимать каковы его задачи и возможности использования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Условия реализации метода проектов предполагают четкую организацию образовательного процесса исходя из этапов разработки проекта.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение решает массу важнейших задач в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Эти задачи определяются актуальностью формируемых в дошкольном возрасте качеств личности. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к организации и осуществлению образовательного процесса в дошкольной организации, которые предусматривают создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

В связи с этим педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске новых подходов, методов, средств и форм педагогического воздействия, которое бы гарантировало достижение поставленного в ФГОС ДО результата.

На сегодняшний день можно обнаружить достаточное многообразие методических решений, позволяющих организовать разнообразную деятельность детей, направленную на их личностное развитие.

Современный дошкольник с самого рождения оказывается в перенасыщенной информацией и технологиями среде, что снижает его восприимчивость к новому. Поэтому педагоги вынуждены отдавать предпочтение методам и средствам воспитания и обучения, которые не только будут формировать представления, но и активизировать деятельность и познание ребенка.

Одним из путей решения такой проблемы является использование проектного метода.

Что же понимают под проектным методом?

Уточним для начала понятие «проект».

Слово «проект» (projectus) переводится с латыни как «выдающийся, выдвигающийся вперёд, выпирающий» [6].

Прое́кт (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план [5].

Любой проект – это способ организовать совместную деятельность людей, согласовывать взгляды, идеи, приемы, средства достижения общей цели [4].

По Ожегову проект – это замысел, план [2].

Таким образом, проанализировав взгляды на токование термина «проект», можно констатировать, что все они имеют ввиду определенный замысел, выраженный в форме плана или образа, описывающего определенный объект или явление.

Из такого определения ясно, что проект является продуктом сложного комплекса действий, охватывающих как мыслительные процессы, таки материальные предметные действия. Отсюда вытекает вывод, что проект может возникнуть только в результате деятельности, а именно, проектной деятельности.

Остановимся на сущности понятия «деятельность».

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека [1].

Отсюда следует, что проектная деятельность – это активность, направленная на выработку замысла и создание образа предмета или явления.

Закономерно возникает вопрос: возможна ли проектная деятельность в дошкольном возрасте? Достаточно ли у ребенка представлений? Владеет ли он необходимыми способами разработки проекта.

Научно-педагогические исследования показывают, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая, однако присутствуют и играют большое значение и познавательная, и трудовая, и художественно-эстетическая и коммуникативная и другие виды деятельности. Проектная деятельность детей может присутствовать во всех видах деятельности.

Овладение любым видом деятельности происходит постепенно, двигаясь от подражания, через повторение, экспериментирование к творческому поиску решения проблемы. Ребенок в дошкольном возрасте легко включается в любую активную ситуацию, особенно если она нова и несет в себе занимательный эффект. Алгоритм разработки проекта также доступен в дошкольном возрасте.

Исследователи проблемы использования проектного метода в дошкольном возрасте отмечают, что задачи, решаемые с помощью этого метода, в течение дошкольного детства претерпевают значительные изменения.

Так в младшем дошкольном возрасте в задачи входит пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию [3].

В старшем же дошкольном возрасте это уже развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развивать способность к прогнозированию будущих изменений [3].

Таким образом, очевидно, что дети дошкольного возраста обладают возможностью и способностью к разработке и созданию проектов с учетом возрастных психологических и личностных возможностей каждого.

Какие же проекты могут быть использованы в детском саду?

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Сказочная неделя»).

Перевод образовательного процесса в дошкольном учреждении с традиционных форм на проектный метод осуществляется в следующем режиме: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.         комплексные блочно-тематические занятия     интеграция (частичная интеграция; полная интеграция)      метод проектов (форма организации образовательного пространства; метод развития творческого познавательного мышления).

Очевидно, что метод проектов отличается от методов традиционно информационно-иллюстративного обучения, в основе которого лежит транслирование детям готовых, обработанных знаний, объяснение закономерностей и связей, формулировка выводов и обобщений. При использовании метода проектов значительно активизируется субъектность самих детей, опора происходит на их самостоятельность, инициативность. Такая деятельность требует от ребенка большой вдумчивости и осознанности. Все эти качества не являются врожденными, этому нужно учить.

Поэтому в первую очередь дети должны быть ознакомлены с последовательностью работы над проектом. В этой связи и сам педагог должен четко придерживаться основных этапов работы над проектом. К ним относятся:

1. Целеполагание: педагог оказывает помощь ребёнку в выборе наиболее актуальной и посильной для него задачи на конкретный отрезок времени.

2. Разработка проекта включает в себя план действий по достижению цели:

- кто может оказать помощь (взрослому, педагогу);

- где можно найти информацию;

- что можно использовать (принадлежности, оборудование);

- какими умениями нужно овладеть для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение степени реализации замысла, причин удач и неудач, формулирование новых сведений и представлений, прогнозирование и планирование дальнейшей работы.

Придерживаясь представленного алгоритма, можно гарантировать получение законченного продукта, реализации замысла или идеи. Наличие такого продукта является обязательным условием использования проектного метода. Именно это позволяет поддерживать интерес и познавательную мотивацию детей, обеспечивать проявление самостоятельности и активности в дальнейшем, стимулировать творческие проявления детей.

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что использование проектного метода в дошкольном образовании несет в себе большой образовательный и развивающий потенциал, позволяет рассчитывать на достижение целей дошкольного образования даже с учетом некоторых негативных тенденций, обусловленных социальными условиями и психологическими особенностями современного дошкольника.

Список литературы:

  1. Деятельность человека и её основные формы [Эл. ресурс] / http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/formy-deyatelnosti-cheloveka.ht   
  2. Значение слова Проект по Ожегову [Эл. ресурс] / http://tolkslovar.ru/p21550.html   
  3. Консультация для воспитателей детского сада [Эл. ресурс] / http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm   
  4. Убонова, М.Ю. Что такое проект? [Эл. ресурс] / М.Ю. Убонова. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/10/chto-takoe-proekt   
  5. Что такое Проект [Эл. ресурс] /  http://pm-notes.ru/project_definition/   
  6. Что такое проект. Определение проекта, его признаки и характеристики [Эл. ресурс] /  https://fb.ru/article/275324/chto-takoe-proekt-opredelenie-proekta-ego-priznaki-i-harakteristiki  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения."

Из опыта работы педагогического коллектива и старшего воспитателя  МБДОУ детского сада №11 црр г.Конаково...

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе ".

Консультация для педагогов "Использование метода проекта в образовательном процессе "....

Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...

Использование прозрачного мольберта в образовательном процессе дошкольного учреждения

Проблема творческого развития детей является одной из перспективных для исследований в дошкольном образовании. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна обеспечивать твор...

Выступление на МО музыкальных руководителей: "Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения".

Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.Подготовила музыкальный руководитель Цепюк М.В....