Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ.
статья

Свистунова Нина Викторовна

О работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagogam_po_rabote_s_detmi_s_ovz.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности

нескольких условий.

Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор

развития). Сохранность биологической основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом.

Второе условие – благоприятная социально-педагогическая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Т.е. общения со взрослыми и сверстниками, а так же для развития всех видов деятельности.

Третье условие – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная,

познавательная, речевая, коммуникативная).

Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то дети с проблемами в развитии развернуть свою собственную программу без специальной коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них при ведущей роли взрослого.

Изменения в современной системе дошкольного образования касаются

переосмысления принципов, содержания, форм, методов обучения и воспитания.

Особенно данные изменения касаются педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ОВЗ. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2. Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации»

.Система работы:

1. Принятие ребенка не зависимо от его диагноза.

2. Не делать быстрых выводов. Уметь ждать.

3. Позитивность. Положительное оценивание успехов ребенка. Похвала

потенциальных успехов помогает поверить в себя. Использование авансовых

поощрений стимулирует ребенка к попытке что-либо сделать.

 

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ.

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

1.Снятие страха – «Ничего страшного...»

2.Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что...»

3.Авансирование – «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

4.Говорите это искренне и уверенно.

5.Усиление мотива – «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).

6.Педагогическое внушение – «Приступай же...»

7.Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

1.Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

2.Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

3.Формируйте веру в успех.

4.Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою

точку зрения.

 Рекомендации педагогам, работающим с детьми ОВЗ.

Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для

каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями

здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.

Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической

безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка,

пониманию его ситуации.

Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов.

Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.

Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную

программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой

программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.

Классическая схема взаимодействия ребёнка с ОВЗ и взрослого при

выполнении задания:

1. Объяснение ребёнку, что он должен сделать.

2. Оказание помощи.

3. Создание ситуации успеха.

4. Поощрение за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

 предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;

 начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

 сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более

легкими;

 включать в программу обучения развития нескольких навыков, которые

способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей.. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным.

Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.

 

Положительная мотивация к деятельности.

 Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью

взрослого.

Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай попробуем сделать это

вместе» или «Не получилось – ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова,

обращенного к ребенку: «Именно ты можешь передать образ лисы» или «Всем

понравиться, если именно ты исполнишь эту песню».

«Ситуация успеха» создает положительный эмоциональный фон в процессе занятий и других видов деятельности, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявления интереса к деятельности.

 Не  стоит забывать, каждый ребенок « особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один , когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает, с таким  ребенком наиболее продуктивной будет работа в кабинете дефектолога.

Люди, работающие с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным  терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью.

Именно  благодаря этому ребенок с ОВЗ  получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в  окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Рекомендации педагогам для работы с детьми среднего возраста в адаптационный период

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками...

Рекомендации педагогам для работы с детьми в адаптационный период «Игры с песком»

Примерная тематика построек из песка и предполагаемые действия детей....

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Рекомендации педагогам по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Здесь представлены рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ....