Формы и методы формирования изобразительных навыков в младшем дошкольном возрасте
презентация к уроку (средняя группа)

Чумак Оксана Сергеевна

"Искусство заключается в том,

чтобы найти в необыкновенном обыкновенное

и обыкновенное в необыкновенном" 

                                                               Дени Дидро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_chumak_o.s.doc68.5 КБ
Файл chumak_o.s.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Формы и методы формирования изобразительных  навыков  
  2. в  младшем дошкольном возрасте
  3. Чумак Оксана Сергеевна, воспитатель,
  4. ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение
  5. детский сад «Солнышко»
  6. Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей.

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются не всегда, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. Мною поставлена цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Формировать навык использования детьми нетрадиционных техник рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются нод и самостоятельная деятельность. Для того чтобы изобразительная деятельность на нод проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на нод, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить нод воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник   рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессовый эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. 

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. 

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. 

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. 

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! 

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала тонируем лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона или готового рисунка. Даже не увлеченные рисованием дети, научившись использовать эту технику, выполняют потрясающие работы и, увлекаясь этим видом деятельности, занимаются этой работой в свободное время.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу художественного творчества и его результатам.

Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.). Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Рисование способствует эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии. Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи: формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности); развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности; формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.

Творчество детей - это волшебный мир, в котором интересно всем - и самим детям и взрослым! Детские рисунки чрезвычайно непосредственны, талантливы и даже гениальны. Творчеством взрослого сложившегося художника, как правило, руководит мозг, и, быть может, чувство. А кистью ребенка управляет интуиция и согласно некоторым теориям, опыт других его жизней. Рисунки и творчество детей вообще заряжают энергией и оптимизмом. Итак, изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности.


Литература

  1. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками.- 2007.-№6
  2. Глазкова Н.Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н.Н. Глазкова // Работа с дошкольниками.- 2009.-№2
  3. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание.- 2004.-№2
  4. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – М.: Сфера, 2006. – 114 с.
  5. Никольская, О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.
  6. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/ Т. Цквитария. – М.: Сфера. – 2011. – 128 с.
  7. Шклярова, М. Рисуйте в нетрадиционной технике. [Текст]/ М. Шклярова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №11. – С 6-8.


Приложение 1

План непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в 1 младшей группе

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Весна».

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Яблони в цвету».

Цели:  1. Формировать умение рисовать цветочки яблони нетрадиционным способом (донцем пластиковой бутылки).

  1. Развивать творческие навыки; познавательные и коммуникативные способности.
  2. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Материал и оборудование: пластиковые бутылки (ёмкость 05л), гуашь коричневого, розового или белого цвета, салфетки, клеёнки на каждого ребёнка, иллюстрации с изображением цветущей яблони, образец рисунка, листы тонированной (голубой) бумаги; иллюстрации на тему «Весна».

Содержание НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

 
Дети. Весна. 

Воспитатель ведёт беседу о сезонных явлениях весны. Весной расцветают деревья и кустарники. Показ иллюстрации цветущей яблони. 
Дети рассматривают иллюстрацию. Подробнее рассматривают крупным планом цветок яблони. У яблони пять лепестков, сердцевина, на одной веточке много цветочков, они розового цвета, в центре жёлтая сердцевинка.

2. Показ приёмов рисования. 

- Дети сегодня мы будем рисовать веточку цветущей яблоньки нетрадиционным способом. Вот посмотрите, у меня в руке пластиковая бутылка. Я беру лист  бумаги и кладу его на бумажную салфетку. На столе вы все видите в розетке розовую гуашь. Донце бутылки я обмакиваю в гуашь и наношу на лист бумаги, затем рядом ещё наношу и ещё. У меня получились цветочки яблони. Осталось нарисовать веточку. Чистой ватной палочкой, обмакнутой в коричневую гуашь, я соединяю цветочки и получилась веточка яблони.

 3. Рисование яблоневой веточки. 

Дети рисуют яблоневую веточку с опорой на образец. Проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, нуждающимся в помощи. 

4. Рефлексия. 

Дети рассматривают свои рисунки. Соединяют веточки, и получается цветущая яблонька. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы формирования изобразительных навыков в младшем дошкольном возрасте Чумак Оксана Сергеевна Воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»

Слайд 2

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро

Слайд 3

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования художественно - эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности.

Слайд 4

Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей.

Слайд 5

Цель – развитие изобразительной деятельности детей м ладшего дошкольного возраста. Задачи: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, уметь применять в изобразительной деятельности; Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования; Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, любознательность; Формировать эстетический вкус; Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Слайд 10

«Краски весны» «Здравствуй, солнышко!» (рисование ладошками) «Весенние цветы» (рисование ладошками) «Одуванчик» (рисование пальчиками) «Яблони в цвету» (оттиск) «Ландыши» (рисование ватными палочками)

Слайд 11

Практическая часть Вид: нетрадиционное рисование Тема: «Яблоня в цвету» Техника: оттиск

Слайд 12

1. Приготовить: альбомный лист цветной или тонированной бумаги голубого цвета; гуашь белого, розового, коричневого цвета; маленькая пластиковая бутылка; кисть; салфетка.

Слайд 13

2. Нарисовать краской коричневого цвета с помощью кисточки очертание веточки дерева.

Слайд 14

3. Опустить донышко бутылки в блюдце с белой краской.

Слайд 15

4. Нанести оттиск на бумагу.

Слайд 16

5. Получилась вот такая веточка цветущей яблони.

Слайд 17

Фантазии на тему: «Краски весны»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Рекомендации по совершенствованию форм и методов коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными ф...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Формы и методы экологического воспитаниядетей дошкольного возраста...

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психолого- педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми....

Инновационные методы и формы работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения в быту и социуме.

Проект «Формирование у детей безопасного поведения в пожароопасных ситуациях на основе взаимодействия групп старшего и среднего дошкольного возраста»....