Использование прозрачного мольберта в образовательном процессе дошкольного учреждения
статья (старшая, подготовительная группа)

Малетина Виктория Алексеевна

Проблема творческого развития детей является одной из перспективных для исследований в дошкольном образовании. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна обеспечивать творческую активность и возможность самовыражения детей, а значит быть содержательной, насыщенной, оснащенной разнообразными интерактивными, игровыми средствами, способствующими выявлению и развитию индивидуальных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prozrachnyy_molbert.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЗРАЧНОГО МОЛЬБЕРТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В. А. МАЛЕТИНА

Современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу – подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром [1]. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективных для исследований в дошкольном образовании. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна обеспечивать творческую активность и возможность самовыражения детей, а значит быть содержательной, насыщенной, оснащенной разнообразными интерактивными, игровыми средствами, способствующими выявлению и развитию индивидуальных способностей дошкольников.

Творчество старших дошкольников может развиваться в разных видах детской деятельности, каждый из которых обладает педагогическим потенциалом развития. Творчество детей развивается в движении, танцах, музицировании, игровой, познавательной деятельности, в конструировании, в речевой и театрализованной деятельности, в индивидуальной форме и во взаимодействии с другими детьми. Большую значимость несет в себе изобразительная деятельность детей, где не только сама деятельность, но и средства выразительности, альтернативные средства и краски способствуют пробуждению детской фантазии и творческой активности [2]. Бумага стала привычным для детей средством выражения своих замыслов. На наш взгляд, представляется интересным прозрачный мольберт, который своей новизной для детей, возможностями индивидуального и группового творчества при частичной автономии доски мольберта (две стороны) способствует творческим проявлениям. Позволяет быть одному и, вместе с тем, с помощником и идейным вдохновителем с другой стороны мольберта. Этим вдохновителем может стать ребенок или взрослый.

Прозрачный мольберт – это удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком (педагог, родитель, другой ребенок). Его поверхность может быть стеклянной, из любого другого прозрачного материала. Его плюс – двустороннее общение, создающее одновременно автономность и сопричастность участников двустороннего мольберта. Его можно изготовить своими руками, заключив в рамку полиэтиленовую пленку или оргстекло. Может быть применим готовый стационарный прозрачный мольберт.

Занятия с использованием этого пособия многофункциональны. Можно заниматься с ребенком живописью на стекле. Эти занятия являются эффективными для творческого самовыражения детей, способствуют развитию у них коммуникативных навыков, решают задачи развития и коррекции развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта, познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.). Не получившуюся часть изображения легко удалить и переделать, что снижает у ребенка «боязнь ошибиться».

В работе с мольбертом можно использовать как классические, так и нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати; поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование маркером, кремом и другими средствами, точечный рисунок, рисуем по очереди, рисунок плюс, рисуем с натуры, юный портретист и другие. Многообразие средств позволяет сочетать их и создавать индивидуальные творческие работы, где в этом случае может компенсироваться недостаток изобразительных умений [3].

При использовании прозрачного мольберта решаются задачи: 

  • развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения);
  • развитие мелкой моторики рук, и тактильного восприятия;
  • развитие умений работать индивидуально и с другим человеком;
  • развитие навыком коммуникации и кооперации со взрослым, с детьми.

Напольный Мольберт успешно выступает средством для арт-терапии, необходим в работе психолога. Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это средство обучения, развития, коррекции в компетентных руках педагогов и психологов.

Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей с нарушениями зрения. Нарушение остроты зрения, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование у ребенка реальных представлений об окружающем мире. В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира.

Общие рекомендации по использованию мольберта:

  •  игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки;
  • игра проводится согласно возрастному ограничению во времени;
  • обязательна двигательно-глазная гимнастика для снятия напряжения;
  • совместное рисование – это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки;
  • рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения;
  • рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Таким образом, прозрачный мольберт – может быть вариативным и эффективным, привлекательным для детей средством развития творчества старших дошкольников в ДОО. В процессе работы с детьми целесообразно реализовывать специально отобранные игры и упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования. Работу важно планировать для последовательности и системности решения развивающих задач. Прописанные рекомендации для педагогов и родителей могут быть применимы в условиях дошкольного учреждения и в семейном воспитании дошкольников. Перспективами дальнейшего исследования является внедрение педагогического комплекса игр и упражнений для развития творчества детей 5-7 лет средствами прозрачного мольберта в образовательный процесс дошкольного учреждения. Так же необходимо рассмотреть и доказать правомерность определенных нами педагогических условий продуктивного внедрения сконструированного  комплекса развивающих игр и упражнений. Актуально так же изучение других возможностей развития творчества детей, и раскрытия их творческого потенциала в детском саду и семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральная программа развития образования : Приложение к Федеральному закону от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ //  ООО " НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова [и др.] ; под ред. Р. Г. Казаковой. — Москва : Сфера, 2005. — 125 с.
  3. Фатеева, А. А. «Рисуем без кисточки» /  А. А. Фатеева. — М. : Академия развития, 2007. — 98 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм пр...

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья на тему "Проблема использования метода проектов в ДОУ"...

Педагогический опыт. «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представ...

Выступление на МО музыкальных руководителей: "Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения".

Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.Подготовила музыкальный руководитель Цепюк М.В....